Киноафиша Москвы

Фильм «Citizenfour. Правда Сноудена»

Citizenfour (2014, США, Германия, Великобритания)

6.3
0:00 / 0:00
0:00

Citizenfour. Правда Сноудена

Смотреть трейлер

Документальный триллер про главного американского перебежчика

Один из главных фильмов года — не только документальных, а вообще. Зашифрованные письма от человека под ником citizenfour стали приходить Лоре Пойтрас, когда она работала над картиной о государственной слежке в современной Америке. Человеком оказался Эдвард Сноуден, с которым она после этого не один час проговорила в номере гонконгского отеля, где они провели в общей сложности десять дней. Кино не только информативное, но и впечатляющее — из минимума визуального материала авторам (среди них в качестве продюсера Стивен Содерберг) удалось смонтировать по-настоящему напряженный документальный политический триллер.

Режиссер фильма «Citizenfour. Правда Сноудена»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1162
оценок:
793
рейтинг:
18184
7

Захватывающий документальный триллер

Это история о свободе — или о том, что от нее осталось. О новом мировом порядке — или о том, что им притворяется. И конечно, о том, что в любой компании, в том числе в Агентстве национальной безопасности США, самые осведомленные люди — это системные администраторы.

В январе 2013 года Лора Пойтрас, режиссер-документалист и политический активист, автор двух фильмов о войне в Ираке и ее последствиях, недавно сделавшая короткометражку про скандал с бывшим криптографом АНБ Уилльямом Бинни, стала получать тщательно зашифрованные электронные письма от анонима с ником Сitizenfour. Он обещал ей невероятные разоблачения все того же АНБ — которое после 11 сентября якобы вступило в сговор с телекоммуникационными компаниями и незаконно мониторит фактически все человеческое общение в интернете и не только, в Америке и далеко за ее пределами.

В июне того же года Citizenfour назначил Пойтрас встречу в отеле Mira в Гонконге, рекомендовав ей захватить с собой журналиста Гленна Гринуолда, известного активиста в области гражданских прав. Вскоре к ним присоединился специалист по расследованиям из The Guardian. Они вчетвером провели в гостинице неделю. Citizenfour оказался неприметным 29-летним пареньком по имени Эдвард Сноуден; он устроился по контракту аналитиком в АНБ и украл оттуда, по некоторым данным, более миллиона секретных документов.

И примерное содержание, и развязка — промежуточная, конечно, — этой истории всем известны: в эпилоге Пойтрас и Гринуолд навещают Сноудена уже в Москве; их финальный разговор намекает на новых инсайдеров, готовых идти по его стопам, и на новые грядущие разоблачения. Тем не менее «Citizenfour» от начала до конца смотрится как голливудский триллер. Благодаря не только сенсационному материалу, но и мастерству режиссера: обстоятельства вроде бы сводят его роль к включению кнопки «запись» на видеокамере, но пассивность документалиста всегда очень обманчива. Внутри фильма мы полностью в его власти: Пойтрас может показать под тревожную музыку огромную стройку и сказать, что это АНБ строит гигантское хранилище для наших данных — и нам остается только верить, хотя, возможно, это склад корпорации по производству игрушек (вряд ли). Точно так же она, разумеется, выбирает, как, когда и зачем показывать Сноудена и других, второстепенных героев. Пойтрас ни на секунду не бесстрастный наблюдатель, она полноценный участник — в данном случае уместнее слово «соучастник» — своей истории.

Как в любом фильме, первым делом вызывает вопросы сама личность программиста. Предатель или герой, параноик, который шарахается от телефонов и пожарных сигнализаций, или трезвый реалист. Человек, которым движит, допустим, тщеславие — или идеалист, бескорыстно готовый пожертвовать всем ради общественного блага. Ответы «Citizenfour» однозначны (герой, реалист, идеалист) и в рамках фильма чрезвычайно убедительны. Если имейлы Сноудена, которые Пойтрас зачитывает в начале, способны насторожить («прибейте меня к кресту», «нарисуйте на мне мишень»), то в отеле Mira мы видим живого, не наигранно обаятельного и крайне внятного молодого человека в тонких очках и шмотках из Gap. Кажется, он действительно знает, что говорит, — и говорит то, что знает. Но даже если это не так, для кино (а не для мировой истории) это и не важно, режиссер нашел превосходного героя, идеального именно в силу своей внешней тривиальности: обычный человек в фантастических обстоятельствах.

