Манчестер из названия — даже не крупный американский город, что в Новой Англии, и тем более не его британский прототип, а населенный пункт на берегу, население в пять тысяч человек. Под стать месту действия сам фильм: крошечная и скромнейшая независимая драма, волей судеб оказавшаяся на гребне премиальной волны в США. На «Золотых глобусах» исполнитель главной роли Кейси Аффлек был назван лучшим актером; на «Оскарах» аналитики сулят картине как минимум аналогичную награду, а возможно, и большую. Кажется, сам автор сценария и режиссер Кеннет Лонерган, 54-летний респектабельный кинодраматург (работал, в частности, над «Анализируй это!» и «Бандами Нью-Йорка»), удивлен таким успехом. Здесь сошлись все звезды — филигранные актерские работы, умные и при этом простые диалоги, но прежде всего пролетарская провинциальная среда, которую не так уж часто американское кино живописует с таким вниманием и теплом. Другими словами, «Манчестер у моря» — маленький фильм о маленьких людях, и в этом его несомненное достоинство.
Главный герой, сантехник Ли Чандлер (Аффлек-младший, пока скромнее в режиссерских амбициях, чем его брат, зато как актер он на две головы выше), живет в полуподвальной комнатушке в Бостоне, в спартанской обстановке. Он не хочет ничего знать, кроме работы, которой, к счастью, хватает с головой. Однажды ему сообщают о внезапной смерти брата от инфаркта. Ли на правах ближайшего родственника мчится в родной городок Манчестер-у-моря, чтобы заняться похоронами и узнать из завещания о навязанном ему опекунстве над шестнадцатилетним племянником. Вот вкратце и весь сюжет. Весь, да не весь. Одним изящным жестом Лонерган предъявляет зрителю спрятанную до поры до времени сердцевину — предысторию Ли, которая объясняет его нелюдимость, мизантропию, алкоголизм и панический страх малой родины. Регистр повествования сразу меняется: мы покидаем бытовое пространство житейской драмы, чтобы с головой нырнуть в высокую трагедию.
В чем-то «Манчестер у моря» перекликается с нашумевшей «Маленькой жизнью» Ханьи Янагихары, в чем-то другом оставаясь ее абсолютным антиподом. Это тоже история о том, что изжить прошлое иногда невозможно и не все раны заживают со временем: иные кровоточат сильнее. Но вместе с тем о возможности продолжать жить, сосуществовать с собственными травмами и не терять близких людей, даже держа с ними дистанцию. Здесь нет места фальшивой утешительности, но и любования ужасом тоже. Вместо этого простая мысль: если ты вовремя не умер, тебе с этим жить. Так живи.
Сам городок служит несложной метафорой прошлого, которое не перечеркнуть и не убрать с карты. Ли никак не может вернуться домой, где за каждым углом подстерегают невыносимые воспоминания, но и покинуть Манчестер-у-моря ему теперь тоже нельзя. Тут у племянника родной дом, барахлящая лодка, школа, друзья, сразу две девушки и рок-группа, где он играет на гитаре. За это все теперь тоже отвечать ему, Ли.
Тихая прелесть «Манчестера у моря» — в стертости провинциального быта, убаюкивающего своей неизменностью. Сам фильм говорит на таком языке. В нем нет намека на позерство или концептуальность, он позволяет отстраненно следить за жизнями обитателей одноэтажной Америки и радостно поражаться, как всем им друг с другом не скучно. Поэтому здесь много юмора и неброской нежности, филигранно разыгранной актерским ансамблем, от знаменитой (и тоже получающей номинации пачками) Мишель Уилльямс до безвестных эпизодников. К слову, в небольшой, но важной для сюжета роли здесь снялась актриса Анна Барышникова, дочь Михаила.
Есть, правда, один момент, который заставляет скривиться или поежиться — по меньшей мере европейского зрителя. Когда тайна Ли раскрывается в нескольких леденящих эпизодах, Лонерган пускает за кадром Адажио Альбинони. Мало того что эта музыка давно стерлась от частого употребления, сегодня с высокой вероятностью известно, что Альбинони ее никогда не писал, это мастерская фальсификация. Не лучше и «Мессия» Генделя: звучащие фрагменты оттуда должны, судя по всему, особо подчеркнуть, что и сантехники чувствовать умеют. Но, вообще-то, Аффлек справляется с доказательством этого очевидного тезиса куда успешнее. Выспренность на опасной грани с фальшью — нота в любом случае лишняя для фильма, главное достоинство которого в искренности интонации и психологической правде характеров.
