Фильм

Фильм Манчестер у моря

Manchester by the Sea (2016, США), IMDb: 7.8

Выбор «Афиши»
7.2
7.8
1/20

Кейси Аффлек грустит в американской провинции

У сантехника Ли Чандлера (Кейси Аффлек) умирает брат, и он оказывается вынужден вернуться в родной город — Манчестер-у-моря, захолустный пролетарский городок, где его ожидает шестнадцатилетний племянник и демоны прошлого. Маленькая драма о жизни простых людей, которую режиссер и кинодраматург Кеннет Лонерган превращает в высокую трагедию. Аффлек-младший играет такого же потерянного, как и в светло-печальном «Одиноком Джиме» Стива Бушеми, героя, но куда более травмированного и пытающегося свой травматический опыт если не преодолеть, то как-то научиться с ним сосуществовать.

СтранаСША
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа 18 минут
Дата выхода23 января 2016
Дата выхода в России23 марта 2017
Официальный сайтМанчестер у моря
Возрастное ограничение18+

Рецензия «Афиши» на фильм «Манчестер у моря»

7Привет, грусть

Манчестер из названия — даже не крупный американский город, что в Новой Англии, и тем более не его британский прототип, а населенный пункт на берегу, население в пять тысяч человек. Под стать месту действия сам фильм: крошечная и скромнейшая независимая драма, волей судеб оказавшаяся на гребне премиальной волны в США. На «Золотых глобусах» исполнитель главной роли Кейси Аффлек был назван лучшим актером; на «Оскарах» аналитики сулят картине как минимум аналогичную награду, а возможно, и большую. Кажется, сам автор сценария и режиссер Кеннет Лонерган, 54-летний респектабельный кинодраматург (работал, в частности, над «Анализируй это!» и «Бандами Нью-Йорка»), удивлен таким успехом. Здесь сошлись все звезды — филигранные актерские работы, умные и при этом простые диалоги, но прежде всего пролетарская провинциальная среда, которую не так уж часто американское кино живописует с таким вниманием и теплом. Другими словами, «Манчестер у моря» — маленький фильм о маленьких людях, и в этом его несомненное достоинство.

Главный герой, сантехник Ли Чандлер (Аффлек-младший, пока скромнее в режиссерских амбициях, чем его брат, зато как актер он на две головы выше), живет в полуподвальной комнатушке в Бостоне, в спартанской обстановке. Он не хочет ничего знать, кроме работы, которой, к счастью, хватает с головой. Однажды ему сообщают о внезапной смерти брата от инфаркта. Ли на правах ближайшего родственника мчится в родной городок Манчестер-у-моря, чтобы заняться похоронами и узнать из завещания о навязанном ему опекунстве над шестнадцатилетним племянником. Вот вкратце и весь сюжет. Весь, да не весь. Одним изящным жестом Лонерган предъявляет зрителю спрятанную до поры до времени сердцевину — предысторию Ли, которая объясняет его нелюдимость, мизантропию, алкоголизм и панический страх малой родины. Регистр повествования сразу меняется: мы покидаем бытовое пространство житейской драмы, чтобы с головой нырнуть в высокую трагедию.

В чем-то «Манчестер у моря» перекликается с нашумевшей «Маленькой жизнью» Ханьи Янагихары, в чем-то другом оставаясь ее абсолютным антиподом. Это тоже история о том, что изжить прошлое иногда невозможно и не все раны заживают со временем: иные кровоточат сильнее. Но вместе с тем о возможности продолжать жить, сосуществовать с собственными травмами и не терять близких людей, даже держа с ними дистанцию. Здесь нет места фальшивой утешительности, но и любования ужасом тоже. Вместо этого простая мысль: если ты вовремя не умер, тебе с этим жить. Так живи.

Сам городок служит несложной метафорой прошлого, которое не перечеркнуть и не убрать с карты. Ли никак не может вернуться домой, где за каждым углом подстерегают невыносимые воспоминания, но и покинуть Манчестер-у-моря ему теперь тоже нельзя. Тут у племянника родной дом, барахлящая лодка, школа, друзья, сразу две девушки и рок-группа, где он играет на гитаре. За это все теперь тоже отвечать ему, Ли.

Тихая прелесть «Манчестера у моря» — в стертости провинциального быта, убаюкивающего своей неизменностью. Сам фильм говорит на таком языке. В нем нет намека на позерство или концептуальность, он позволяет отстраненно следить за жизнями обитателей одноэтажной Америки и радостно поражаться, как всем им друг с другом не скучно. Поэтому здесь много юмора и неброской нежности, филигранно разыгранной актерским ансамблем, от знаменитой (и тоже получающей номинации пачками) Мишель Уилльямс до безвестных эпизодников. К слову, в небольшой, но важной для сюжета роли здесь снялась актриса Анна Барышникова, дочь Михаила.

Есть, правда, один момент, который заставляет скривиться или поежиться — по меньшей мере европейского зрителя. Когда тайна Ли раскрывается в нескольких леденящих эпизодах, Лонерган пускает за кадром Адажио Альбинони. Мало того что эта музыка давно стерлась от частого употребления, сегодня с высокой вероятностью известно, что Альбинони ее никогда не писал, это мастерская фальсификация. Не лучше и «Мессия» Генделя: звучащие фрагменты оттуда должны, судя по всему, особо подчеркнуть, что и сантехники чувствовать умеют. Но, вообще-то, Аффлек справляется с доказательством этого очевидного тезиса куда успешнее. Выспренность на опасной грани с фальшью — нота в любом случае лишняя для фильма, главное достоинство которого в искренности интонации и психологической правде характеров.