В финале появляется аббревиатура POTUS, накорябанная на клочке бумаге: President of the United States. Аналогии с Уотергейтом, конечно, подразумеваются, приветствуются и даже озвучиваются в фильме; невероятная журналистская удача — как если бы Глубокая Глотка не встречался с Вудвордом и Бернстайном в гараже, а согласился выступить на камеру. При этом резонанс истории принципиально иной: вина администрации Барака Обамы или конкретной американской спецслужбы, во-первых, не доказана в суде и, во-вторых, является всего лишь политическим фактором. «Citizenfour», несмотря на некоторое количество технического жаргона, очень простыми и доходчивыми словами (в сцене, скажем, инструктажа активистов Occupy Wall Street) описывает глобальную новую реальность, которая больше, чем Обама. Голливуд описал ее двадцать лет назад («Теория заговора», «Враг государства» и т.д.), но одно дело смотреть на Мела Гибсона и Уилла Смита, и немного другое — слушать сисадмина, который рассказывает, что он с рабочего компьютера может подключиться к любому дрону-разведчику, как мы к веб-камере из зоопарка, или прочесть более или менее любую интернет-переписку десятилетней давности. Сколько зрителей будет у «Citizenfour» — столько в мире прибавится параноиков.

Конечно, в истории Сноудена много серых пятен: и детали его передвижений, и, скажем, тот почти несомненный факт, что в украденных им документах масса секретной информации, не относящейся напрямую к сути вопроса — антиконституционной слежке за законопослушными гражданами. И конечно, активистка Пойтрас предпочитает не обращать внимания на, мягко говоря, заметную иронию всей ситуации: борец за свободу слова и неприкосновенность частной жизни бежит из страшной Америки и находит убежище в демократической России, сделав, очевидно, российским спецслужбам подарок, о масштабах которого можно только догадываться. А также и российской пропаганде; нет сомнений, что после кинопроката «Правду Сноудена» начнут с помпой крутить в прайм-тайм по центральным каналам.

Тем не менее: как ни относись к Сноудену, Пойтрас, Бараку Обаме или жизни на Марсе, «Citizenfour» действительно огромное событие. Вероятно, единственный фильм 2014 года — уж точно единственный из лауреатов «Оскара», — который должен, как говорится, посмотреть каждый. Просто для того, чтобы быть в курсе, понимать, о чем говорит планета. История молодого американского программиста затрагивает некоторые фундаментальные вопросы именно сегодняшнего дня, не вчерашнего и не завтрашнего. Это пульс того, что на старости лет мы будет называть «нашим временем» — пускай он бьется не только в необъятных архивах АНБ.

10

Отзывы пользователей о фильме «Citizenfour. Правда Сноудена»

Фото Виктор Малышко
отзывы:
116
оценок:
1545
рейтинг:
188
5

Про фильм:
Протокол, перегруженный второстепенными деталями и отсылками к техническим подробностям, про которые по мнению создателей фильма зрителям знать не обязательно.
Если выискивать что-то в этой шелухе, то скорее это будет работа современных СМИ, которым мало информирования как такового, для которых необходимо создание и надувание медийного образа -- обязательного спутника любой новости. Собственно формирование журналистами имиджа Сноудена и запечатлено в фильме.

Про показ в рамках ММКФ:
Набиваться в "Октябрь", чтобы смотреть съёмку dslr-кой на экране "миниIMAX'а" не было никакой необходимости. Чисто фестивальное мероприятие с закупоренной людьми воронкой входа во 2-й зал "Октября", с Кучереной и дочкой Мирошниченко. Такие аншлаговые показы с сидящими на ступеньках владельцами аккредитаций, наверное, должны быть. Но, хочется пожелать, чтобы повод для них был более синефильский. Как, например, это было год назад с "Визиторс" Реджио.

5
Фото Евпатий Букоян
отзывы:
250
оценок:
263
рейтинг:
1191
7

Как бессчетным женам гарема всесильный Шах
изменить может только с другим гаремом,
я сменил империю. Этот шаг
продиктован был тем, что несло горелым
с четырех сторон - хоть живот крести;
с точки зренья ворон, с пяти.

Дуя в полую дудку, что твой факир,
я прошел сквозь строй янычар в зеленом,
чуя яйцами холод их злых секир,
как при входе в воду. И вот, с соленым
вкусом этой воды во рту,
я пересек черту
(с)

4
Фото Илья
отзывы:
73
оценок:
447
рейтинг:
172
7

Фильм может вызвать внезапные приступы паранойи.

То, о чем догадывалось большинство технологически осведомленных граждан, оказывается давно наступило. Отныне любое развитое государство - и речь здесь не только о США - способно и, вероятнее всего, уже предприняло попытки тотальной слежки за своими и чужими гражданами без их на то согласия. Через телефон, компьютер, кредитную карту и любое приспособление, использующее сеть...

Разумеется, далеко не каждому приятно осознавать, что всю его подноготную, включая и глубоко интимную жизнь, могут в одночасье вывернуть наизнанку. С другой стороны, такая ситуация имеет и свои плюсы. Бесследно совершить преступление становится практически невозможным, а скрыться от правосудия нереальным, если, конечно, правосудие само не будет в этом замешано. Нам же, добропорядочным гражданам, к коим могу причислить и себя, скорее всего, бояться нечего.

Нечего, за исключением одного. Вопрос стоит не в том, ЧТО Они о нас знают, а в том, КАК Они используют эту информацию. Ведь, совершенно очевидно, что некто, имеющий к ней доступ, может разжиться за наш счет, не только продав ее третьим лицам, но и воспользовавшись ею в своих меркантильных начинаниях. Или, что еще хуже, манипулируя имеющимися фактами, сделать нас подозреваемыми-виновными в том или ином преступлении. Вспомните, например, о публичной демонстрации "на суд общественности" избранных фото из закрытых аккаунтов подозреваемых в нашумевших делах: "вот, мол каким мерзавцем/мерзавкой он/она является в своей частной жизни!".

И в этом посыл фильма о Сноудене. О каждом из нас теперь знают практически все - этого не изменить, это побочный эффект технологического прогресса и глобализации. Важно, чтобы существовали правовые и общественные механизмы, способные обуздать тех, кто имеет доступ к этой информации и планирует использовать ее с недобрым умыслом.
И молодой парнишка Эдвард Сноуден стал одним из первых таких препятствий на пути зажравшихся властью, дергающих нас за ниточки...

4
Фото Sergey Tomilin
отзывы:
25
оценок:
79
рейтинг:
83
7

Дорогое АНБ и все остальные, плюс Обама и прочие из Соединённого Королевства, Вы знаете только то, что мы передаём друг другу или запрашиваем... Вы не знаете того что у нас в голове, так вот... Вам этого не дано знать, но Вы очень повеселили нас.

3
Фото Никита Андронов
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
3
1

Фильм вообще никакой. Тупо вырезанные куски из многочасового интервью Сноудена, не самые интересные и информативные куски. Никакого сюжета, никакой развернутой схемы слежки , осуществляемой американским правительством за гражданами всего мира.

3

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена XXXVII ММКФ

Документальный триллер об одном из самых громких разоблачений последнего десятилетия. Режиссер-документалист Лора Пойтрас и журналист Гленн Гринвальд получили от Эдварда Сноудена засекреченные документы, свидетельствующие о незаконном вмешательстве Агентства национальной безопасности (АНБ) в частную жизнь людей. Фильм не только рассказывает об опасности тотальной правительственной слежки, но и дает зрителю возможность ее ощутить. Этот фильм полностью изменяет наш взгляд на то, что мы всегда считали своим личным пространством: наши звонки, переписка, расходы и аккаунты в соцсетях.