Впрочем, и для этого хода, чуть подумав, можно найти объяснение. «Манчестер у моря» — о невысказанности, точнее даже, невысказываемости некоторых переживаний. Не случайно главный герой косноязычен и молчалив: ему проще ударить оппонента, чем возразить в споре. И мы видим (а также слышим), как в ситуации абсолютного тупика на помощь приходит штамп, стертое клише. Будто на похоронах близкого человека звучит эта осточертевшая музыка и вдруг ты, не успев задуматься и осознать, плачешь —и становится чуть легче.
После многообещающих сообщений о том, что «тебе обязательно нужно посмотреть Манчестер» и «бери с собой носовые платки» в середине фильма хочется все же уже отыскать того, кому следует все же попробовать начать симпатизировать и за кого следует начать пробовать переживать. Нет, такие персонажи в фильме определенно есть – все, но каждый из них превращается в ту массу образов, которая финально постепенно растворяется в холодных водах неловкости, отсутствия эмоциональности и грусти. В этом триптихе медленно оказывается вторичным и все остальное: камерность истории, эмоциональная недосказанность, человеческая драма, простые радости и вполне очевидные метафоры.
Сценарий построен на заезженном приеме (впрочем, иных-то нет) замалчивания важнейшего эпизода из прошлого героя. Узнав об этом эпизоде, зрители составляют о герое более полное представление, а кое-кто начинает его ненавидеть. Кейси Аффлек своей игрой блестяще вызывает эту эмоцию.
Мрачный и нелюдимый мастер на все руки из Бостона после смерти старшего брата вдруг оказывается опекуном племянника-старшеклассника. Все бы не так страшно, благо брат позаботился о деньгах, но есть проблема: жить Ли должен в небольшом городке Манчестер. Это явно не то, о чем герой мечтает вечерами за стаканом пива под хоккейный матч, но зритель пока не понимает в чем причина, ему лишь намекают о чем-то, что случилось в прошлом, через вспышки воспоминаний героя и перешептывания знакомых: "А, этот тот самый Ли".
Все погружено в какое-то замороженное состояние, совсем как тело брата, которого никак нельзя похоронить из-за сильных морозов. И надо что-то делать с племянником, у него в Манчестере друзья, школа, подружки, группа, лодка, дом - все то, от чего добровольно отказался Ли, замученный чувством вины. И все это под Генделя и Альбинони, что любопытно сочетается с бытом провинциального городка.
Кейси Аффлек тут прекрасен, достоверен и пронзителен. И все так просто, но неожиданно работает, не теряется, не сваливается в затертые клише о возрождении под воздействие любви, драма, какой она должна быть, без излишних эмоций и заигрывания со зрителем. Ужасная трагедия, а рядом идет обычная, не лишенная юмора жизнь. Как-то все это режиссер ухитряется сочетать, так что беспросветной чернухой фильм не смотрится. Хотя и мрачно, и холодно, и горестно, и зима. Но без всякого показушного жизнеутверждающего оптимизма в финале вдруг немного теплеет. И не только потому, что наступила весна.
Тяжелая "ноша" принятия
За вроде-бы банальной проблемой, кроется глубокая и серьезная драма главного героя, который в одно мгновение, лишился всего, того "счастья обычной жизни" - что было в его, вроде, устоявшейся жизни. И в придачу, подкинуло ему на "попечение" сына своего брата - еще того персонажа, который встречается сразу с двумя девушками. Герой Аффлека, пытается примириться со своим "прошлым", принять те "ошибки", которые совершал или не совершал, и не совсем понимает что ему делать в "сегодняшнем настоящем". "Оскар" за лучший оригинальный сценарий, тут не воплотился в "большую режиссуру", из- за тяжелого восприятия самой картины, а вот "Оскар" Кейси Аффлека - заслужен: он показал настоящее внутреннее страдание, при внешнем безразличии.
