

Середина 1860-х годов. Поручик и кутила Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов), повздорив с отцом-генералом (Андрей Смирнов) из-за того, что до смерти напоил слона шампанским, отбывает в действующую армию в Тульскую губернию. В поезде он знакомится с графом Львом Толстым — уже знаменитым писателем, атлетом и помещиком с эксцентричными идеями (заработать на японских свиньях! закупить аргентинское гуано! открыть свою школу!). Прибыв в роту, Колокольцев обнаруживает пьянство, муштру и произвол — полную, словом, противоположность курсу на модернизацию, который объявил министр Милютин. Особенное сочувствие у офицера вызывает штабной писарь и бастард Василий Шабунин (Филипп Гуревич), под страхом расправы помогающий начальству воровать на провианте. Однажды у последнего не выдерживают нервы, и в ответ на несправедливые обвинения он бьет по лицу капитана Яцевича (Лукаш Симлят). Теперь Шабунину грозит казнь: защищать его берется Толстой (у которого имя и тетушка-фрейлина у государя), а судить — робеющий отца Колокольцев.
Это не самый очевидный эпизод из довольно богатой на приключения биографии классика (интересно было бы посмотреть кино про его службу на Кавказе, опрощение, не говоря уже о разрыве с РПЦ и уходе из дома), но это и не фильм про то, как сочинялась «Война и мир». Точнее, не только про это: сделав писателя и его семью героями маргиналий, Смирнова и соавторы (биограф сразу двух Львов Толстых Павел Басинский и сценаристка Анна Пармас) перекодируют не менее значительный миф.
Первые полтора десятилетия царствования Александра II принято называть эпохой великих реформ: освобождение крестьян, появление земств, адвокатов и судов присяжных — беспрецедентная для России XIX века череда инноваций, которая сопровождалась полным общественным одобрением. Беспрецедентная и, по Смирновой, совершенно бесполезная: какие же из тупиц, пьяниц и солдафонов могут быть агенты преобразований.
Ну да, снова «народ не тот»: ты им про культуру и достоинство, а они вчетвером пинают беззащитного, поджигают баню, чтобы пощупать голых пейзанок, и морят голодом черных, по полтиннику за штуку, заморских поросят. На дистанции убедительнее звучат голоса максим-максимычей вроде прапорщика Стасюлевича: с этими надо построже, пусть лучше тянут носок, зубрят устав и колют штыками набитые сеном куклы.
Центральная коллизия «Истории» понятным образом рифмуется с новостной лентой: после шумной премьеры на «Кинотавре» (приз за лучший сценарий) картину поставили в правозащитный контекст; режиссер и сама выступила в поддержку Олега Сенцова и Кирилла Серебренникова. За «современное» в фильме отвечает не только острый сюжет: оператор Максим Осадчий продолжает работать в «постникербокеровской» традиции, снимая про уродов и людей откуда-то с уровня талии; за звук отвечает целый Баста.
А что Толстой? Харитонов дает сосредоточенного на себе невротика, у которого при этом за всех — от лошадей до неграмотных крестьянских детей — болит сердце, пока жена (Софью Андреевну в привычной манере играет Ирина Горбачева) не может найти себе места от скуки и ревности. Похоже, их брак агонизировал с самого начала: Толстой еще не прячет от жены дневник в сапоге, но спят они уже в разных комнатах. Страшно представить, что начнется в этом доме, когда детей, просителей и фанатов станет больше, а граф откажется от авторских прав, станет точить сапоги и пойдет за плугом.
Главное, однако, превращение происходит с Колокольцевым. Это типичный герой зрелого Толстого — блестящий молодой человек, который начинает подозревать, что жизнь вообще не курорт (см. «Отец Сергий»). Он хочет изменить систему изнутри, расширить пространство свободы, доверять и просвещать, а потом пасует, примиряется, продается. Или, как говорят пожилые генералы с бакенбардами и золотыми погонами, взрослеет.
Ближе к концу прямолинейная, чтобы не сказать плакатная «История одного назначения» становится — и это в ней, пожалуй, самое ценное — фильмом о сдвиге, отрыве, распаде. Из 1866-го и близко не проглядывает никакой 1917-й, но риторика осажденной «полячишками» и другими врагами крепости, которая стоит из последних сил, активизируется и в эти вроде бы благополучные годы. Стилистически, на уровне прокурорских речей (в профиль артист, играющий государственного обвинителя, страшно похож на пропагандиста Мамонтова; кажется, так и задумано) и задушевных бесед с либеральствующими полковниками, перереформенная Россия так же отвратительна, как и Россия деспотичная. Бюстик Вольтера обязательно столкнет деревенских петух, а всякое общественно полезное начинание непременно увязнет в гуано.
