Фильм

Фильм Пятеро одной крови

Da 5 Bloods (2020, США, Вьетнам), IMDb: 6.5

1/3

«Апокалипсис сегодня» на черном свэге

Четверо черных корешей, вьетнамских ветеранов (Делрой Линдо, Кларк Питерс, Норм Льюис и Исайя Уитлок-мл.), плюс сын одного из них (Джонатан Мейджорс) возвращаются в джунгли Сайгона, чтобы найти останки своего боевого командира (Чедвик Боузман) и ящик цэрэушного золота, который они приберегли на черный день. Новый фильм Спайка Ли, снятый для «Нетфликса», это не только злободневное социальное высказывание на тему Black Lives Matter, но еще и невероятный формалистский эксперимент, как с точки зрения построения кадра (в картине преобладают три формата изображения: флешбэки, например, оформлены под 16-миллиметровую пленку), так и гибрида жанров («Пятеро одной крови» — это такой вестерн про вьетнамскую войну, «Сокровища Сьерра-Мадре» в джунглях). Если после «Черного клановца» стало понятно, что Спайк вернулся в былые кондиции, то после нового фильма — что он находится на пике своей творческой формы. Словом, это тот самый афроамериканский ремейк «Апокалипсиса сегодня», который мы заслужили!

СтранаСША, Вьетнам
РежиссерСпайк Ли
Продолжительность2 часа 34 минуты
Дата выхода12 июня 2020
Дата выхода в России12 июня 2020
Сайтnetflix.com
Афроамериканский режиссер. Родился в Джорджии, но, когда ему было шесть лет, родители переехали в Бруклин. После учебы в киношколе Нью-Йоркского университета снял дебютную романтическую комедию «Ей это нужно позарез». После этого Ли заметили в Голливуде — и он стал первым чернокожим режиссером, начавшим работать с крупными студиями. В своих картинах («Лихорадка джунглей», «Малкольм Икс») Спайк, не чурающийся гражданского пафоса, много внимания уделял расовым проблемам. Впрочем, помимо «черных драм» («Его игра», «Она ненавидит меня») в его фильмографии неизменно фигурируют и жанровые картины: триллер про поиски маньяка «Лето Сэма», фильм-ограбление «Не пойман — не вор», голливудский ремейк корейского хита «Олдбой». Несколько раз номинировался на «Оскар» и в 2016 году был награжден почетной статуэткой Американской киноакадемии.

Рецензия «Афиши» на фильм «Пятеро одной крови»

8

Вьетнамский боевик Спайка Ли на «Нетфликсе»

Спустя почти полвека после окончания Вьетнамской войны четверо ветеранов-афроамериканцев — Пол (Делрой Линдо), Отис (Кларк Питерс), Эдди (Норм Льюис) и Мелвин (Исайя Уитлок-мл.) — встречаются в Хошимине, бывшем Сайгоне. За ними увязывается Дэвид (Джонатан Мейджорс), сын Пола, с которым они в сложных отношениях. Ветераны хотят отыскать в джунглях останки своего командира (Чедвик Боузман), убитого в бою, а заодно — ящик с золотыми слитками, потерянный ЦРУ по дороге к южным вьетнамцам.

Можно долго удивляться, как Спайку Ли с «Нетфликсом» удалось так ловко выпустить столь своевременный фильм, но никакого чуда здесь, конечно, нет: Ли неустанно гнет свою линию тридцать с лишним лет, и почему бы очередному его высказыванию на тему «Black Lives Matter» не совпасть с волной протестов. Тем не менее — попадание выдающееся, в десятку. Не самое удачное десятилетие в карьере автора закончилось триумфом «Черного клановца», и «Пятеро», очевидно, закрепят сейчас этот успех: в данную конкретную минуту 63-летний Ли — самый актуальный режиссер Соединенных Штатов.