Тяжелый фильм про то, что бывают ситуации, когда человека уже не привести в чувство и не вернуть к нормальной жизни (ну, как я его понял). Любителям динамичных картин или желающим отдохнуть за просмотром чего-нибудь развлекательного этот фильм, разумеется, рекомендовать не стоит. Да, впрочем, я не знаю, кому его вообще стоит рекомендовать - фильм натурально затянутый, тяжелый для просмотра и заканчивающийся как будто ни на чем, но потом еще дня два-три периодически о нем вспоминаешь и задумываешься. Как то так. А, и Аффлек-младший мощен, ничего не скажешь!
Это кино лишено пошлостей и штампов, присущих описанию трагических событий, и достигается это благодаря лавированию между тем, что стоит показать, и тем, что нужно оставить за кадром, разве что упомянув ретроспективно. Кино на том и держится, что существует недосказанность, обеспечивающая догадку, зазор между смотрящим и изображаемым. Здесь метафора, конечно, очевидна, но не столько она в центре внимания - сколько атмосфера повседневности, великолепная музыка, архинеловкость, возникающая между героями, и вообще их психологическое развитие - за последнее отдельное спасибо Кейси Аффлеку: "Оскар" заслуженный.
Это отличный фильм, про который можно было бы посмеяться, чуть перефразируя шутку о том, как обидно снять свой лучший фильм в год, когда выходят "Унесенные ветром"... обидно снять такой фильм ровно в тот год, когда кто-то снял фильм про чернокожего гея... вот только шутка получилась какая-то несмешная. Я не знаю, может, кого-то образ гея-негра растрогал до слез. Кого-то, кроме академиков, я имею в виду. Но я точно знаю, что на "Манчестере.." люди плакали. Я слышала, да они и не стеснялись. Плакали, когда уже включили свет. Плакали в туалете (женском, но не удивлюсь, если и в мужском). Плакали на скамеечке около туалета... И причина не только и не столько в детях главных герояев, честно. Русская литература любит образ "маленького человека" и много может про него рассказать. Американский кинематограф его тоже любит - и силами отдельных режиссеров способен раскрыть так, что русская литература позеленеет от зависти. Это отлично, очень правильно-обыденно рассказанная история глубоко несчастного и неспособного себя простить за это несчастье человека, и даже удивляющая меня классическая музыка за кадром не навредила ее "человечному пафосу", если я могу так выразиться. Кейси Аффлек, который не играет, а словно руками добывает алмазы из открытой жилы, опять не подвел. Ни слова не говоря о прошлом своего героя, он играет его так, что ты полфильма ждешь чего-то ужасного, потом получаешь это и до конца фильма пытаешься хоть немного примерить на себя... безуспешно, конечно же. И при этом фильм заканчивается на условно позитивной ноте, но иначе и нельзя - без этого все бы просто остались в зале и потребовали бы, ну, не знаю, или показать вторую серию, или пригласить службу психологической поддержки... а и то, и другое как раз и не помешали бы персонажу Аффлека. Надеюсь, он получит свою "вторую серию", второй шанс на обычную жизнь, которую мы часто не ценим и которую, бывает, ленимся или стыдимся жить, но без которой не было бы ни нас самих, ни нашей хваленой литературы, ни этого замечательного фильма. Это 100% анти-Оскар.
Фильм скучный и безидейный. Недаром вначале наши прокатчики даже не планировали покупать лицензию. Откровенно назовем вещи своими именами, фильм выдвинули на всякие номинации исключительно «по блату». Вначале кричали, - фестиваль Сандерс, независимое кино и все такое. А потом всплыло, что исполнительным продюсером выступил Мэтт Деймон, то есть человек с большими связями и дружок Бена Афлека, старшего брата Кейси Афлека, исполнителя главной роли.
Кейси Афлек получил Оскар, тоже скажем откровенно - «по блату», тут старший братишка в актерской братии академиков старательно похлопотал. Игра Кейси Афлека это мычание дебила. Может это и не игра вовсе, а обычное состояние актера, учитывая все его скандалы? Надо сказать, что от этих скандалов старший братишка в свое время младшего тоже хорошо отмазал, да так, что несколько лет это никак не всплывало. И тут вот посредственный фильм продавили в номинанты, и еще и награду за игру дали. В общем, доверия к всяким оскрам и глобусам с каждым годом все меньше и меньше...
Вот почему, если "помазано" Оскаром, так сразу [минимум] на два с половиной часа..?
неужели нельзя укладываться в стандартные "час сорок"..?
Вот как нам, простым любителям кино [не-киноманам] вытерпеть все это..? я понимаю, что для Антона Долина это работа, он за это деньги получает, но про нас-то кто позаботится..??
а в целом, неплохое кино..
Кейси не Бен ...))
Скучный, тугой и фальшивый фильм про тупых американуев живущих в глубинке. Не тратьте время. Даже Викинг по сравнению с этим фильмом хорошее кино.
Колоритный, грустный и неторопливый фильм.
Редкое и необычное зрелище в череде блокбасте ров.
Ставлю пять звезд, советую всем любителям кино. Любителям комиксов не советую.
Ли Чандлер живет на окраине Бостона и работает сантехником (он же электрик и разве что не плиточник) в местном ЖЭКе. Его служебная однушка обставлена лишь необходимым. Единственное развлечение - напиваться в баре и бить случайным соседям морды.
И тут звонок от родственников - умер брат, остался племянник-подросток. Надо ехать на похороны в городок Манчестер-на-море, обычный американский маленький городок, где никогда ничего не происходит. Хотя, нет, было лет 10 назад одно событие и Ли был его виновником, потому и смотрят на него окружающие волком. А сам Ли меньше всего хочет возвращаться в город своего детства, где его на каждом углу поджидают демоны прошлого.
Приезжает, чтобы узнать, что земля на кладбище слишком промерзла, чтобы хоронить брата, а племянник совсем не хочет покидать родное захолустье, где у него есть все: команда по хоккею и баскетболу, моторная лодка и сразу две девушки...
Кейси Аффлек не зря получил за эту роль "Оскар", он отлично играет человека, который все уже потерял и понимает, что нормально ему уже никогда не жить. Человека, которого по всем правилам современного кино должно вернуть к жизни столкновение с молодостью, которая просто пока не знает, что иногда накрывает так, что даже алкоголь не спасает. Отвлечься можно лишь когда тебя избивают, физическая боль на мгновение оказывается сильнее моральной.
Но "Манчестер у моря" не был бы хорошим фильмом, если бы этот трюк тут сработал. Во первых, мудрости обычно учат дети лет 10-ти, а совсем не прыщавый подросток, которого больше всего интересует залезть подружке под юбку.
Во вторых, есть ситуации, когда никакие слова или действия не помогут. С некоторыми вещами способна примирить только смерть. Просто иногда ты оказываешься способен чувствовать что-то помимо боли. Нет, это не означает, что ты начнешь жизнь заново. Так вообще ни у кого не бывает. Это значит лишь то, что твой мир перестанет быть окрашен 50 оттенками серого, от черного до бурокоричневого, и ты начнешь хоть что-то чувствовать.
И вот все это смог сыграть Кейси Аффлек. Так что заслуженная награда. Только не стоит смотреть фильм, если у вас депрессия. Вам станет только хуже.
Возможно самый печальный фильм 2016 года о незаживающих ранах и не сжигаемых мостах. В центре сюжета — асоциальный, хмурый и печальный Ли Чендлер (Кейси Аффлек), убитый горем совершенной им в прошлом ошибки. Нынче он работает уборщиком и мастером на час. Он чистит забившиеся толчки и чинит протекающие трубы, не в силах залатать раны собственной души. По вечерам заливает печаль чем покрепче и лезет в драки, не чтобы потешить свое самолюбие, а чтобы схлопотать по лицу, чем сильнее, тем лучше.
Болезненность и обезоруживающая непоправимость жизни становятся главным лейтмотивом меланхоличной кино-поэмы Кеннет Лонерган. Герою Аффлека, который уже поставил на себе крест, жизнь подбрасывает сюрприз — после смерти брата, Ли узнает, что тот сделал его опекуном своего сына-подростка. Из молодого Патрика жизнь бьет ключом: он крутит романы, играет инди-рок в гараже и обсуждает Star Trek с друзьями. Теперь двум героям предстоит жить бок о бок. Сюжет так и норовит свернуть на протоптанную дорогу мелодраматизма, ведущего к хэппи-энду, которому шаблонно предшествуют истории о вторых шансах, о жизни с чистого листа, о возрождениях и катарсисах.
Но для Лонергана чужая жизнь не может стать оправданием собственной. Безнаказанность поступка главного героя становится его бременем, его право на жизнь становится его наказанием. Не впадая в морализм и не воспевая страдания, режиссер чутко показывает реальность пролетарской жизни крошечного городка Манчестер. И пусть для героя это самое печальное место на Земле, здесь Лонерган все же находит место для сострадания, смеха, любви и прощения. В грусти он находит красоту, которая, не предлагая ни надежды, ни выхода из ситуации, дарит спокойствие и смирение.
Жизнь бескомпромиссна, ей все равно готов ли ты жить. Она как море, у которого нет памяти, нет жалости, нет тайм-аутов и перезагрузок. Есть лишь постоянное движение и штиль сменяемый бурей. По течению или против — ты должен плыть, пока ты живой — ты должен жить.
Manchester-by-the-see
Католики - тоже христиане.
Сравнение с островом проклятых напрашивается почти неизбежно. Там, человек психологически понятно не смог - в прямом смысле - жить с тем, в чём был виноват. Тут - человек может, расставляя на полке фото. Зачем он их там расставляет? Напомнить себе, что сделал? Не забывать? А что, можно и забыть?
Картинно на людей кидается под пиво при случае, картинно - «я не справлюсь» с отказом от опеки (тут всё ждешь, когда же по нерушимым законам американского кино произойдет взрывное объяснение с племянником, но вместо него какие-то, почти незаметно проходящие, хмурые сопли).
Такой сюжет - не драма, не трагедия. Это ад.
Но режиссер и вся …..братия этого, кажется, не понимают. Его герой, может, там был («внутри нет ничего»), может, такой и был - неясно. Кто его знает. Наказывает ли он себя, работая низшим существом на американском рынке, или ничем другим он просто никогда и не работал? Актёры слоняются среди сомнительных красот прибрежного города и все никак не могут определить - выгодно катер продать, сдать или, может, сжечь? (ой).
Что мы должны заключить из последнего в фильме диалога героя с племянником о поиске нового жилья с двумя комнатами? Что он «ожил», нашёл смысл жизни и проч.? А он - должен?
Или просто предлагается увидеть, что, вот, ну, так тоже бывает и… и как-то так, и…ну.. ну… всё. Печалька вот такая произошла. А католики - тоже христиане.
6 номинаций на оскар… Ещё один довод в пользу того, чтобы игнорировать оскар.
Главный вопрос,который витал в воздухе после просмотра фильма:«Зачем?»В чем смысл этого унылого и нудного фильма?Нет,я не считаю,что кино нужно исключительно для развлечения и фона для попкорна!Здорово,когда картина заставляет тебя задуматься о чем-то,пересмотреть свои взгляды на какие-то вещи,даже погрустить и поплакать!После Манчестера же в душе исключительно чуство пустоты и безысходности.
Да, это, действительно, кино о безвозвратности прошлого. Вот вы провели два часа перед экраном, и момент, когда вы начали смотреть, стал для вас безвозвратным прошлым.
Актеры чудесны. Абсолютно все. Но повествование скучное. Очень скучное. Рассказано и склеено очень неопрятно. И можно было бы подискутировать, что это такой стиль, такое вот "норвежское кино". Но сцена, после которой герой принимает окончательное решение, явно взята из мексиканских сериалов: "Вдруг откуда ни возьмись вот тебе рояль в кустах!". После десятой минуты фильма и до самого его конца жена всё пыталась вспомнить, кто же ей посоветовал посмотреть этот шедевр...
Сценарий этого фильма мог бы быть написан Толстым или Достоевским.
На мой взгляд, это самое гуманистическое кино за последние обозримые годы.
Человек наедине со своей совестью и вечными муками.
Гениальная игра главного героя.
Согласна с основными рецензиями на фильм. Нудятина....
Купилась на высокие рейтинги фильма и пошла. Я не нашла ответов. И как изменилась жизнь героя после того, как он стал опекуном...
Тяжеловато смотреть кино асоциальных людей, которые ни с того ни с сего затевают драку, не хотят общаться с окружающими... Бррр....
По началу казалось, что у героя синдром аспергера, но потом начало проясняться... интересно, как обычная история разворачивается при помощи нелинейно го монтажа в своего рода психологический детектив, когда силишься понять, что же именно произошло с героем.
Блин, знала бы, что фильм такой грустный, не пошла бы. Я даже уснула на 10 минут. А кто-то ушел с сеанса. Так что время терять не стоит, ребята
Хорошая драма, жизненно, печально...но такой фильм, конечно, лучше переживать дома, а не в кинотеатре
Пронзительный, печальный, такой не похожий на все, что сейчас выходит в прокат, фильм...Прекрасная операторская работа и музыкальное сопровождение,ощущение, что ты действительно переносишься в прошлое героя, и все внутри холодеет от неизбежности произошедш его. Родители будут плакать, да и не родители тоже... И даже несмотря на то, что в конце фильма жизнь как-будто налаживается, остается чувство, что тебя переехали большим асфальтным катком...
Если желаете поскорее заполучить депрессию в свою жизнь - фильм отлично подойдет, грустная музыка, смотрела на языке оригинала - через слово звучит "фак". У героев проходит унылая жизнь в тумане с бутылкой пива и разборками, я выдержала час и ушла, уж не хотелось себе портить настроение. После 20 минут от начала фильма люди уже уходили
До самого конца маешься от невозможности хоть чуточку посопереживать главному герою, подаваемому как образец всего какого только можно "так тебе и надо", дурости и неумения организовать свою жизнь. Конечно, если малейшая проблема побуждает тебя высаживать кулаком стекло с тем только эффектом, чтобы режиссёр, посчитав, что хватит, внимание уже приутихло, снимал живописную повязку, и что рука, что перешибленные скулы вновь делались гладко-чистыми, как и не ведающий мысли затуманенный взор, а, поваландавшись по мелким, по большей части ничего не добавляющим и не объясняющим приключениям с несколько навязчивыми мнемоническими интермеццо, всё опять выплывает либо на невинное решение едва наклюнувшейся ну нежели экзистенциальной - нет, опять чисто житейской проблемки, либо на очередной беспричинный мордобой, то на кой ляд удивляться, что жизнь тоже с тобой так... Но даже этого как готового смысла нет в этом кинематографическом манчестере, где действительно вообще ничего не происходит. Чтобы не пришлось продавать лодку, в шкафу находятся коллекционные ружьишки, не подводя и близко к потенциальному конфликту, охристианевшую алкачку-мамашу отваживает нечитабельной длиннющести пасторский мэйл. Параллельные девчонки так и не подерутся друг с дружкой, контрхарасмент от клиенток не повлечёт за собой увольнения, и даже фамильные ценности, к которым неожиданно вырулит бурчание эгоистичного подростка, останутся невостребованными новым поворотом противоречивого - то тонко чувствующего, заботливого перед приступом паники от вида мороженых курей, то прямо буйно социопатичного, а вообще фантастически неразумного, неумного пивного пролетария. Постепенно выясняется, что и будто бы полная достоинства поначалу манера перед обидчиками, и нагнетаемые тяжкая ответственность да переживания - всё шито белыми нитками, как и горюшко-горе, учинённое тупо по пьяни, и спиритуализм "парного случая", увы, оборачивающегося фарсом. Что ни сцена - как вот это ваше мороженое, купленное от безделья и ещё недоеденным зашвырнутое в кусты. "Я не справлюсь" - вот бы вместо недотёпы, зарыдав (за кадром), честно признались себе авторы! Но нет, сто сорок минут вынь им да положь. Беспомощные диалоги, в самых неудобных местах вовсе разводимые в манку мечтательной замедленки, пошленькая музычка, шаткий сценарий, кое-как склеенный живописными зарисовками для интересующихся огромной Америкой и её жителями. Ни уму, ни сердцу! Одно облегчение - что он наконец-то пожаловал, вялый финал.