Фильм

Фильм Аритмия

2017, Россия, Финляндия, Германия, IMDb: 7.4

Выбор «Афиши»
7.5
7.4
1/25

История двух супругов-врачей, которые упустили смысл своих отношений

Триумфатор недавнего «Кинотавра», самый чувственный фильм за всю карьеру Бориса Хлебникова, которому на фестивале в Сочи аплодировали так бурно, будто каждый зритель в зале действительно уловил ритм этой «Аритмии». Однако у Хлебникова кино без мелодраматических перегибов — простая история двух супругов-врачей, которые в какой-то момент между ежедневными подвигами на работе упустили смысл своих отношений. Лучшая роль Александра Яценко, окончательно выходящего на уровень хрестоматийного ряда от Янковского из «Полета во сне и наяву» до Хабенского из «Географ глобус пропил». Пробивная роль Ирины Горбачевой, заставляющая забыть о ее инстаграме.

СтранаРоссия, Финляндия, Германия
Продолжительность1 час 56 минут
Дата выхода13 июня 2017
Дата выхода в России12 октября 2017
Возрастное ограничение18+
Поступил на факультет биологии, но походы в Музей кино, который организовал Наум Клейман, так заворожили его, что кинематограф сначала стал второй страстью Хлебникова, а затем и главной. Перевелся во ВГИК, но на режиссуру идти испугался — и выбрал «позорное» киноведение. Вместе с Алексеем Попогребским снял «Коктебель», который получил спецприз 25-го ММКФ. Но на этом творческие пути режиссеров разошлись. Хлебников поставил трагикомедию с символичным названием «Свободное плавание», награжденную за режиссуру на «Кинотавре-2006», а затем — совместно с Валерией Гай Германикой — короткометражку «Уехал» о непростой судьбе гастарбайтеров, которая стала предтечей «Сумасшедшей помощи» — едкого социального комментария на злобу дня и, быть может, самого беспощадного фильма Хлебникова. После были разговорная комедия «Пока ночь не разлучит», снятая по мотивам репортажа журнала «Большой город», и вольный ремейк «Ровно в полдень» — «Долгая счастливая жизнь». В 2015 году режиссер удачно дебютировал на телеканале ТНТ, где поставил остроумный ситком «Озабоченные, или Любовь зла». Однако настоящим триумфом Хлебникова стала «Аритмия», за которую его наградили Гран-при и призом зрительских симпатий 28-го «Кинотавра».

Рецензия «Афиши» на фильм «Аритмия»

7И все-таки лучший российский фильм года

Врач скорой помощи Олег (Александр Яценко) живет в съемной однушке с женой Катей (Ирина Горбачева): они вместе еще с института, она тоже работает врачом, но в приемном покое. Однажды, привычно накатив после смены, Олег едет с ней на день рождения тестя, человека уважаемого, выпивает еще и наконец получает от находящейся в нескольких метрах жены эсэмэску: «Нам надо развестись».

«Аритмия» пока главный, очевидно, успех в карьере 45-летнего Бориса Хлебникова: уверенная победа на «Кинотавре», за которой — что бывает, прямо скажем, не каждый год — последовал шквал восторженных частных отзывов, нешуточный хайп. Свидетельства о рыдающих в едином порыве залах, выпрыгивающих прямо из груди сердцах (тут, конечно, поспособствовало удачное название) — и все такое прочее.

Обо всем этом лучше по возможности забыть. Во-первых, чтобы не расстроиться, если сердце все-таки не выпрыгнет — а это всегда дело такое. Во-вторых, дружные несмолкающие овации элементарно не идут маленькому, тихому, шершавому, несовершенному хлебниковскому кинематографу; они только отвлекают.