Любопытно, что черная полоса (с кульминацией в виде ремейка «Олдбоя») началась в конце нулевых с фильма «Чудо святой Анны», где Ли попытался восстановить историческую справедливость и вспомнить черных солдат, «солдат Буффало», сражавшихся в Италии во Второй мировой. Тогда у него вышел местами вдохновенный, но в целом безобразно приторный и нескладный кинороман. Эхо «Чуда», где тоже было четыре с половиной главных героя, порой звучит в новом фильме, корректирующем память о другой войне — скажем, в пропагандистской радиотрансляции, там нацистской, тут коммунистической, которая женским голосом сообщает черным солдатам (не без оснований), что их эксплуатирует белое начальство. Но «Пятеро» — совсем другой жанр, точнее, смешение жанров: Ли не играет в студийный эпос, а делает, как надо, как считает нужным.

Еще смешно, что изначально сценарий был про белых ветеранов, и снимать его собирался Оливер Стоун — а потом Ли вместе с соавтором по «Клановцу» Кевином Уиллмоттом все переписал под себя. Из первого сценария в общих чертах сохранилось, очевидно, приключенческое ядро: сюжет про золото с отсылками к «Сокровищам Сьерра-Мадре» и противостояние (и сотрудничество) с разными местными силами. За вечное французское присутствие во Вьетнаме отвечают Мелани Тьерри в роли замаливающей грехи отцов активистки и неуловимо комический Жан Рено, играющий мутного дельца. В типично колониалистском сюжетном завитке — культурная идеология, с которой Ли тут сознательно и активно борется, но с очень переменным успехом — у одного из солдат во Вьетнаме осталась мимолетная (и по сей день благодарная) возлюбленная и, более того, выросла дочь.

Пол в величественном, иначе не скажешь, исполнении любимца режиссера Делроя Линдо, самый главный из главных героев, кажется, тоже легко мог бы оказаться в условном фильме Стоуна — вечный солдат с посттравматическим синдромом, едва разговаривающий с сыном, зато каждую ночь беседующий с погибшим командиром. Но с переменой расы его драма, его разочарование, его безумие приобретают совершенно особенный характер, и фрагмент, когда он остается один — самый странный и яркий эпизод фильма. Ли, заостряющий все политические углы, вдобавок делает Пола поклонником Трампа — вот, мол, до чего довели человека; его красная бейсболка «MAGA» тут — почти самостоятельный персонаж.

Само приключение из традиционного для военных боевиков сведения счетов с собственным прошлым превращается в сведение счетов с прошлым страны. Это смешной и трагический, жестокий и нелепый, играющий только по собственным правилам комикс. В типичной для себя манере Ли разбрасывает по экрану листовки: цитаты из его кумиров Мартина и Малкольма, клипы зверств во Вьетнаме и беспорядков в Америке, сноски про знаменитых афроамериканцев, и так далее. Плюс тематические шпильки в адрес «Рэмбо» и «Апокалипсиса сегодня». Плюс 16-миллиметровые флешбэки, в которых молодых героев невозмутимо играют все те же 70-летние актеры (как ужасно выглядело бы компьютерное омоложение, можно увидеть перед финальными титрами).

У формалистской воздушности и расслабленности Ли есть, как известно, изнанка: в некоторых фильмах ему трагически не хватает внутреннего редактора. И еще монтажера. «Пятеро» — далеко не самый вопиющий пример, но каждая ли минута из этих 154-х — бесценна? Тут есть о чем поспорить, скажем так. И вечная борьба в Ли публициста и рассказчика то и дело подталкивает его в неочевидных направлениях. Но в моменты, когда у него получается — у него получается лучше всех. А когда не получается — в этом столько жизни, искренности и ярости, что все равно дай бог каждому. И когда герои чешут по джунглям, подпевая Марвину Гею, остается, действительно, только помолчать и послушать.

15 июня 2020
Читайте также
43 отличных фильма, которые миновали российский прокат в 2020 году
43
отличных фильма, которые миновали российский прокат в 2020 году
12 декабря 2020
40 кинопремьер, которые скрасили карантин
40
кинопремьер, которые скрасили карантин
27 июля 2020
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
«Паразиты» vs «Игра в кальмара»: какая южнокорейская сатира на капитализм круче?
30 ноября 2021
20 сериалов декабря: продолжение «Ведьмака», финал «Бумажного дома»
20
сериалов декабря: продолжение «Ведьмака», финал «Бумажного дома»
30 ноября 2021