Безнадежность «комильфотного», с салфеткой за воротником, бунта, неизменность каких-то базовых понятий местной жизни, власть хтони, — Смирнова не верит ни в закон (он плох и несправедлив), ни в монаршую милость (престол тут общается отписками), но сохраняет все-таки некоторую надежду на индивидуальный жест, неспокойную совесть и частное мужество. В этом смысле «История» похожа на позапрошлогоднего «Дуэлянта», действие которого разворачивается в то же примерно время, но в столице: на свете правды нет, царство небесное силою берется, никогда и ничего не просите — или, во всяком случае, не надейтесь на то, что ваши хлопоты смогут на что-то повлиять.
Это мир глухого, черно-белого отчаяния, вовсе лишенный полутонов — а может, только из градиента серого и состоящий. Те, кто умеет, напишут об этом великую прозу, как Толстой. Остальным — кого не пронять беспомощным чихом и чужой, в пропасть ухнувшей судьбой — лучше глядеть в телескоп.
О том, как граф Лев Толстой пытался понять и спасти русского человека...
Возможно, это один из тех фильмов, где каждый школьник, и каждый "повзрослевший" школьник - сможет наконец-то воочию увидеть и понять все внутренние и моральные "муки" великого русского писателя (Евгений Харитонов, который превосходно справился с этой, безусловно сложной ролью, а его финальная речь в суде - нечто особенное) за русский народ, его дух, и его совесть - кои он много и подробно описал в своих произведениях. Какого-же было его удивление, когда он в поезде знакомится с поручиком Колокольцевым (Алексей Смирнов - человек, вокруг которого всё строится, и он с этим безупречно справляется) (переведённым из-за "гулянок" в глубинку Тульской области, командовать местным пехотным полком) - "родственную душу", который в разговоре - выражает серьёзную заботу о русском народе - в связи с реформой в военном министерстве - собирается организовать в полку столярную артель - на благо самих солдат. "Ни в коем случае - не пытайтесь! Я пытался - все тщетно!" - говорит ему Толстой, но этот ленивый и богатый сын генерала - не хочет его и слушать - его цели - благородны, хоть он и не понимает всех "последствий". Поручик "на деле" собирается доказать в полку свою "гуманистическую теорию", и даёт деньги местному писарю, чтобы тот мог спокойно вместе с ними дезертировать. Моральная, ироничная и милая история основанная на реальных событиях из жизни Льва Толстого (вынужденного, кроме помощи простому и неизвестному солдату - объяснять свою "философию бытия" - жене, и параллельно принимать "положение" родного и женатого брата - от которого в очередной раз родила цыганка) - история о том, что трудно, а подчастую и невозможно что-то противопоставить окружающему миру со всеми законами и правилами, даже такому "духовному авторитету" - как Льву Толстому. "Всё это - художество и закон!" - объясняет своему сыну генерал Колокольцев, который и сам пытается разобрать в той нравственной "диллеме", которая "накрыла" того. Данный фильм похож на ту-же экранизацию рассказа Льва Толстого - про трудную мораль, честь и совесть, где она особенно проявляется в царской армии - если вспомнить военные произведения Толстого и Лерманотова. Снаружи простой (разговаривающий на "сегодняшнем" жаргоне фильм), но внутри - сложный и противоречивый. Ставящий простого зрителя в тоже замешательство, что и Толстого, который в финале сидит за своим столом и пишет - готовая тема для повести. Простой русский народ - который стоит вечером перед могилой, и распевает русские народные - ответ всем, кто так до конца и не понял, что такое - русский народ, который в конечном счёте, может и сам справиться, без помощи разных поручиков и графов.
Неожиданно отлично.
И, кроме того, отмечу алгоритм расчета средней оценки на Афише - не поленился, посчитал сам. Всего опубл иковано (на момент) 10 оценок, из них по одной "10" и "4", остальные - "9". Средняя Афиши - "6". Это что за ЛАЖА?