Впрочем, и для этого хода, чуть подумав, можно найти объяснение. «Манчестер у моря» — о невысказанности, точнее даже, невысказываемости некоторых переживаний. Не случайно главный герой косноязычен и молчалив: ему проще ударить оппонента, чем возразить в споре. И мы видим (а также слышим), как в ситуации абсолютного тупика на помощь приходит штамп, стертое клише. Будто на похоронах близкого человека звучит эта осточертевшая музыка и вдруг ты, не успев задуматься и осознать, плачешь —и становится чуть легче.

20 января 2017
7Manchester by the sea / Манчестер у моря: преступление без наказания


Возможно самый печальный фильм 2016 года о незаживающих ранах и не сжигаемых мостах. В центре сюжета — асоциальный, хмурый и печальный Ли Чендлер (Кейси Аффлек), убитый горем совершенной им в прошлом ошибки. Нынче он работает уборщиком и мастером на час. Он чистит забившиеся толчки и чинит протекающие трубы, не в силах залатать раны собственной души. По вечерам заливает печаль чем покрепче и лезет в драки, не чтобы потешить свое самолюбие, а чтобы схлопотать по лицу, чем сильнее, тем лучше.

Болезненность и обезоруживающая непоправимость жизни становятся главным лейтмотивом меланхоличной кино-поэмы Кеннет Лонерган. Герою Аффлека, который уже поставил на себе крест, жизнь подбрасывает сюрприз — после смерти брата, Ли узнает, что тот сделал его опекуном своего сына-подростка. Из молодого Патрика жизнь бьет ключом: он крутит романы, играет инди-рок в гараже и обсуждает Star Trek с друзьями. Теперь двум героям предстоит жить бок о бок. Сюжет так и норовит свернуть на протоптанную дорогу мелодраматизма, ведущего к хэппи-энду, которому шаблонно предшествуют истории о вторых шансах, о жизни с чистого листа, о возрождениях и катарсисах.

Но для Лонергана чужая жизнь не может стать оправданием собственной. Безнаказанность поступка главного героя становится его бременем, его право на жизнь становится его наказанием. Не впадая в морализм и не воспевая страдания, режиссер чутко показывает реальность пролетарской жизни крошечного городка Манчестер. И пусть для героя это самое печальное место на Земле, здесь Лонерган все же находит место для сострадания, смеха, любви и прощения. В грусти он находит красоту, которая, не предлагая ни надежды, ни выхода из ситуации, дарит спокойствие и смирение.

Жизнь бескомпромиссна, ей все равно готов ли ты жить. Она как море, у которого нет памяти, нет жалости, нет тайм-аутов и перезагрузок. Есть лишь постоянное движение и штиль сменяемый бурей. По течению или против — ты должен плыть, пока ты живой — ты должен жить.

24 февраля 2017
7

Мрачный и нелюдимый мастер на все руки из Бостона после смерти старшего брата вдруг оказывается опекуном племянника-старшеклассника. Все бы не так страшно, благо брат позаботился о деньгах, но есть проблема: жить Ли должен в небольшом городке Манчестер. Это явно не то, о чем герой мечтает вечерами за стаканом пива под хоккейный матч, но зритель пока не понимает в чем причина, ему лишь намекают о чем-то, что случилось в прошлом, через вспышки воспоминаний героя и перешептывания знакомых: "А, этот тот самый Ли".
Все погружено в какое-то замороженное состояние, совсем как тело брата, которого никак нельзя похоронить из-за сильных морозов. И надо что-то делать с племянником, у него в Манчестере друзья, школа, подружки, группа, лодка, дом - все то, от чего добровольно отказался Ли, замученный чувством вины. И все это под Генделя и Альбинони, что любопытно сочетается с бытом провинциального городка.
Кейси Аффлек тут прекрасен, достоверен и пронзителен. И все так просто, но неожиданно работает, не теряется, не сваливается в затертые клише о возрождении под воздействие любви, драма, какой она должна быть, без излишних эмоций и заигрывания со зрителем. Ужасная трагедия, а рядом идет обычная, не лишенная юмора жизнь. Как-то все это режиссер ухитряется сочетать, так что беспросветной чернухой фильм не смотрится. Хотя и мрачно, и холодно, и горестно, и зима. Но без всякого показушного жизнеутверждающего оптимизма в финале вдруг немного теплеет. И не только потому, что наступила весна.

23 марта 2017
5Тотальная неловкость

После многообещающих сообщений о том, что «тебе обязательно нужно посмотреть Манчестер» и «бери с собой носовые платки» в середине фильма хочется все же уже отыскать того, кому следует все же попробовать начать симпатизировать и за кого следует начать пробовать переживать. Нет, такие персонажи в фильме определенно есть – все, но каждый из них превращается в ту массу образов, которая финально постепенно растворяется в холодных водах неловкости, отсутствия эмоциональности и грусти. В этом триптихе медленно оказывается вторичным и все остальное: камерность истории, эмоциональная недосказанность, человеческая драма, простые радости и вполне очевидные метафоры.

4 апреля 2017
9

Колоритный, грустный и неторопливый фильм.

Редкое и необычное зрелище в череде блокбастеров.

Ставлю пять звезд, советую всем любителям кино. Любителям комиксов не советую.

25 марта 2017
2

Скучный, тугой и фальшивый фильм про тупых американуев живущих в глубинке. Не тратьте время. Даже Викинг по сравнению с этим фильмом хорошее кино.

24 марта 2017
Все отзывы
Читайте также
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость