Фильм

Фильм Проксима

Proxima (2019, Франция, Германия), IMDb: 6.3

Выбор «Афиши»
6.8
6.3
1/12

Ева Грин прощается с дочерью перед тем, как улететь в космос

В 2030-м человечество намерено отправить экспедицию на Марс: ее участниками становятся американец Майк (Мэтт Диллон), россиянин Антон (Алексей Фатеев) и француженка Сара (Ева Грин), которая пытается объяснить своей маленькой дочери, почему это важно. Не столько фантастическая, сколько семейная драма про космонавтку в мужском мире и преодоление земного притяжения. Съемки проходили в России (в Звездном городке и на космодроме Байконур), а фото с голливудскими актерами в магазине «Пятерочка» превратилось в мем.

СтранаФранция, Германия
Продолжительность1 час 47 минут
Дата выхода7 сентября 2019
Дата выхода в России16 января 2020
Возрастное ограничение12+

Рецензия «Афиши» на фильм «Проксима»

7

Ева Грин в Звездном городке

Француженка Сара (Ева Грин), которая тренируется в Европейском центре космонавтов в Кельне, узнает, что ее утвердили для длительной экспедиции на МКС, миссии «Проксима». Это означает, что ей придется надолго расстаться со Стеллой (Зели Булан), дочерью младшего школьного возраста: та переедет к отцу, немцу-астрофизику (Ларс Айдингер), с которым Сара в хороших отношениях, но в разводе. Месяцы перед полетом Саре предстоит провести в Звездном городке под Москвой и на «Байконуре» в компании инструкторов, врачей и двух других членов экипажа — американца (Мэтт Диллон) и русского (Алексей Фатеев).

Космос по-прежнему — главная общая мечта человечества, и в околокосмической среде установлено почти коммунистическое интернациональное братство. Все основные герои фильма, включая маленькую девочку (стоит еще упомянуть немку Сандру Хюллер, звезду «Тони Эрдманна», играющую психолога), с легкостью переходят с одного языка на другой: Ева Грин, в частности, помимо французского бегло говорит в кадре по-английски, по-немецки и по-русски.

Весь второй акт «Проксимы» происходит в России, а третий — в Казахстане, и при этом практически ничто, кроме заснеженного леса за окном и переговоров окружающего персонала, не выдает выход действия за пределы Европейского союза. Ладно, российский космонавт при знакомстве немедленно предлагает выпить, но это первый и последний геополитический комментарий фильма. К тому же космонавт оказывается милейшим человеком, и в дальнейшем не замечен ни с водкой, ни с косовороткой, ни с медведем; наоборот, декламирует наизусть Мандельштама.

Братство братством, а что же сестры? Автор фильма, французская постановщица с поэтичным именем Алиса Винокур, неравнодушна к феминистским вопросам, и, безусловно, ритуальный вызов в «Проксиме» есть: на титрах показывают фотографии женщин-космонавтов, в кадре вспоминают Терешкову, а герой Мэтта Диллона (он как раз слегка карикатурно американский) позволяет себе немного доброжелательного сексизма, хотя потом и исправляется. Но тема женской борьбы, преодоления здесь второстепенна и обозначена механически: космический коммунизм — почти постгендерный (Клер Дени, конечно, не согласна). Это еще не «Звездный десант», но общей раздевалкой члены экипажа, которым предстоит месяцы провести в одной консервной банке, пользуются, не задумываясь. В затылок Саре на случай чего дышит дублер-датчанин.

Другое дело — тема материнства, которая в «Проксиме» как раз центральная. Как же, задаемся мы вопросом на этом экстремальном примере, женщине совместить профессиональное и личное. Что делать человеку, у которого дочь зовут Стеллой, а кошку — Лайкой, когда перед ним встает выбор увидеть Марс или первую влюбленность дочери. И что обо всем этом скажет дочь, в начале задумчиво интересующаяся, кто из них раньше умрет. Картина Винокур — занятная пара к другому свежему космическому фильму с латинским названием, «К звездам» Джеймса Грея, где эта же проблема рассматривалась с мужской точки зрения.