Спустя больше пяти лет перерыва после схематичных фарсовых "Двух дней" и "Кококо" Авдотья Смирнова снимает глубокую драматическую картину, во время просмотра которой сложно не пустить слезу - хотя ни излишней сентиментальности, ни напыщенного гуманистического пафоса тут нет. Это фильм о ценности человеческой жизни, которая оказалась не высшей ценностью - и тем это больней и страшней, что перед финальными титрами мы читаем слова "Основано на реальных событиях".
Мрачная беспросветность русского существования просто пышет из картины, где стремление сделать жизнь лучше рубится на корню, меняя знак героя с положительного на отрицательный (великолепный Алексей Смирнов), а доверчивость и смелость находят свое пристанище на дне реки. Альтернативу режиссер видит только в слабо брезжущем свете любви (граф Толстой и Софья Андреевна прекрасный тому пример).

История одного назначения (2018) реж.Авдотья Смирнова
Смирнова представила историческое тривиальное событие, случившееся в Армии Российской Империи, накануне реформ. В центре нашего внимания молодой столичный порутчик Колокольцев, сын «того самого генерала». Молодой повеса, знающий толк в баллах, карточных играх, умеющий кутить и тратить, обещать и не выполнять. Повеса, который на словах честен и благороден, а на деле лучше смолчит, после осудит, компанию поддержит, да сделает иначе, как удобно и выгодно. Ловкач.
В Тульской губернии в роте польского офицера скандал. Событие! ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Солдат поднял руку на высший офицерский чин! Катастрофа! Живота или смерти? Вот в чём вопрос.
Перед нами главный философ всех времён, граф Лев Николаевич Толстой! Представленный в образе обычного человека, делающего зарядку на турнике и с гантелями. Разводящего свиней японских, да помёт приобретающий заграницей для хозяйства своего. Вокруг него семейство, любящая жена (актриса Горбачева удивляет и восхищает!), дети, родственники - у всех проблемы, обиды, тайны...но граф мыслит высокими категориями. Решает и думает о проблемах народа русского. Да борется с несправедливостью вопиющей в Рассее. Некогда ему быть с родней, мелко всё это. Сердце стучит и бьется сильнее, может выдержать и более глобальные решения.
А в Армии той Русской, солдат служит. Водку пьет. Безобидный. Добрый. Страдающий. Как не извлечь выгоду с этого простака, слово в ответ не говорящего. Безропотное существо. Как пружина. Выстреливает только тогда, когда сжимают до невозможности. Сжимали-сжимали, издевались-издевались, били-били, пружина и отстрелила. Беспорядочно. Бездумно. Эмоционально. Совершил солдат тот то, за что потом и всей системой гоним стал. Преступником главным. Злодеем Руси всей!
В этом фильме я увидел Героя нашего времени - трусливого, подлого, жалкого сынка-приспособленца, который не мытьем, так катаньем, во имя целей Благих и Праведных с пальцем на курке. Крестимся и стреляем, целуем и плюёмся.
А ещё, кино о беззащитных и слабых, но честных и талантливых. Их же легче гнобить... Тут и «дело седьмой студии» из 19 века, тут и главный преступник Серебренников далее список фамилий можно продолжить...основные «негодяи»просто, зло и боль общества современного...
Авдотью Смирнову полюбил и воспринял после Прогулки в 2003 (моя любовь Пегова) - её сценарий. А потом Кококо (ещё одна моя любовь Михалкова), а теперь вот взрослый, умный, наболевший фильм.
Он грустный. Он печальный. Он правильный.
Стыдно жить рядом с подобными Героями, больно видеть, когда невинных (или НЕСОПОСТАВИМО виновных) лупят во всю силу... но уж такие нынче времена.
-«Давайте убегём?»
-«А куда же мы убегём? Куды бечь-то?...»
Сегодня, в день рождения Льва Толстого сходили на "Историю одного назначения" Дуни Смирновой, спродюсированную Чубайсом и и с благодарностью в титрах Абрамовичу, да с дочкой Михалкова, портящей любой фильм... После хвалебной рецензии Д.Быкова, в которую он и про народ и про ВВП умело ввернул спорные выводы, а также о том, что русские реформы фальшивее русского консерватизма...
Шла с опаской, что все наши распиаренные фильмы, как правило, не ахти, и второе, боялась вольной интерпретации образа Толстого...Но опасалась зря, фильм не гениальный, но и не фальшивый, с предсказуемым драматическим финалом по каждому из героев...Про личный выбор, про отцов и детей и про вечное наше - вначале травим, а потом к святым причисляем...и когда самым честным из всех оказывается пьющий прапорщик, герой второстепенный...

Всё плохо: сюжет, постановка, декорации, игра актеров. Клюква клюквой погоняет. Стыдно за авторов.

Гениальный фильм! Спасибо создателям! Сопереживание, которое поможет в тяжелую минуту остаться человеком. Потрясающая актерская игра. Всех. Фильм на все времена.

8 из 10! Настоящие конфликты, трудные выборы, многогранные персонажи, очень достойное кино! Отдельное спасибо за игру Ирине Горбачевой и Сергею Уманову! Интересное видение личности Толстого, и вообще, есть, о чем подискутировать и над чем поразмыслить по результатам просмотра!
Авдотья Смирнова - хороший режиссер и сняла очередной хороший фильм.
Мне её фильмы нравятся.
И этот фильм такой же - крепкий середнячок.
В общем поклонники режиссера, думаю, посмотрят и не разочаруются.
А я вот думаю - почему никто не скажет, что Алексей Смирнов - плохой актер? Ну то есть он вообще не актер. На фоне действительно сильных актерских работ он выглядит как мальчик из самодеятельности, которому доверили подавать реплики в диалогах. Поэтому мне никак не удавалось проникнуться трагизмом - фальшивая игра главного героя не давала забыть, что все это просто игра, и сейчас все встанут, отлепят бакенбарды, отмоют томатный сок с писаря и пойдут пить чай. Все понимаю - как не порадеть родному человечку, и я не против семейственности - есть же Никита Ефремов, к примеру, или чудесные внуки Янковского, - но это же медвежья услуга - теперь все знают, что мальчик немножко не удался.
Ну и еще - надо все же уважать своего зрителя и не позволять произносить с экрана фразы типа "сейчас, когда вокруг России сжимается кольцо врагов"...
Мы как-нибудь сами проведем аналогии. Если захотим.
«История одного назначения» хороша хотя бы тем, что ее не смогли испортить даже дырочки, просверленные тут и там в сценарии для фотонов свободы и либерализма, идущих с запада от границ России с НАТО (это, конечно, must). Но если отбросить «объективные» оценки всего нетолстовского русского, то остается вопрос: отчего же все-таки этот фильм так хорош? Вероятно, актеры? Да, Лев Николаевич настолько весом, что теперь даже трудно вернуться к привычному седому бородатому деду на босу ногу. Его речь в трибунале сказана (не хочется даже говорить – сыграна) так, как еще никто никогда не сказал в нашем кино пафосные речи без пафоса. Колокольцев-Jr. тоже взвешен на весах, но найден очень легким. Он в чем-то снующий со своей сабелькой меж казаков Петя Ростов, хотя в фильме Лев Николаевич тайком пристраивает его монолог для Пьера Безухова, несмотря на их разные весовые категории. Нет, ходулен образ Гриши и хиловат. Женщины? И да, и нет. С одной стороны, их стервозность художественно просто зашкаливает, а ведь принято считать, что они Льва Николаевича довели до Астапово, замучили его, но… «врете, подлецы… – не так как вы, иначе». Не знаю, почему, но уверен, что не так они говорили, не так его изводили, как сегодняшние. Но как показана его ответная реакция! Каковы его слова! Ну и, по крайней мере, мы теперь, вероятно, знаем, как разговоры разговаривают в семьях создателей фильма. Писарь Шабунин? Опять же нет. Это, скорее, герой советских фильмов 50-60-х годов, непостижимым образом попавший в экранную чернуху 80-90-х годов. Королей играет окружение. Может, оно? Нет, не оно, да и оно не гомогенно (прости хосподи). Есть замечательный Колокольцев-Sr. – вечный персонаж А. Смирнова, как бы всегда внутренне непреклонный внутренний диссидент, имеющий запоминающееся собственное окружение: будь то бывшая медсестра-отравительница или откосивший от армии оператор Мосфильма. Есть совершенно блестящий «полячишка», в каждом эпизоде не договаривающий самое главное так, что только оно и остается в памяти. Ну, и по мелочам – управляющий, прапорщик, полковник... Мелочи… Но какие! Остается признать – фильм замечателен всем своим ансамблем, то есть тем, чем замечательна и вся наша жизнь, плоха она или хороша.

Ушёл с середины. Актёры играют как будто в школьном спектакле, натянуто-пренатянуто. Хотя люблю предыдущие Дунины творения типа "Кококо" и новеллу в "Петербург. Только по любви", но это оказалось выше моих сил.

Весь фильм будете испытывать душевное НЕравновесие. Не успокоитесь и после просмотра. Мыслей и переживаний хватит на долгое время.Предоставится возможность многое переосмыслить . Глубокая философская лента .
Блестящий фильм. Думаю, что для каждого актера, сыгравшего в нем хоть главную, хоть эпизодическую роль, это некий этап в карьере и жизни. Будь я на месте режиссеров и продюсеров я бы имена всех актеров этого фильма себе в памятную книжечку записал и на заметку бы взял. Отличные работы получились. Сразу и безоговорочно веришь всему, что происходит на экране. Персонажи не безликие, в каждом виден характер. И вроде бы каждый из них по-своему прав, но штука в том, что правота каждого создает невыносимую обстановку в доме Толстого, конфликт в роте, конфликт между поручиком и его отцом - генералом и в конечном итоге приводит к гибели невиновного человека, простого солдата. Фильм просто наглядная иллюстрация, как благими намерениями людей мостится дорога в ад. Каждый персонаж вольно или невольно совершает некие действия результатом которых становится смерть человека. И действия эти невозможно отыграть назад, как невозможно провернуть фарш обратно. Из-за этого складывается ощущение, что фильм про парашютиста, у которого не раскрылись ни основной, ни запасной парашюты. Он еще жив, еще летит, но помочь ему уже не сможет никто.
Особо хочется отметить тщательно проработанные костюмы и интерьеры, все сделано очень аккуратно и правдиво. А главное, что режиссеру удалось добиться того, что никто из актеров не тянет одеяло на себя, все играют в одной команде. В общем - браво режиссеру, актерам, сценаристам и всему коллективу фильма!

Хороший фильм. Понравился формат сьемки. Потрясающая музыка. Актеры молодцы! Пожалуй, один из самых лучших в этом году!

Серьезно? Исторический? Драма? Надо было почувствовать подвох, когда еще увидела бороду Толстого на афише. Фильм похож на балаган. Как будто все переоделись в карнавальные костюмы и решили сделать вид, что живут в 19 веке. Надуманно, наигранно, ненатурально. Даже если этот фильм рассматривать как намеренный комедийный фарс...но его же назвали драмой...не выходит даже поржать. Что очень жаль, ибо Дуню Смирнову я искренне уважаю. Но сняла она, простите, полное говно.
В течении всего фильма у меня было ощущение, что я рожала. Игру актеров... за актеров. Было неловко наблюдать за этим действом. Дуня Смирнова, которая так ратует за русский язык, а герои ее говорят так, словно только что вывалились толпой подростков из московского бара и никак не могут справиться с речью и жестикуляцией.
Меня искренне удивляют такие высокие оценки и положительные отзывы. Видимо, зрители отвыкли совершенно от качественных исторических фильмов

Фильм хороший. Редко сейчас меня радуют отечественные фильмы, а тут такое приятное исключение. Добротно прописанный сценарий, весьма недурственная работа по монтажу, что сейчас редкость в российском кино. Убедительно исполнены роли. Адекватный саундтрек. Иногда возникало впечатление, что фильм теряет динамику, но это не испортило впечатления.
Авдотья Смирнова молодец. Время потраченное на этот фильм мне не жаль
Фильм о людях живых, чувствующих, несовершенных на время сеанса чудесным отразом позволил отбросить повседневную роль категориями мыслящего критика.
Были только симпатия, сопереживание, сочувствие - к героям, к их подлости, к трусости, к благородству, к свободе и мучительной терзающей несвободе.
Это безусловно кино, которое искусство - бронебойным огнем искренности выманивает очень глубокое и личное, не оставляет шанса не думать и не чувствовать.

идти вместо Гоголя!!!!! качественный фильм, особенно необычно было мне, потому что н е знал про фильм ничего, даже трейлера не смотрел, отлично
Эстетически фильм своей глянцевостью больше всего напоминает приснопамятную рекламу банка "Империал". Кто помнит, тот поймет. Впрочем, бог с ней, с эстетикой, это сущий пустяк по сравнению с тем издевательством над исторической правдой и здравым смыслом, которые учинили авторы фильма. По ходу фильма не оставляло чувство, что авторы лажают чуть не в каждой сцене. Но что-то из этого слишком долго проверять, что-то можно с натяжкой отнести к сознательному авторскому замыслу.
