Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Фильм
Citizenfour. Правда Сноудена

Citizenfour

Режиссер: Лора Пойтрас
США, Германия, Великобритания, 2014, 114 мин.
citizenfourfilm.com

Средняя оценка: 3.9 из 5

Голосов: 79

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах

Один из главных фильмов года — не только документальных, а вообще. Зашифрованные письма от человека под ником citizenfour стали приходить Лоре Пойтрас, когда она работала над картиной о государственной слежке в современной Америке. Человеком оказался Эдвард Сноуден, с которым она после этого не один час проговорила в номере гонконгского отеля, где они провели в общей сложности десять дней. Кино не только информативное, но и впечатляющее — из минимума визуального материала авторам (среди них в качестве продюсера Стивен Содерберг) удалось смонтировать по-настоящему напряженный документальный политический триллер.

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Спасибо! 10
Станислав Зельвенский

1118 рецензий · 749 оценок · 17620 спасибо

Захватывающий документальный триллер

Это история о свободе — или о том, что от нее осталось. О новом мировом порядке — или о том, что им притворяется. И конечно, о том, что в любой компании, в том числе в Агентстве национальной безопасности США, самые осведомленные люди — это системные администраторы.

В январе 2013 года Лора Пойтрас, режиссер-документалист и политический активист, автор двух фильмов о войне в Ираке и ее последствиях,... Показать полностью

Захватывающий документальный триллер

Это история о свободе — или о том, что от нее осталось. О новом мировом порядке — или о том, что им притворяется. И конечно, о том, что в любой компании, в том числе в Агентстве национальной безопасности США, самые осведомленные люди — это системные администраторы.

В январе 2013 года Лора Пойтрас, режиссер-документалист и политический активист, автор двух фильмов о войне в Ираке и ее последствиях, недавно сделавшая короткометражку про скандал с бывшим криптографом АНБ Уилльямом Бинни, стала получать тщательно зашифрованные электронные письма от анонима с ником Сitizenfour. Он обещал ей невероятные разоблачения все того же АНБ — которое после 11 сентября якобы вступило в сговор с телекоммуникационными компаниями и незаконно мониторит фактически все человеческое общение в интернете и не только, в Америке и далеко за ее пределами.

В июне того же года Citizenfour назначил Пойтрас встречу в отеле Mira в Гонконге, рекомендовав ей захватить с собой журналиста Гленна Гринуолда, известного активиста в области гражданских прав. Вскоре к ним присоединился специалист по расследованиям из The Guardian. Они вчетвером провели в гостинице неделю. Citizenfour оказался неприметным 29-летним пареньком по имени Эдвард Сноуден; он устроился по контракту аналитиком в АНБ и украл оттуда, по некоторым данным, более миллиона секретных документов.

И примерное содержание, и развязка — промежуточная, конечно, — этой истории всем известны: в эпилоге Пойтрас и Гринуолд навещают Сноудена уже в Москве; их финальный разговор намекает на новых инсайдеров, готовых идти по его стопам, и на новые грядущие разоблачения. Тем не менее «Citizenfour» от начала до конца смотрится как голливудский триллер. Благодаря не только сенсационному материалу, но и мастерству режиссера: обстоятельства вроде бы сводят его роль к включению кнопки «запись» на видеокамере, но пассивность документалиста всегда очень обманчива. Внутри фильма мы полностью в его власти: Пойтрас может показать под тревожную музыку огромную стройку и сказать, что это АНБ строит гигантское хранилище для наших данных — и нам остается только верить, хотя, возможно, это склад корпорации по производству игрушек (вряд ли). Точно так же она, разумеется, выбирает, как, когда и зачем показывать Сноудена и других, второстепенных героев. Пойтрас ни на секунду не бесстрастный наблюдатель, она полноценный участник — в данном случае уместнее слово «соучастник» — своей истории.

Как в любом фильме, первым делом вызывает вопросы сама личность программиста. Предатель или герой, параноик, который шарахается от телефонов и пожарных сигнализаций, или трезвый реалист. Человек, которым движит, допустим, тщеславие — или идеалист, бескорыстно готовый пожертвовать всем ради общественного блага. Ответы «Citizenfour» однозначны (герой, реалист, идеалист) и в рамках фильма чрезвычайно убедительны. Если имейлы Сноудена, которые Пойтрас зачитывает в начале, способны насторожить («прибейте меня к кресту», «нарисуйте на мне мишень»), то в отеле Mira мы видим живого, не наигранно обаятельного и крайне внятного молодого человека в тонких очках и шмотках из Gap. Кажется, он действительно знает, что говорит, — и говорит то, что знает. Но даже если это не так, для кино (а не для мировой истории) это и не важно, режиссер нашел превосходного героя, идеального именно в силу своей внешней тривиальности: обычный человек в фантастических обстоятельствах.