«Проксима», конечно, кино куда более скромное, во всех смыслах приземленное и порой чересчур, пожалуй, незатейливое. В принципе Ева Грин весь фильм прощается с дочкой, иногда отвлекаясь на тренировки и короткие диалоги с коллегами. Но по крайней мере Винокур знает, чего хочет — и каким образом это показать: все разыграно уверенно, прямолинейно, как по нотам. Документальный реализм — снимали на местности, — когда надо, подтягивается к звездам в саундтреке великого Рюити Сакамото. Грин, удерживаясь от соблазнов излишнего мелодраматизма, выступает предельно четко. Второй план тоже очень хороший. «Проксима» — маленький шаг для человечества, но не лишний.

19 января 2020
9

Мне всегда нравились фильмы про полеты в космос и подготовку к ним и естественно, что «Проксиму» захотелось посмотреть именно в кино. И так вышло, что эта история мне понравилась не меньше, чем хваленые «Марсианин» и «Интерстеллар». К тому же, здесь гораздо меньше пафоса и громких речей, что пошло фильму только на пользу, потому что в таком случае мы можем сосредоточиться на самом главном – героине великолепной Евы Грин и ее переживаниях.

Фильм рассказывает о том, как действительно непросто будет попрощаться с близкими тебе людьми перед полетом, который может оказаться путевкой в один конец. Вместе с тем Сара (героиня Грин) должна пойти на столь рисковый шаг, потому что это ее цель, стремление и вера. А так как ей есть к кому возвращаться, значит она сделает все, чтобы полет прошел успешно. Саре есть, что терять и эта наилучшая страховка от необдуманных поступков.

История получилась эмоциональной и интересной, с демонстрацией вполне реальной программы подготовки космонавтов и крепкой драмой, которая не переходит границы и старается быть локомотивом сюжета, а не лишним давлением на зрителя. Вам точно должно понравиться.

16 января 2020
9

Лично я рассматриваю «Проксиму» не так, как фильм о полетах в космос, как жизненную драму между мамой и дочкой. Лично для меня это самая интересная часть фильма. Может быть потому, что я человек эмоциональный и мне не раз приходилось расставаться со своим ребенком из-за командировок. Отношения между Сарой и дочерью показаны очень грамотно, с чувствами и переживаниями, но без лишнего трагизма. Ты веришь, что они на само деле близкие люди и им очень непросто прощаться при том, что вариантов все равно нет…

Также мне понравилось то, как показали подготовку Сары к эпохальной миссии. И портрет Терешковой в одном из моментов прям бьет для русского зрителя в самую цель. Никакой политики и ненужной вражды в этом фильмы вы не найдете. Главное, чему он нас учит, так это тому, что нужно верить в себя несмотря ни на что, любить свою семью и всегда к ней возвращаться, ведь это самое главное в жизни. В общем и целом, мне фильм понравился. Рекомендую.

16 января 2020
9

Лично я шёл на фильм чтобы в очередной раз посмотреть на титьки Евы Грин.
Фильм меня в этом плане не разочаровал.
Они всё там же, с ними всё ок.

21 января 2020
9

Не фантастика. Хорошая драма. Немного грустная. Грин сыграла прекрасно, впрочем как и всегда..

16 января 2020
9

Потрясающий фильм. Он не про космос а про выбор, который нам всем приходиться делать в какой то момент своей жизни. Вопрос что выбрать, предназначение- профессию или семью. Для женщины это в особенности сложный выбор. Идите и смотрите. Актеры играю потрясающе. Я вся урыдалась. На одном дыхании.

21 января 2020
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фантастические фильмы 2020 года
Лучшие фантастические фильмы 2020 года
Лучшие фантастические фильмы 2020 года
Самые ожидаемые фильмы 2020 года
Самые ожидаемые фильмы 2020 года
Самые ожидаемые фильмы 2020 года
Кинопремьеры недели: «Маяк», «Сквозь снег» и «Проксима»
Кинопремьеры недели: «Маяк», «Сквозь снег» и «Проксима»
Кинопремьеры недели: «Маяк», «Сквозь снег» и «Проксима»
20 кинопремьер января
20
кинопремьер января
20 кинопремьер января
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость