Фильм

Фильм Сплит

Split (2016, США), IMDb: 7.3

Выбор «Афиши»
7.1
7.3
1/23

Джеймс МакЭвой сходит с ума в триллере Шьямалана

Новый фильм автора «Шестого чувства» и «Таинственного леса». Фильм рассказывает о психопате по имени Кевин (Джеймс МакЭвой), в голове которого живут сразу 23 разных человека. Он в разных образах стращает трех похищенных девочек-подростков и восторженно сообщает, что скоро придет «зверь», для которого, собственно, они должны послужить приветственной закуской. В общем, Шьямалан уверенно возвращается к камерным триллерам.

СтранаСША
Продолжительность1 час 57 минут
Дата выхода26 сентября 2016
Дата выхода в России16 марта 2017
Официальный сайтСплит
Возрастное ограничение16+
Американец индийского происхождения, воспитанный на Хичкоке, с конца девяностых и до середины нулевых проходил в «новых Спилбергах», и на то были веские основания. «Шестое чувство», «Неуязвимый», «Знаки», «Таинственный лес» — мистические триллеры-перевертыши, которые строились по одному и тому же принципу: в финале следовал головокружительный твист. Однако неукоснительно следя за формой, Шьямалан не забывал и про содержание, наполняя каждую картину новыми смыслами, пока неожиданно не скатился в самопародию и не стал объектом для насмешек: кинокритики камня на камень не оставили от «Девушки из воды» и «Явления». Дальше, впрочем, было хуже: «Повелитель стихий» и «После нашей эры» вообще были сделаны без узнаваемого режиссерского почерка. Как итог: несколько «Золотых малин». Но в 2015 году, точно в фильмах режиссера, последовал головокружительный твист: состоялось если не триумфальное, то убедительное возвращение Шьямалана к истокам. Сначала он спродюсировал конспирологический сериал «Сосны», а затем выпустил «Визит» — хоррор не хуже предыдущих.

Рецензия «Афиши» на фильм «Сплит»

7Триллер Шьямалана про расщепление личности

Три школьницы, две обычные (Хейли Лу Ричардсон и Джессика Сула), а одна не совсем (Аня Тейлор-Джой), собираются поехать по домам с дня рожденья, залезают в машину, но вместо отца одной из них за руль вдруг садится суровый бритый мужчина в очочках (Джеймс МакЭвой) и прыскает в них аэрозолем. Девушки просыпаются в каком-то подвале; пока они гадают, что будет, если они прыгнут на злодея втроем, тот начинает вести себя откровенно неадекватно. Как выясняется, его личность расщепилась на 23 самостоятельных части: какие-то из них спокойно работают и ходят к врачу (Бетти Бакли), какие-то плетут заговоры друг против друга, какие-то мечтают посмотреть на голых танцующих школьниц. Но самая страшная — двадцать четвертая личность по прозвищу Зверь — еще только на подходе.

46-летний М.Найт Шьямалан в отличной форме; теперь уже можно уверенно говорить, что он снова превратился в курицу, несущую золотые яйца. В позапрошлом году симпатичный хоррор «Визит» при бюджете в 5 миллионов заработал 100, «Сплит» стоил 9 и собрал уже 250. Феноменальный успех: почти десять лет над режиссером потешались и осыпали его «Золотыми малинами», при этом одного его имени все равно достаточно для того, чтобы заполнить кинотеатр. Кто сказал, что малобюджетное авторское кино не может конкурировать в прокате с блокбастерами.

До какой степени «Сплит» (почему без перевода — загадка; у кого-то в российском «Юниверсал», видимо, остались теплые воспоминания об отдыхе в Хорватии) — возвращение Шьямалана к корням, станет ясно только в последние секунды фильма, и то не всем, но уколы ностальгии можно почувствовать задолго до финала. Перед нами снова маленький, но страшно амбициозный триллер, который последовательно и изобретательно дразнит в зрителе рационалиста. Категория «Б», которую автор силой мысли пытается превратить в нечто большее. Что едва ли удается, но его постановочного мастерства и владения жанровыми приемами (которые он, когда надо, с легкостью выворачивает наизнанку) вполне достаточно для того, чтобы два часа просидеть на краешке кресла.

Самое эффектное и самое неинтересное в «Сплите» — актерские подвиги Джеймса МакЭвоя, который, если верить финальным титрам, успевает сыграть ровно треть своих личностей, но и это немало: помимо маньяка в герое прячутся женщина, девятилетний мальчик, модник и так далее. Смотреть, как МакЭвой их изображает, занятно, но отвлечься от того, что это актерское упражнение, невозможно, и это гораздо чаще смешно, чем страшно. Тем более что личины там вполне карикатурные: маньяк ежеминутно моет руки, ребенок шепелявит, женщина напоминает о фильме «Психоз», модник манерно растягивает гласные.

Другое дело, что Шьямалан в последнее время начал сознательно впускать юмор в свои фильмы, и это пошло ему только на пользу. Здесь есть его фирменная сентиментальность и его любимые серьезные темы: в первую очередь детские травмы в довольно грубой, на грани фола, аранжировке. И плохой лирик по-прежнему борется в режиссере с хорошим циником. Но в этот раз вторая личность по большей части одерживает верх. Концепция «Сплита», разумеется, смехотворна, и Шьямалан постоянно об этом помнит и веселится вместе с нами: попытки с важным видом поиграть в психиатра погубили множество фильмов про маньяков — и это не тот случай. Поскольку на дворе 2017 год, все равно нашлись люди, обидевшиеся на то, как в «Сплите» показано реальное психическое расстройство. Но как раз наивность такого подхода символизирует героиня чудесной Бетти Бакли, которая знает про своего пациента все и не понимает ничего. Не потому, что плохо работала, а потому, что в силу объективных обстоятельств упускает главное: пациент — персонаж фильма. И понять его, возможно, сможет лишь персонаж другого фильма.

17 марта 2017
10

Я осталась довольна! Джеймс МакЭвой заслуживает "Оскар" за игру. Фильм стоит потраченного времени. Музыкальное сопровождение, режиссёрская и актёрская работа на высшем уровне, такое стоит посмотреть.

16 марта 2017
10

Шикарный фильм!!
Ни разу не писала коментарии к фильмам, но тут не могла не написать, сходите, не пожалеете

16 марта 2017
7

Больше всего "Сплит" напоминает все камерные триллеры с похищенными девицами, названия которых (триллеров, но и девиц, впрочем, тоже) вы не помните. Но помните, что там есть коридоры, которые заканчиваются тупиками, периодически отпираемые двери, надежда, обманки, стокгольмский синдром, видеозаписи, "которые-все-объясняют", и маньяки с несчастным детством, все как один списанные с условного Фрэнсиса Доллархайда.
"Сплит" выигрывает в сравнении с этими незапоминающимися триллерами за счет МакЭвоя, но если не принимать его в расчет ( а это, как ни странно можно сделать, несмотря на то, что можно было бы ожидать, что с 23 персонажами его экранное время будет дольше всех), в остатке получится очень клишированное, очень немудреное и не слишком обаятельное кино.
Спойлер: фирменного поворота сюжета в конце нет, что, впрочем, идет фильму на пользу.

22 января 2017
2

Не верьте предыдущим отзывам. Хуже и гаже фильма нет. Это полный тупняк, длящийся целый фильм. Скукотища жуткая. Даже под градусом смотреть анриал. Ползала просто ушло в течение первых полчаса. Зря потраченное время и деньги. Фильм про тупого идиота, который взял телок в плен и мурыжил их до последнего. И весь фильм про это унылое говно. Не страшно и не интересно. Фильм ни о чем. Бред полнейший. Не верьте ни отзывам и ни трейлерам. Я в бешенстве, что на эту шнягу потратила время.

19 марта 2017
2

жалкое подобие на Билли Милигана. игра актера не впечатляет, да и сам фильм бордовый.

17 марта 2017
Все отзывы
Читайте также
11 хорроров про людей со сверхспособностями
11
хорроров про людей со сверхспособностями
11 хорроров про людей со сверхспособностями
Лучшие хорроры 2017 года
Лучшие хорроры 2017 года
Лучшие хорроры 2017 года
Лучшие триллеры 2017 года
Лучшие триллеры 2017 года
Лучшие триллеры 2017 года
10 главных премьер марта
10
главных премьер марта
10 главных премьер марта
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость