Киноафиша Москвы

Фильм «Тряпичный союз»

(2015, Россия)

6.6
0:00 / 0:00
0:00

Тряпичный союз

Смотреть трейлер

Веселая драма о кризисе идей и любых построенных на идеях союзов

Полнометражный дебют автора короткометражек «Незначительные подробности случайного эпизода» и «Ноги-атавизм», солиста группы «Шкловский», сценариста «Легенды №17» Михаила Местецкого.Веселая драма о кризисе идей и любых построенных на идеях союзов. Главные герои — квартет дачных партизан-художников, которые упоительно конструируют собственную реальность. В ней силой мысли можно сдвинуть дом, выстоять на столбе несколько дней и взорвать голову памятнику Петру I. Ячейка качков-интеллектуалов наглухо заколочена от жизни, в том числе от женского общества, однако девушка, конечно, появляется и все разрушает.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Антон Долин
отзывы:
81
оценок:
80
рейтинг:
1531
7

Валять дурака — это отлично
Ваня уже окончил школу, пора искать работу — но ничего лучше, чем реклама надгробных памятников, пока не отыскал. В этом есть логика: Ване кажется, что все лучшие люди давно умерли (к лучшим он причисляет не только Курта Кобейна, Фредди Меркьюри, Джона Леннона и Элвиса, чьи портреты висят в его комнате, но и покойную бабушку, от которой ему досталась дача). Однажды Ване встречается компания живых, к которым хочется присоединиться. Пока их трое, и они называют себя «Тряпичным союзом» — но со временем окрепнут, наберут новых членов и переименуются в «Деревянный», а там и до «Железного» недалеко. За право войти в элитное общество трех бесшабашных незнакомцев Ваня готов предоставить им свою дачу. Тем только того и надо. Вырвавшись из города, «Тряпичный союз» начинает строить планы на будущее: то ли прославиться, то ли революцию устроить, то ли все вместе и сразу.

Поскольку яркие короткометражки Михаила Местецкого — например, «Ноги — атавизм», — смотрели далеко не все, приходится аттестовать дебютанта как сценариста «Легенды №17» и грядущего комедийного кинокомикса «СуперБобровы». Тут бы и сказать, что фестивальный «Тряпичный союз» (на его счету приз за коллективную мужскую роль на «Кинотавре» и участие в молодежной программе Берлинале) никакого отношения к тем коммерческим проектам не имеет, да только это не будет правдой. Идея командной игры и восходящей к советской «Зарнице» мужской романтики — в основе «Легенды №17»; волшебные способности СуперБобровых — то, о чем мечтают члены «Тряпсоюза». Другими словами, режиссерский дебют Местецкого — представитель редкого класса — арт-мейнстрим. Зрительское кино, скроенное не по шаблону.
Из бесспорных талантов Местецкого-режиссера — умение не просто работать с актерами, но формировать блестящий ансамбль, в котором каждый участник выразителен и неслучаен. В четверке новейших мушкетеров Ваня (Василий Буткевич) единственный выглядит ребенком, как полагается, — и единственный со временем демонстрирует глубину и ответственность. На вид брутальный лидер Союза, Атос-Петр (Павел Чинарев) незрел и нежен духом, что позволяет ему надеяться закрыть себя в «научно-исследовательском монастыре». Жовиальный Андрюша (Иван Янковский, очень похож на деда) — Арамис, дамский угодник, видящий себя художником, а «Тряпсоюз» считающий арт-группой. Для грубоватого и уязвимого Попова (Александр Паль, звезда двух «Горько!», здесь в роли простака Портоса) их компания — революционная ячейка: даже при встрече с деревенскими гопниками он первым делом пытается выяснить, правые они или левые. Наконец, Саша (Анастасия Пронина) — по ситуации всеобщая Констанция или коварная Миледи.

Действие фильма, конечно, не случайно происходит на даче: вся расстановка сил ужасно напоминает детскую ролевую игру. Каникулярная необязательность ежедневного дуракаваляния моментально передается зрителю, который автоматически отбивает ногой такт звучащих за кадром бодрых песен группы «Шкловский» (в ней играет сам Местецкий) и благосклонно наблюдает за тренировками «Тряпсоюза». Их суть немудряща: то упрутся в стену многоэтажки в попытке ее свалить, то выстроятся в неловкую гимнастическую пирамиду, то пустятся в планирование будущего подвига — заложить взрывчатку в статую Петра Первого работы Церетели и оторвать истукану голову. Андрюше пора поступать в Архитектурный, Петра отчислили, за Поповым гоняется военкомат, Ваня сбежал от переживающей мамы. Да и все они сбежали, вот в чем дело. Фильм Местецкого — настоящая апология эскапизма. Стратегия «Тряпсоюза» потому так зыбка и неопределенна, что у каждого она своя собственная, да и то в мечтах. Как это называют в фильме, «проблема с целеполаганием». Когда это становится ясно, веселое и бодрое зрелище вдруг начинает казаться едва ли не угнетающим.
Многовекторность «Тряпичного союза» — и его сила, и слабость. Здесь и кино о поколении идеалистов-бездельников, и разговор о протестных стратегиях (артистической, политической, философски-религиозной), и ненавязчивая love story, и попросту комедия, и социальная антиутопия в духе «Бойцовского клуба», только облегченного. Наверное, поэтому фильму не удается быть всем сразу, ограничивая каждое проблемное поле набором вполне поверхностных тезисов. Скажем, после случая Павленского смешно считать, будто современный художник-акционист мечтает лишь о вандализме в отношении бездарных творений более успешных конкурентов, не закладывая в этот акт никакой дополнительной идеи.

Тем не менее «Тряпичный союз» живой и светится. Наверное, потому, что в вечном жанре романа воспитания (или фильма взросления) ему удается сказать что-то по-настоящему важное и небанальное. Ване, как и миллионам подростков по всему миру, нравятся Джон, Фредди, Элвис и Курт не потому, что умерли, а потому, что, умерев, остались вечно молодыми. Он желает такого же бессмертия — физического или метафизического — той супергруппе, в которую ему повезло вступить. Недаром «Тряпичный союз» друзья договорились называть экспериментальным биоотрядом: их долгосрочная стратегия — воскрешение мертвых, что, наверное, можно трактовать и как создание эликсира вечной молодости.
Когда все вокруг стонут от стремительной инфантилизации общества, Местецкий вдохновенно ее воспевает. Валять дурака, носиться по берегу реки, устраивать самодельные взрывы и жрать жуков — это отлично. Более того, это и есть единственная эффективная стратегия протеста в мире надоевших взрослых. Остальное — имитация. Наверное, можно поспорить, но зачем? Не нравится — просто не вступайте в биоотряд. У них хватит желающих и без вас. Например, мой 13-летний сын после премьеры сказал мне: «Надеюсь, теперь они снимут «Деревянный союз».

8

Отзывы пользователей о фильме «Тряпичный союз»

Фото Максим Курносов
отзывы:
37
оценок:
53
рейтинг:
70
9

Этот фильм я посмотрел дважды и хочу сказать, что я в полном восторге. "Тряпичный союз" - это настоящее пацанское кино. Где-то оно хулиганское, бесшабашное, сумасшедшее, а местами романтичное. Фильм настолько непредсказуемый, что под конец захватывает дух. Мне посчастливилось посмотреть этот фильм дважды и на второй раз, честно признаться, ощущения были даже сильнее. Дело в том, что во второй раз я уже все осмысливал, а не просто бездумно поглощал информацию. Этот фильм наполнен безумным количеством ньюансов, которые необходимо замечать чтобы получить истинное удовольствие. Фильм потрясающий, всем советую!

4
Фото Victor Yachmenev
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
9

Непрерывное удовольствие! Заставляет верить в наше кино
И юмор и философия. Пойду второй раз! Чего и вам желаю!

4
Фото Лиза Романцова
отзывы:
9
оценок:
54
рейтинг:
8
9

Это один из немногих фильмов, который смотришь и не думаешь, как тут круто или некруто играет какой-либо актёр или какую идею пытается донести режиссёр. Или о, сколько ржачных шуток в единицу времени. Тут об этом забываешь и радуешься. И ещё тут нет чернухи, любимой многими нашими творцами кино. Вроде вот они там всё раздолбали, а на душе светло и радостно.
Выждала день, чтобы посмотреть на чистый осадок чувств:) и написать рецензию. Фильм невозможно вспомнить без улыбки. И в отличие от множества комедий с очень предсказуемыми гэгами, здесь всё сумасшедше и нелогично и от того всему этому сюру верится всем сердцем.
Очень радостно, что в нашем кино появился такой фильм!

2
Фото Yulia Sigunova
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
2
9

Запомню на всю жизнь

2
Фото Евгений Кандзюба
отзывы:
38
оценок:
61
рейтинг:
48
9

У меня сложилось неоднозначное впечатление от самого сюжета фильма, но стопроцентное удовольствие от картинки и актерской игры. Парни были на высоте! Очень понравился Василий Буткевич. Он с легкостью и в одно мгновение перерос из маминькиного сынка в настоящего взрослого парня. При том, он сделал это настолько грамотно, что подобное действие не вызывает недоумение и вопросы. Это перерождение произошло, как само собой разумеющееся. Все очень плавно, но в короткий промежуток времени перетекло в нужное русло и открыло глаза на то что, даже неудачник, при хорошем стечении обстоятельств, может полностью изменить свою жизнь, надо лишь попробовать.
Остальные парни так же хороши. Иван Янковский просто красавчик, за ним интересно наблюдать. Харизматичный актер, у которого, я надеюсь, есть будущее в нашем кинематографе.
Александр Паль сильно удивил. Я его привык видеть в таких пустых и глуповатых ролях, здесь же он раскрылся для меня с другой стороны. В этот раз он серьезнее подошел к своей роли, наделил своего героя драматизмом и особенностью, которая выделяла его на фоне остальных.
Фильм отличный, всем рекомендую к просмотру. Да, есть несколько негативных моментов, но они с лихвой компенсируются за счет яркость и задор актерского состава.

1

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией Movie Mover

Жизнь тихого подростка Вани меняется после знакомства с тремя очень странными парнями. Спортсмены, хулиганы, мечтатели, они называют себя «Тряпичный cоюз» и верят, что изменят весь мир. Очарованный новой дружбой, Ваня поселяет парней у себя на даче и всеми силами пытается стать частью их «величайшей организации». Но у соседской девочки Саши свои планы на эту компанию.