«Аритмия» — это как бы два фильма, смонтированных параллельно. В том, как это сделано, есть известная монотонность — сцена на работе, сцена дома, сцена на работе и так далее, — но это, пожалуй, не мешает, тем более что прямые в итоге оказываются отнюдь не параллельными и прекрасно пересекаются. Один фильм — производственная драма о работниках скорой помощи, которые продолжают честно делать свою тяжелую работу, несмотря на часто безумных и, как правило, неблагодарных пациентов и собственное начальство: интрига здесь заключается в том, что на станцию приходит новый заведующий, неприятный циник, размахивающий плохой медицинской реформой.

Второй фильм — драма расставания: жена, очевидно страдающая не столько от безалаберности и бытового алкоголизма мужа, сколько от рутины и того, что их отношения «никуда не движутся», как пишут в соответствующих журналах (почему-то считается, что должны двигаться), пытается выставить героя из дома. Тот съезжает на кухню — хотя матрас туда влезает с трудом — и по привычке рассчитывает, что как-нибудь само рассосется.

Не глядя можно было бы поставить деньги на то, что линия со скорой автору удастся лучше, это абсолютно хлебниковский материал: колоритные мужики, маленькие сценки, абсурд русской жизни, негромкая фронда, приветы советскому (а впрочем, и американскому) кино и так далее. Мастером любовной лирики режиссер, напротив, вроде бы себя не зарекомендовал, несмотря на бессмертный эпизод с Хрюшкой из «Свободного плавания». Поразительным образом тут все наоборот или по крайней мере не совсем так. Со скорой все нормально — и, в общем, не более того. Какие-то эпизоды работают, какие-то не совсем, в среде медицинских работников «Аритмия», несомненно, будет хитом, но этого мало.

Зато у Хлебникова (сценарий — совместный с Натальей Мещаниновой, автором «Комбината «Надежда») вдруг очень многое получилось на территории, которую он прежде — в силу, кажется, темперамента, отчаянной боязни сфальшивить — по возможности избегал. Сложный, написанный в динамике портрет двух близких людей, между которыми встали стеной не всякие глупости про любовь-морковь, а долго, годами копившаяся дома и на работе усталость. То, что любой взрослый человек знает не из советского (или американского) кино. В фильме есть моменты, которые невозможно подделать: это либо по-настоящему, либо позор и катастрофа, и преувеличенно восторженная, может быть, реакция на фильм — именно потому, что эти несколько моментов сделаны безукоризненно.

Дальше можно уже сколько угодно рассуждать о том, что Горбачева, наверное, слишком хороша собой, а Яценко, вероятно, постарше, чем надо бы; конечно, в фильме Хлебникова это мог быть только Яценко. И режиссер, и его замечательный оператор Алишер Хамидходжаев знают толк в красивой — не красивенькой — картинке и при этом вплоть до финала старательно вытравливают в кадре даже намеки на красоту, так что актерам негде спрятаться. И благодаря этому на следующий день в памяти — впервые у Хлебникова, за исключением недооцененной «Сумасшедшей помощи», и наверняка не в последний раз — остаются не остроумно придуманные эпизоды, а два лица крупным планом.

19 октября 2017
9

Честный фильм о живых людях и чувствах. Вроде ничего особенного в сюжете, однако погружает в момент от начала и до конца. Горбачева гений и ангел. Как и все до единого остальные актёры. Очень цельное талантливое кино. Спасибо.

