Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 237

Проголосовать
Уже идут 118
Оценка: 3 из 5
Спасибо! 20
Егор  Москвитин

11 рецензий · 11 оценок · 404 спасибо

«Рокки» в балетной пачке

агубивший свою балетную карьеру пьяница (Александр Домогаров) оказывается в городе Шахтинске и встречает там чудо — маленькую девочку Юлю (Екатерина Самуйлина), которая танцует так, что место ей явно в Большом. Так что девочка и пьяница чуть ли не босиком отправляются в Москву. Там Юлю берет под опеку воспитательница Белецкая (Алиса Фрейндлих) — прима советской сцены, которую рисовал Пикассо и которую всегда ждут в Кремле. В академии голодная и злая Юля знакомится с великодушной и несчастной ​Кариной (Анастасия Плотникова) — настоящей московской принцессой, запрограммированной жестокими родителями на результат. К этому результату девушки будут идти около десяти лет, соперничая за роли Авроры и Одетты, сердце танцовщика Мити (Андрей Сорокин), признание французского гостя Дюваля (Николя Ле Риш) и место под софитами Большого.​

Повзрослевших девочек (как и большинство ролей в фильме) играют настоящие балерины — но если не знать этого, Маргариту Симонову и Анну Исаеву легко принять за профессиональных актрис. От обеих девушек потребовалась немыслимая отвага: большое кино, зритель видит исполнителей вблизи, и портреты, созданные в фильме, останутся с будущими звездами театра навсегда. Безотчетный героизм юности, в кадре и за кадром, — вообще лучшая часть «Большого». Для кого-то эта лента станет таким же источником вдохновения, как «Рокки» для спортсменов.

Но для кого-то она станет очень неловким переживанием. Фильм Тодоровского настолько большой (впереди еще целый сериал), что вынужденно и непропорционально делится на три части: то, что происходит в академии; то, что происходит в российской глубинке; и то, что происходит на главной сцене страны. История с академией — попросту блестящая: молодые танцоры чувствуют себя в родных стенах, как рыбы в воде, а маленьких (но не для юных героев!) конфликтов здесь столько, что зритель вспомнит и советские озорные романы воспитания, и американские спортивные драмы, и все, что ему доводилось читать о царском лицее. Фильм пышет энергией юности, причем юности особой и редкой — страстной, но сосредоточенной на труде. А быстрое взросление подводит героинь к сложнейшей дилемме. С одной стороны, их рабочая этика и физическая и психологическая самоотдача уже делают их в глазах зрителей чем-то вроде современных святых. С другой стороны, в «Лебедином озере» может быть только одна Одетта, а значит, святым нужно как-то избавиться друг от друга.

Тодоровскому — автору «Страны глухих» и «Стиляг» — замечательно удаются мелодика и хореография этого акта фильма, а трепет юности и вовсе по умолчанию присутствует в любой из его картин — даже «Тисках». Но желание срифмовать блеск столичного балета с нищетой шахтерского городка ставит режиссеру подножку. Провинциальная гастроль «Большого» устроена примерно так же, как «Глянец» Кончаловского, — с ложным пониманием, жирными, грязными мазками вместо тонких акцентов и совершенно неоткалиброванной актерской игрой. Никто не ждал от московской части «Большого» сюрреализма «Черного лебедя», но провинциальной части «Большого» стоило бы равняться на «Танцующую в темноте» — историю внутреннего благородства, которое побеждает даже кромешный мрак. Это было бы не только красиво и интересно, но и полезно — потому что российскому кино (и особенно ТВ) пора куда-то выбираться из им же запрограммированной матрицы убогой жизни. И в этом был бы подлинный творческий вызов — превратить в Большой всю страну, раз уж она так одержима балетом. Но ладно, допустим, наши ожидания — это наши проблемы. Однако фильм о балете как минимум должен быть изящным решением сложных задач. «Большой» же громоздкий, но не изящный.

В итоге к третьему акту, в котором фильму предстоит оказаться на священной сцене, он приходит в отличной физической форме, но с надорванной психикой. Техническое совершенство вступает в конфликт с недораскрытыми характерами. И сам балет, и фильмы о нем, и даже спорные сериалы вроде «Плоти и костей» приучили нас, что судьба примы — нечто большее, чем самоотверженный труд, сильный характер и внутренняя красота, ограненная внешней. «Большой» же, напротив, история болезненного приземления небесных созданий. И вполне может быть, что именно так все Тодоровский и замышлял: снять собственную версию «Москва слезам не верит» с музыкой Чайковского, собрать богемную публику на премьере в Большом и показать ей Шахтинск. Но главная загадка все же остается неразгаданной, а балет у режиссера превращается во что-то вроде олимпийского вида спорта — а так, кажется, быть не должно.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • "агубивший "?

  • Рецензент разочарован: хотелось, чтобы вся страна была в фильме Большим, а оказалось что есть Большой, и есть убогая жизнь вокруг. И кстати эта убогая жизнь не то что не одержима балетом, она его вообще не замечает. Большой отдельно, жизнь отдельно, редкие контакты только надрывают психику, что и показано в фильме. Какое разочарование.

    Был бы фильм иностранный, публика попроще могла бы привычно обвинить его в русофобии. Здесь же остаётся привычно завести песню о чернухе в отечественном кино: что ж это оно "изящных решений" не предлагает. Решений в духе Голливуда, что ли? Может пусть в Голливуде и снимают по-голливудски, а у нас по-нашему? Отношения между балеринами в фильме, по-моему - совершенно фантастическое зрелище на фоне голливудской кровищи на ту же тему. Есть и другая российская специфика далеко не чернушного плана. Да, этот фильм скорее "показывает жизнь", чем "предлагает решения". Как и "Левиафан", например. Но ведь прежде чем предлагать решения, нужно ведь и проблему показать? Было бы хороших российских фильмов хотя бы с десяток в год, начались бы и решения появляться. При таких объёмах достойного отечественного кино, как сейчас, обозначить проблемы - единственное, на что хватает ресурсов. Решение таких проблем отечественному кино пока просто не по зубам.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Трейлеры 20 трейлеров недели для настоящих киноманов

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Волшебные игры для всей семьи

Подборка Ночь квестов

Лучшие квесты Москвы и Питера с большими скидками

Всю неделю в интернете обсуждают «Охотника за разумом» — сериал о серийных маньяках,...

В эпоху жизни в инстаграме обработка фотографий становится отдельной отраслью со своими тенденциями...

Новостью недели и в политическом, и в медийном поле стало выдвижение Собчак в президенты. Чтобы...

Вместе с Промсвязьбанком мы выбрали 10 направлений, куда можно поехать на ноябрьские праздники, и...