Фильм

Фильм Фестиваль Рифкина

Rifkin's Festival (2020, США), IMDb: 6.2

6.7
6.2
1/13

Очередная открытка от Вуди Аллена, на этот раз фестивальная

Пожилой нью-йоркский киновед Морт Рифкин (Уоллес Шон) отправляется на кинофестиваль в Сан-Себастьяне за компанию с женой, крупной пиарщицей (Джина Гершон). Жена ни на шаг не отходит от своего клиента, модного французского режиссера (Луи Гаррель), снявшего фильм о том, что война — это плохо. Морт чует неладное, а тем временем сам увлекается местным кардиологом (Елена Анайя), на прием к которой его привела ипохондрия. Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Сан-Себастьяне, где он и снимался.

СтранаСША
ЖанрыКомедия
РежиссерВуди Аллен
Продолжительность1 час 32 минуты
Дата выхода18 сентября 2020
Дата выхода в России31 декабря 2020
Возрастное ограничение16+
Американский писатель, актер, режиссер, продюсер. Сыграв главные роли в большинстве своих фильмов, создал себе в кино легко узнаваемый имидж рефлексирующего городского невротика, испытывающего постоянную нужду в психоаналитике. Начиная с 1977 года, когда его картина «Энни Холл» получила сразу четыре «Оскара», работы Вуди Аллена неоднократно номинировались на главную кинонаграду Америки. Написал более 40 киносценариев к своим фильмам.

Рецензия «Афиши» на фильм «Фестиваль Рифкина»

7

Комедия Вуди Аллена о кино и возрасте

Пожилой нью-йоркский киновед Морт Рифкин (Уоллес Шон) отправляется на кинофестиваль в Сан-Себастьяне за компанию с женой, крупной пиарщицей (Джина Гершон). Жена ни на шаг не отходит от своего клиента, модного французского режиссера (Луи Гаррель), снявшего фильм о том, что война — это плохо. Морт чует неладное, а тем временем сам увлекается местной врачихой (Елена Анайя), на прием к которой его привела ипохондрия.

После серии американских фильмов Вуди Аллен, столкнувшийся с новыми (старыми) трудностями дома, снова отправился в Европу, где он почти безвылазно снимал с середины нулевых по середину десятых. Деньги в этот раз испанские, и режиссер-турист, уже работавший в Каталонии, переместился в не менее живописную Страну Басков. Знаменитая алленовская производственная эффективность получила символическое выражение: фильм про фестиваль в Сан-Себастьяне, сделанный на местности, был презентован на том же фестивале, который худо-бедно удалось провести в сентябре.

Предмет этой романтической комедии, снятой, как и последние несколько картин Аллена, итальянцем Витторио Стораро в блаженной золотистой гамме — к счастью, не роман между 77-летним Шоном и 45-летней Анайей (у Гершон и Гарреля, впрочем, тоже приличная разница в возрасте), а скорее фантазии первого. Причем фантазии, непосредственно связанные не столько с эросом, сколько с танатосом: Рифкин, у которого даже от имени недвусмысленно веет смертью, тщится напоследок найти в жизни какие‑то приметы осмысленности, и что лучше сгодится для этого, чем брюнетка-кардиолог. Даже если эта затея выглядит так же обреченно, как другой его роман — книга, которую Морт давно пытается написать, но никак не может, потому что как у Достоевского не выходит, а зачем писать хуже.

Еще одна страсть главного героя — классический, в основном европейский кинематограф, который он раньше преподавал, — тоже является источником фантазий. Точнее, снов: центральная шутка, проходящая через весь «Фестиваль», — черно-белые вставки, пародирующие самые известные шедевры Трюффо, Годара, Бунюэля и так далее. Первым номером — популярный в этом сезоне «Гражданин Кейн» с санками, на которых написано «Роза Бадник». Главный любимец автора Бергман удостоен сразу двух скетчей, в одном участвует Кристоф Вальц в не слишком неожиданной роли, в другом использован смешной формальный ход. В целом все это не то чтобы обхохочешься, но довольно мило.

Уоллес Шон, который так похож на черепашку, что упоминать об этом давно стало дурным тоном, — прекрасный артист, культовая фигура, он много раз снимался у Аллена: иначе говоря, его выход в роли алленовского альтер эго напрашивался. Но как и в случае с Ларри Дэвидом, например, очевидный выбор — не значит правильный. Опыт показывает, что лучшие аллены получаются у его полных противоположностей (взять хоть Оуэна Уилсона в «Полночи в Париже»). А еще один восьмидесятилетний еврейский интеллектуал из Нью-Йорка — ну, это понятно, но скучновато. К тому же их дуэт с Анайей, к сожалению, совсем не работает: неловкость, которую оба явно испытывают, слишком заметно выходит за рамки сценария, а интерес друг к другу, напротив, не чувствуется вовсе. Знойные Гершон и Гаррель — получше, но им особенно негде разгуляться.

Тем не менее: красивые виды, приятные лица, знакомые шутки, меланхолия уходящей натуры (есть сцена, где номер телефона записывают на бумажке). «Проходной Аллен», «второстепенный Аллен» — критические клише, которые в последние лет тридцать как минимум употреблялись по поводу и без повода и затерлись до полной бессмысленности. В данном случае они, пожалуй, уместны; другое дело, что и проходной Аллен интереснее, чем девять из десяти фильмов в прокате, и даже у какой‑нибудь «Знаменитости» есть свои преданные поклонники, и наверняка они будут и у «Рифкина», и иначе быть не может и не должно.

В одной из своих синефильских фантазий Морт, обсуждая кое с кем «Миф о Сизифе», замечает, что, даже добившись успеха, Сизиф просто останется с камнем на вершине горы. На самом деле, разумеется, тащит он, а с камнем останемся мы.

23 февраля 2021
10

Фестиваль Рифкина

Самый красивый город на берегу солнечной Испании, романтическое настроение и престижный мировой кинофестиваль, сияющий кинозвездами – именно за этим тысячи людей ежегодно отправляются в Сан-Себастьян. Однако для одной супружеской пары магия кино оказывается реальной. Их затягивает в водоворот соблазнов и приключений, где жанры стремительно сменяют друг друга словно эмоции влюбленных.
Морт - писатель из Нью-Йорка, похожий на работника библиотеки и милый пожилой мужчина, который сопровождает свою жену Сью на кинофестивале в Испании. Он начитанный интеллектуал: когда-то вёл курсы по истории кино - говорит он личному психиатру в начале фильма. Жена знакомит его с молодым режиссёром Филиппом - общается и проводит с ним время, они не обращают внимания на Морта - и просто "обводят вокруг пальца". У него, напротив - начинаются дружеские отношения с доктором-девушкой, к которой он случайно зашёл проверить "давление", и у которой постоянные "скандалы" с мужем-художником. Здесь в Испании ему сняться сны (о том, что жена ушла к молодому любовнику, и даже о том, как его жена общается с его подругой-врачом) и приходят "видения" из прошлого о семье. В Нью-Йорке он думал о книге, здесь его разум заняли разные сумбурные мысли, а его личная жизнь постепенно "разваливается".
«Фестиваль Рифкина» (англ. Rifkin’s Festival) — комедийный фильм и юбилейный 50-й фильм в режиссёрской карьере Вуди Аллена, написанный по всем знакомым штампам именитого автора. Постоянные составляющие "оригинального стиля" "живого классика Голливуда" на месте: монтажёр - Алиса Лепселтер, оператор - Витторио Стораро и даже традиционный шрифт титров. Уоллес Шоун в роли Морта - не играет, а проживает свою роль; Джина Гершон, Луи Гаррель (Мечтатели, Маленькие женщины, Офицер и шпион), Елена Анайя - у всех здесь тонкие, актёрские работы, которые традиционны для работы Аллена. Сценарии Аллена - за вроде простой темой - это всегда выверенные психологические образы и ситуации во главе с главным героем (будь это молодой человек в поисках неразделённой любви или пожилой мужчина который задумывается о своей жизни спустя годы) - который решает те или иные моральные проблемы, и которые как "ком" сваливаются на него. Милая, скромная "комедия положений" о герое, который, кажется с чем-то смирился и что-то понял на данном, жизненном этапе. Отдельный "сюрприз" фильма - небольшое "камео" лауреата "Оскара" Кристофа Вальца в роли Смерти. "Твоя жизнь не пуста - она бессмысленна!" - говорит Смерть - Морту, а он лишь многозначительно спрашивает совета у психолога в финале, ответа которого мы не услышим.


2 января 2021
Стоит увидеть
8Обожаю Вуди

Почти все фильмы посмотрела у Вуди, с удовольствием пошла и на этот фильм. Он оправдал ожидания почти по всем направлениям: красивые пейзажи и интерьеры, любовная линия, легкий мелодраматизм, лирические ноты джазовых композиций, красивые женщины, намек на секс, и некоторый щемящий рефрен, что не все в жизни можно получить по своему желанию. Нет никакого напряжения, за сюжетом можно следить с бокалом вина в семейном кругу. Однако, если бы роль главного героя Вуди сыграл бы сам, то мне бы фильм гораздо больше понравился, поэтому ставлю 8, а не 10.

14 февраля 2021
8Рекомендую к просмотру!

Изумительный старый-добрый Вуди 😍 Welcome back!

В этот раз на роль самого себя (почти) пригласил забавного Уоллеса Шона, и, кстати, не прогадал, Рифкин получился просто очаровательным персонажем, к которому сложно не испытывать симпатию, несмотря на его снобизм и незрелость.

Ну и конечно нельзя не сказать про Луи Гарреля.. ОМГ! Просто восхитительно сыграл скучающего селебрити, который просто хочет любви) И при этом сумел изобразить отношение к нему Рифкина, да и самого Вуди, который в гробу видал всех этих селебрити :)

17 января 2021
10

-В суд на Бога может подать только еврей.
-Только еврей может его выиграть.

8 января 2021
Свежо
8Снова хороший фильм после перерыва на мелодрамки...

После череды довольно слабых с точки зрения "житейской мудрости" фильмов ( "магия лунного света", "светская жизнь", "дождливый день в нью-йорке") Вуди сподобился создать приятный слегка грустный фильм о нормальных, реальных вещах. В обычной элегантно-небрежно-деликатной манере лента повествует о нелепости наших ожиданий и мечтаний. Мечтах о том , что молодые и не очень женщины могут интересоваться "глубоким внутренним миром" мужчины ( и наоборот), о том, что возможен шанс заполучить интересную рациональную интеллектуалку-докторицу в персональные контролеры холестерина и при этом она будет поддерживать занудные мыслетоки о достоинствах европейского кино и сопереживать нескончаемому процессу написания романа и т.п... Только кто-то ограничивается собственно мечтаниями, а кто-то начинает ломать устоявшуюся жизнь и влечется за призрачными или слишком кратковременными фантазиями... Фильм получился скорее более забавным, чем нравоучительным и в этом его несомненное достоинство. Главный герой слишком гротескный в своей обаятельной некрасивости... даже могла родиться мысль, что Морт, не смотря на всю мягкотелость, на самом деле - своего рода "джокер"... В общем, если бы Морта играл не 77 летний актер, а кто-то более подходящий, то впечатление было бы ровнее...
Музыка - джаз-мануш очень хороша, и желание задержаться в зале пока по экрану бегут финальные титры, как обычно на алленовских фильмах - присутствует.

4 января 2021
Все отзывы
Материалы о «Фестиваль Рифкина»
Кинопремьеры на длинные выходные: «Последний богатырь: Корень зла», «Охота на Санту» и «Фестиваль Рифкина»
Кинопремьеры на длинные выходные: «Последний богатырь: Корень зла», «Охота на Санту» и «Фестиваль Рифкина»
30 декабря 2020
17 кинопремьер декабря
17
кинопремьер декабря
4 декабря 2020
20 захватывающих детективных сериалов
20
захватывающих детективных сериалов
26 ноября 2021
«Черная Вдова» против «Обители зла»: Наташа Романофф сражается с зомби, Netflix тоже
«Черная Вдова» против «Обители зла»: Наташа Романофф сражается с зомби, Netflix тоже
25 ноября 2021