Но вот кое-что из запомнившегося и несомненного:
1. Дело происходит в роте, но ни разу не показано больше взвода, не показаны и никакие другие офицеры, хотя для управления ротой их должно быть 3-4. В этой же роте почему-то всего три начальника: командир роты, его заместитель Колокольцев и прапорщик Стасюлевич с непонятными функциями, только что произведенный из солдат. То есть до приезда Колокольцева и повышения Стасюлевича капитан управлял ротой единолично?? А ведь тогдашняя рота – 200 человек.
2. С какой стати ротный писарь ведает выдачей или учетом провианта солдатам? Этим занимались каптенармус и артельщик, причем эти должностные обязанности они несли дополнительно к штатным. По фильму же мутит с провиантскими деньгами тот, кто командует солдатами на плацу, то есть, видимо, фельдфебель. Который никакого отношения к снабжению иметь не мог.
3. Продуктовое довольствие роты состояло из провианта, который получал каптенармус, назначаемый из унтеров, и из приварочной части, которую закупал артельщик на получаемые от командира роты деньги. Артельщик избирался на 6 месяцев открытым голосованием из числа грамотных солдат и лично вел учет находящихся у него на руках артельных денежных сумм, имущества и запасов. Для этого у него была особая Книжка ротного артельщика (соответственно у каптенармуса была Книжка ротного каптенармуса). Так что если уж каптенармус или артельщик решали прикарманивать часть денег, то ротный писарь им был ни к чему. Писарь вел общую документацию роты – Ротную книгу, и в обход командира роты ничего туда лишнего записать не мог.
4. С какой стати Шабунин кладет огромадные деньжищи, полученные от Колокольцева, в шапку? У него карманов, что ли, нет?
5. Командира роты не удивляет несопоставимость суммы денег, выпавших из шапки Шабунина, со стоимостью предположительно украденного? И еще: провиант украден за несколько недель, а Шабунин так и ходит с деньгами на голове? Видимо, спит тоже с ними? Или вот сию секунда получил деньги за украденное, прямо перед вызовом к командиру
6. Откуда вообще могли взяться эти деньги? Видимо, авторы фильма что-то слыхали про распродажу военного имущества в 1990-е и представляли себе махинации ротного писаря именно так: продавал что-то налево с ротного склада. Но в те времена все было наоборот: ответственный за закупки для роты (и это был не писарь, как показано выше) получал периодически деньги от командира и солдат и закупал на них необходимое. Между закупками деньги хранил, естественно, у себя. Так что же за деньги обнаружились у писаря под шапкой? Выданные на закупки и не израсходованные? Или писарь сначала закупил продукты на рынке, а потом продал их обратно, и вот они, эти деньги? Бред, бред и бред.
7. Что за баня, в которую Колокольцев отпускает солдат мыться в неурочный будний день? По фильму непонятно, где живут солдаты, – то ли в казарме, то ли по домам у деревенских. Если в казарме, у них, конечно, могла быть своя большая баня. Но откуда в ней деревенские? Если же по домам у местных, то у каждого в деревне своя баня дома. Короче, совершенно непонятно, откуда взялась общественная баня. Видимо, авторы фильма полагают, что такие бани в те времена содержал какой-то царский горисполком. Также непонятно, с какой стати деревенские бабы решили помыться посреди буднего дня. У них нет своей бани? У них нет работы ни в поле, ни в доме - в разгар лета? В этой деревне ни девочки, ни старухи не моются? Ведь из задымленной бани выносят исключительно упругих молодух.
8. Немыслимо, чтобы младший офицер дерзил старшему или даже возражал ему при нижних чинах. Но предположим, что такой уж это экстравагантный герой, столичная штучка, полагающая, что ему все позволено и сойдет с рук. Но еще более немыслимо, чтобы старший офицер вступал с ним в препирательства при нижних чинах, особенно такой, как капитан Яцевич. Ведь он позиционируется авторами фильма не просто как «правильный» офицер, а как патологически правильный, вплоть до принесения в жертву долгу собственной чести и карьеры.
