Дерзкий победитель омского кинофестиваля «Движение» — дебют выпускницы академии искусств из Кельна, которая переосмыслила свое детство в российской глубинке 90-х при помощи гротескного макабра в духе постперестроечного кино. Кажется, со времен «Груза 200» в нашем кино с такой львиной долей едкой сатиры не пропесочивали ту эпоху. Но вот пришла русская девушка-дебютантка и взяла в охапку свою европейскую закалку, любовь к Балабанову, смелую актрису Кутепову и с ностальгическим юмором ударила по лихим 90-м.
Трагикомедия |
18+ |
Аня Крайс |
26 октября 2017 |
1 час 19 минут |
Стилизация под суровое постперестроечное кино, которая сняла выпускница Кёльнской академии медиаискусств Аня Крайс (судя по доступным фото — красотка). Кино тоже неотразимое. Я бы даже сказал бодрящее. А ещё жутко неполиткорректное (местами из него прям «Саус Парк» прёт, честное слово). То есть это как бы «чернуха», но на самом деле нет. Больше всего в нём подкупает авторская ирония — режиссёр очень хорошо чувствует дистанцию и снимает 90-е с точки зрения переосмысленного ретро, а также тотального троллинга. Из криминальной драмы — типичного для того времени жанра (вспомните хотя бы «Воров в законе», где Амаяк Акопян отрезал себе руку ножовкой в гараже — «Безумному Максу» такое и не снилось!) Крайс делает комедию абсурда.
В «Нашла коса на камень» тоже есть гараж, и за него идёт война, а ещё есть свидетели Иеговы, хмурое Иваново, чеченцы, насилующие русскую девушку матрёшкой, Ксения Кутепова с чеховским ружьём и вернувшейся с Кавказа солдат, за которым тянется шлейф из «Брата». Все это, конечно, выглядит как набор тегов для трэш-кино — но в умелых руках режиссёра превращается в неглупую деконструкцию жанра. В 90-е такое кино нельзя было смотреть без слёз, сейчас — без смеха. Важно: раньше всех героев укатали бы в асфальт, у Крайс (настоящая фамилия которой, к слову, Круглова) всё заканчивается романтическим хэппи-эндом. Концептуальное искусство, большая редкость, не проходите мимо.