В финале появляется аббревиатура POTUS, накорябанная на клочке бумаге: President of the United States. Аналогии с Уотергейтом, конечно, подразумеваются, приветствуются и даже озвучиваются в фильме; невероятная журналистская удача — как если бы Глубокая Глотка не встречался с Вудвордом и Бернстайном в гараже, а согласился выступить на камеру. При этом резонанс истории принципиально иной: вина администрации Барака Обамы или конкретной американской спецслужбы, во-первых, не доказана в суде и, во-вторых, является всего лишь политическим фактором. «Citizenfour», несмотря на некоторое количество технического жаргона, очень простыми и доходчивыми словами (в сцене, скажем, инструктажа активистов Occupy Wall Street) описывает глобальную новую реальность, которая больше, чем Обама. Голливуд описал ее двадцать лет назад («Теория заговора», «Враг государства» и т.д.), но одно дело смотреть на Мела Гибсона и Уилла Смита, и немного другое — слушать сисадмина, который рассказывает, что он с рабочего компьютера может подключиться к любому дрону-разведчику, как мы к веб-камере из зоопарка, или прочесть более или менее любую интернет-переписку десятилетней давности. Сколько зрителей будет у «Citizenfour» — столько в мире прибавится параноиков.

Конечно, в истории Сноудена много серых пятен: и детали его передвижений, и, скажем, тот почти несомненный факт, что в украденных им документах масса секретной информации, не относящейся напрямую к сути вопроса — антиконституционной слежке за законопослушными гражданами. И конечно, активистка Пойтрас предпочитает не обращать внимания на, мягко говоря, заметную иронию всей ситуации: борец за свободу слова и неприкосновенность частной жизни бежит из страшной Америки и находит убежище в демократической России, сделав, очевидно, российским спецслужбам подарок, о масштабах которого можно только догадываться. А также и российской пропаганде; нет сомнений, что после кинопроката «Правду Сноудена» начнут с помпой крутить в прайм-тайм по центральным каналам.

Тем не менее: как ни относись к Сноудену, Пойтрас, Бараку Обаме или жизни на Марсе, «Citizenfour» действительно огромное событие. Вероятно, единственный фильм 2014 года — уж точно единственный из лауреатов «Оскара», — который должен, как говорится, посмотреть каждый. Просто для того, чтобы быть в курсе, понимать, о чем говорит планета. История молодого американского программиста затрагивает некоторые фундаментальные вопросы именно сегодняшнего дня, не вчерашнего и не завтрашнего. Это пульс того, что на старости лет мы будет называть «нашим временем» — пускай он бьется не только в необъятных архивах АНБ.

Скрыть

Лучшая рецензия

Оценка: 3 из 5
Спасибо! 5
Виктор Малышко

99 рецензий · 1438 оценок · 166 спасибо

Про фильм:
Протокол, перегруженный второстепенными деталями и отсылками к техническим подробностям, про которые по мнению создателей фильма зрителям знать не обязательно.
Если выискивать что-то в этой шелухе, то скорее это будет работа современных СМИ, которым мало информирования как такового, для которых необходимо создание и надувание медийного образа -- обязательного спутника любой новости. Собственно формирование журналистами имиджа Сноудена и запечатлено в фильме.

Про показ в рамках... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Александр Сиротин

18 рецензий · 252 оценки · 15 спасибо

Замечательный документальный фильм Лоры Пойтрас получил вполне заслуженный "Оскар". "Правда Сноудена" описывает нам связь режиссера с беглым аналитиком ЦРУ, поставившим на колени репутацию Соединенных Штатов. Мы видим, каким образом секретная информация проникала в средства массовой информации и какие причины преследовал сам Сноуден, объявив войну собственному правительству.

Лента никого не собирается выгораживать. Она просто-напросто открывает факты, долгое время скрытые... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 1
Сергей Романов

154 рецензии · 169 оценок · 282 спасибо

Для документального фильма довольно интересно и даже положительно-динамично!! Для реалистичного восприятия событий-смотреть.

Оценка: 3 из 5
Спасибо! 2
ВР-тринадцать

90 рецензий · 164 оценки · 240 спасибо

Если заинтересовал фильм, стоит прочитать книгу Гринвальда (надо отметить хорошо переведенную), по которой фильм делался. Книга в разы сильнее. И фактурой и доказательствами, и вопрос мотивации героя один из основных. Фильм же уводит в сторону от интересной темы.

Все рецензии 15

Информация от прокатчика

Документальный триллер об одном из самых громких разоблачений последнего десятилетия. Режиссер-документалист Лора Пойтрас и журналист Гленн Гринвальд получили от Эдварда Сноудена засекреченные документы, свидетельствующие о незаконном вмешательстве Агентства национальной безопасности (АНБ) в... Показать полностью
Документальный триллер об одном из самых громких разоблачений последнего десятилетия. Режиссер-документалист Лора Пойтрас и журналист Гленн Гринвальд получили от Эдварда Сноудена засекреченные документы, свидетельствующие о незаконном вмешательстве Агентства национальной безопасности (АНБ) в частную жизнь людей. Фильм не только рассказывает об опасности тотальной правительственной слежки, но и дает зрителю возможность ее ощутить. Этот фильм полностью изменяет наш взгляд на то, что мы всегда считали своим личным пространством: наши звонки, переписка, расходы и аккаунты в соцсетях.

Скрыть

Новые детские книги Автор «Дневника слабака» Джефф Кинни об экранизациях, видеоиграх и своей любимой группе

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Волшебные игры для всей семьи

Лучшие игры для взрослых и детей

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

17 и 18 октября на фестивале «Территория» покажут новый спектакль Яна Фабра «Бельгийские...

Чехи, живущие в Москве, поделились с «Афишей Daily» любимыми ресторанами и пабами, где можно...

Более 500 каталогов выставок, научных статей и гидов одного из крупнейших музеев мира....

Как развивался туристический бизнес Египта век назад?...