9. Вообще расположение роты больше смахивает на скромных размеров дачный участок. Спланировано все очень удобно: вот дом командира роты, а рядом дом ротного писаря и дом поручика Колокольцева. В 30 шагах – из окошка видать – плац (потом, правда, из дома на плац зачем-то смотрят через телескоп). Рядом с плацем уютная, детсадовского вида, беседка, в которой могут укрыться от дождя человек 20 солдат (из роты в 200 душ). В 10 шагах от плаца – стрельбище. Поскольку участок у нас дачный, стреляют недалеко – шагов на 30. Это же типичная боевая дистанция для стрельбы. И ничего, что деревня с ее обитателями в 50 шагах. Не трамвай – увернутся. Ну и хоронят писаря после расстрела там же, прямо рядом с плацем. Видимо, чтобы не залезать на чужой дачный участок.
10. Фильм основан на реальном факте. Действительно, поручик Колокольцев сначала попросил помощи в защите писаря у Толстого, а потом по неизвестной причине проголосовал за его виновность. Да, причина такой резкой смены позиции осталась необъясненной в реальной истории. Но это же не значит, что она должна оставаться необъясненной в фильме – уж коль скоро фильм именно об этом. Но авторы фильмы не объяснили этого абсолютно никак. Впрочем, нет, они придумали смехотворное объяснение, для которого им снова пришлось переиначить историю: устроить открытое слушание дело, на которое прибыла масса публики, включая отца Колокольцева. На самом деле, суд проходил на квартире у командира роты, никакой публики не было. Объяснение же неожиданному поступку Колокольцева, придуманное авторами, состоит в том, что он не посмел нарушить «долг» в присутствии генерала-отца, приехавшего на суд. Ничего, что все время до этого он своего отца ни в грош не ставил и все делал наперекор ему, и ничто не предвещало, что он может как-то изменить свое отношение. Психологически все это абсолютно необоснованно.
11. Из письма Толстого 1906 года известно, где он жалеет о том, как вел защиту писаря, апеллируя к закону, а не к человечеству. Между тем, в фильме показано, как во время защитной речи Толстой резко меняет позицию после чихания Шабунина и начинает рассуждать именно о человечечности, о том. Что они убьют человек всего лишь за удар по щеке и т.п. То есть Толстому в 1866 приписывается образ мыслей, к которому он придет только через 30-40 лет.
12. Точно так же в жене Толстого зачем-то показывают ту раздражительность, озлобленность на статус «приложения» к великому писателю, которое разовьется у нее только спустя десятилетия.
13. На самом деле, Шабунин ударил командира по лицу спьяну. Зачем было нагнетать мелодраматическую дедовщину, непонимание тонкой души писаря невежественной солдатней, придумывать ему тяжелое детство бастарда и прочую достоевщину? Чтобы его было жальче? Потому что обыкновенного солдата, спьяну смазавшего офицера по лицу, не так жалко? Хороших жальче? Как-то не по-толстовски выходит…
14. Сцена избиения солдатами Шабунина за разлитые щи, в которой на него обрушивается пара десятков ударов кулаками и ногами со всего размаха. Привыкшие к современным боевикам авторы фильма не понимают, что в реальной жизни пары таких ударов хватило бы, чтобы отправить Шабунина как минимум в реанимацию – с поломанным носом и скулами, сокрушенными ребрами и безнадежно отбитыми внутренностями. Но нет, Шабунин подымается, даже не очень покряхтывая, и нуждается лишь в том, чтобы Колокольцев стер ему грязь с лица.
15. По фильму, Стасюлевич был разжалован на Кавказе из офицеров в солдаты за то, что из охраняемой им тюрьмы уходили заключенные, которые занимались тем, что грабили и убивали прохожих. А потом возвращались в тюрьму - поесть, поспать, а потом снова уйти на свой грабительский промысел. И это продолжалось несколько месяцев, пока не обнаружилось. На самом же деле, Стасюлевича разжаловали за побег нескольких заключенных из Тифлисской тюрьмы, где он был начальником. Зачем авторам понадобился этот несусветный бред, непонятно. Это не нужно даже для сюжета.
16. Стасюлевич топится, просто медленно заходя в воду, пока она не покрывает его с головой. И дальше – ни всплеска, ни булька. Видимо, прапорщик так и уходит задумчиво по дну в небытие. Такое попросту невозможно.
17. Шабунина на самом деле похоронили «в поле неподалеку», а не в 30 метрах от плаца и мишеней. А понадобилось авторам хоронить писаря в таком странном месте только для того, чтобы приказать срыть могилу мог прапорщик роты, а не становой пристав, как произошло на самом деле. Даже здесь авторы не устояли перед искушением нагнать жути пошлейшего пошиба.