27 августа 2017
9

Отличный фильм! Не легкий, не простой, не попкорно-развлекательный, - но отличный! Ни одного фальшивого кадра, неверной ноты. Вся наша жизнь снята с документальной точностью. Именно с точностью! Не перегибая палку в сторону "все ужасно, все пропало, мы все умрем" но и не впадая в идиотский оптимизм типа "мы самые-самые, у нас все так хорошо, что и желать больше нечего". Фильм, как грамотно проведенное медицинское освидетельствование, просто показывает каково состояние нашего "организма" на текущий момент. А чей это организм, солдатский или генеральский, мужской или женский, молодой или старый - это анализам безразлично. Их (анализов) дело показать объективную картину, а выводы делать - это, как говорится, работа не на их зарплату.
Фильм настолько точный, что будь моя воля я бы посадил перед экраном нашего замечательного министра здравоохранения и все остальное правительство тоже, может что и поймут про реальную жизнь простого человека...хотя вряд ли, конечно.
Актерам просто низкий поклон, они не играют, они живут в кадре, и эта жизнь делает фильм с тяжелым сюжетом легким, свободным и, черт побери, жизнеутверждающим не смотря ни на что! В конце фильма просто хочется сказать фразу, которую говорит один из героев фильма "В бой идут одни "старики", когда бросает подбитый самолет на колонну немцев "Будем жить!!!"
Наша страна и мы все будем жить, пока у нас есть такие женщины, как героиня Ирины Горбачевой, и такие врачи, учителя, военные, как герои Александра Яценко и Николая Шрайбера (его работа в фильме совершенно изумительна, и вообще этого актера явно мало снимают. Товарищи режиссеры и продюсеры, посмотрите, какой диапазон у актера, от полного рохли и ничтожества в "Озабоченных" до абсолютно реалистичного фельдшера в этом фильме). Ирина Горбачева - просто классная актриса и прекрасная девушка. Если бы сейчас снимали ремейк фильма "Звезда пленительного счастья" , то она наверняка блестяще сыграла бы жену какого-нибудь декабриста. Хотя, по-правде сказать, так уж повелось, что у нас в стране почти каждая женщина немного жена декабриста :)
Немного странно было смотреть на персонажа в исполнении Александра Яценко, решительного, четкого и умелого врача скорой на работе и вялого, слабака - мужа дома. Это несоответствие образов раздражало меня где-то до середины фильма, пока я не понял (обозвав себя мысленно идиотом) что фильм-то называется "Аритмия"!! Что аритмия тут, действительно, во всем. В отношениях мужчины и женщины, начальников и работников, врачей и пациентов...в общем это фильм про нашу жизнь, про реальную жизнь без прикрас. Кто соскучился по таким фильмам - это ваше кино! Нужно идти и смотреть.

13 октября 2017
9

Потрясающе пронзительный честный фильм. Картина заслуженного тандема Хлебникова с Яценко в главной роли в который раз погружает в серый реализм, такой русский и этого такой грустный. Но фильм все же о любви. И об одиночестве. И о грезах о спокойствии и счастьи. Сходите обязательно и позовите хороших друзей. Очень хочется, чтобы такое российское кино было и появлялось на экранах чаще.

30 сентября 2017
1


Фильм очень посредственный. На заезженную тему и с огромным количесвом клише. Наверное, по задумке автора это должно было быть эмоциональное кино на оструюю тему о скорой помощи, да еще и с известной блогершей Горбачевой в главной роли. Но на деле мутная лав-стори и метания благородных врачей, которые не хотят работать по новому регламенту. Идет борьба системы, которая хочет оптимизировать работу врачей скорой помощи. А те в свою очередь не хотят работать в жестких рамках, где нет места человеческому фактору и героизму. От этого все герои фильма беспробудно пьют. Все они вечно пьяные или с бодуна, выглядят очень неопрятными и грязными, и абсолютно не вызывают симпатию. А образ героини вообще непонятный, она с начала фильма выгоняет мужа из дома, но когда он собирается уходить, предлагает ему остаться еще ненадолго или бежит на улицу его догонять в одной пижаме. Про финал просто промолчу, накал страстей можно сравнить с «пусть говорят»...

20 октября 2017
1

Зря потраченное время....Главный герой-хороший фельдшер и алкаш.Его жена-врач.Показаны пьянки,дежурства и слёзы главного героя.И так 2 часа.Невнятно.неинтересно.У Быкова и Звягинцева стоит поучиться .Занавес...

13 октября 2017
Все отзывы
Читайте также
120 главных российских фильмов
120
главных российских фильмов
120 главных российских фильмов
Лучшие мелодрамы 2017 года
Лучшие мелодрамы 2017 года
Лучшие мелодрамы 2017 года
15 кинопремьер октября
15
кинопремьер октября
15 кинопремьер октября
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость