Киноафиша Москвы

Фильм «Дурацкое дело нехитрое»

Kraftidioten (2014, Норвегия, Швеция, Дания)

6.7
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Дурацкое дело нехитрое

Смотреть трейлер

Нордический триллер про водителя снегоочистителя, который мстит за смерть сына

Норвегия. Зима. Замкнутый трудоголик Нильс управляет мощным снегоочистителем. С его помощью он освобождает от снежных заносов дороги и горные тропы на неприютных северных просторах. Стоило ему получить звание человека года, как тут же приходит печальная новость: его сын скончался от передозировки. Нильс отказывается верить в официальную версию смерти сына и приступает к собственным поискам предполагаемых убийц. По воле случая героя принимают за неустрашимого гения криминального мира, что позволяет ему открыть грандиозную в масштабах провинциального мира охоту на гангстеров всех рангов и мастей.

Актеры

Отзывы пользователей о фильме «Дурацкое дело нехитрое»

Фото Artur Sumarokov
отзывы:
714
оценок:
2570
рейтинг:
910
9

Однажды в студеную зимнюю пору, крепко сложенный и всеми уважаемый житель одного крохотного норвежского поселка у живописного водопада Нильс Дикман, плодотворно трудящийся на ниве уборки снега, узнал трагическую новость, разделившую его жизнь на «до» и «после». Его сын, порождение его чресел, ушел в мир иной от передозировки наркотиками. Дуболомно-прямолинейный в своей искренности герой встает на тропу безжалостной мести сербской наркомафии, даже не предполагая, какие ужасающие последствия будут ждать не только его, но и всех окружающих.

Фильм-участник конкурсной программы недавно отгремевшего Берлинского кинофестиваля, «Полный идиот» 2014 года, также известный как «В порядке исчезновения» и «Дурацкое дело нехитрое» является седьмой по счету крупной полнометражной работой известного норвежского режиссера и сценариста Ганса Петтер Моланда, четыре года назад завоевавшего Золотого Медведя за свою грустно-ироническую и меланхолическую криминальную драму «Довольно добрый человек», и по сути своей новая лента режиссера тематически и идеологически сильно переплетается своей тканью с той приснопамятной зарисовкой 2010 года из жизни глубоко несчастного и неудачливого гангстера.
Не в меньшей, а, может, даже в большей степени, чем Ульрик, довольно добрым человеком по жизни является герой картины «В порядке исчезновения» водитель снегоочистительной машины Нильс, живущий исключительно ради собственного нерадивого дитяти, и явно неслучайно, что этих равных между собой по психотипу, собственной моральной целостности и крутости характера героев Моланд доверил многоликому Стеллану Скарсгарду, объединив тонкой нитью семантики фильмы, формально не относящиеся к категории дилогий, но фактически уже таковой являющиеся. Первоначально линейный сюжет с множеством постмодернистских поддакиваний и Гаю Ричи, и Тарантино и иже с ним Рефну с Балабановым кажется не более чем приманкой для зрителей, как и жанровость фильма, поскольку «В порядке исчезновения» едва ли классический рэвендж-фильм, хотя он и украшен эксплуатационной перчинкой, это отнюдь и не гангстерская комедия или криминальная драма.

Очистившись от шелухи жанровой принадлежности, фильм Ганса Петтера Моланда является чистым кино, в котором первична идея и стиль повествования, играющий всеми оттенками нуара и пряной иронии. Но если в «Довольно добром человеке» доминирующей была тема истового человеческого желания преодолеть тяжесть обстоятельств, возвыситься над миром и уйти за пределы криминальной гопоты, которая как трясина стремится утянуть и утопить, то «Полный идиот» — картина обратного порядка, в которой обычный, среднестатистический человек, волей рокового случая и все тех же обстоятельств втягивается в криминальный водоворот, желая лишь одного в своей жизни — мести, право на которую он выстрадал и отвоевал. Его методы брутальны, в них нет изысканности, этакого эффектного танца на костях — Ник мстит даже не столько восточноевропейской мафии, сколь новым правилам жизни, которые идут вразрез и вразнос с его собственными — простыми, чуть наивными, местами даже аляповато-глуповатыми, но такими, что сохраняли в нем до роковой поры облик человечности. Ник — герой откровенно архаичный, старомодный, практически сошедший со страниц древних норвежских мифов и легенд, и бунт его это бунт старого против нагло навязываемого ему и всему остальному обществу(Моланд чрезвычайно успешно в своей ленте прибегает к взгляду микрокосма на макрокосм, обобщая до тотальной метафоричности место действия своей картины) нового, для которого пути развития давно завершились в тупике. А тупик этот означает всеобщую слепоту, немоту, глухоту, всеобщее равнодушие и клинический идиотизм, когда лишь Нильс видит очевидное, зримое в своей отталкивающей уродливости, а все остальные просто не хотят прозреть, ибо будет больно, плохо, мучительно. Нильс — идиот, но достоевского разлива; он чужой среди своих и плевать, что признан был «Гражданином года», но и не свой среди чужих, которых он истребляет с неистовым садистским удовольствием, превращая месть в самое вкусное из всех существующих искусств. Его месть априори праведна и правильна, хотя на своего персонажа режиссер смотрит без налета излишней трагичности, а скорее с иронией и даже гротеском, ибо по Моланду в современном мире нет героя нашего времени, а есть лишь невесомые тени, не заслуживающие на героизм. Нильс — из породы таких теней, призрак неумираемого и неубиваемого прошлого, которое еще живо на просторах Скандинавии.

Однако тема мести в «Полном идиоте» является лишь первой и более всего проступающей на поверхности фильма, ибо с гораздо большим рвением Моланд подхватил актуальную для всего современного европейского кинопространства тему деструкции мультикультурализма, не забыв и про политические инвективы и резкие по тональности обличения, ибо центральный антагонист божественной волей сценаристов оказывается и пешкой в политической игре, удобным выразителем недоверия ко всем, кто чужд европейской демократии, ее ценностям и достижениям. Столкновение западноевропейских и восточноевропейских взглядов на жизнь в картине обретает черты рельефные, подчас прямые в своем символическом рисунке, когда отсчет жертв превращается в отсчет православных крестов, а финалом выбранного героем пути насилия и мести становится окончательное его расчеловечивание.

3
Фото Барт Малеев
отзывы:
532
оценок:
528
рейтинг:
531
9

Я все более убеждаюсь в том, что скандинавское кино мне очень нравится. Даже детектив и треш довольно жизненный и не слащавый, в отличие от Голивуда. Кроме того, норвежцы отнюдь не политкорректны! Сквозь весь фильм красной нитью проходит мысль об убожестве новых европейцев, китайцев и южан. Гомикам, впрочем, тоже досталось. Конечно, возможно, я не прав в этом своём мнении - ведь все это подавалось, как то, что преступники вне зависимости от национальности, конфессии и ориентации, одинаково отвратительны... Сюжет прост, но не примитивен, главный герой сдержанно брутален, юмор чёрен и смешон. Хеппи-энд довольно реалистичен. Это то кино, которое я давно мечтал посмотреть.

2
Фото Грегори
отзывы:
74
оценок:
94
рейтинг:
55
1

Ни в коем случае не смотрите это. Сценаристы видно отморозились в заснежанных местах Норвегии.
Купился на первые 20 минут. Все остальное муть.

0
Фото Curly Sophie
отзывы:
19
оценок:
149
рейтинг:
34
9

Скандинавы радуют не на шутку. Пол Сверре Валхейм Хаген Стеллан Скарсгард = получаем отличную чёрную комедию с перчинкой под соусом тар-тар.

0
Фото Sergey Zhuravlev
отзывы:
13
оценок:
14
рейтинг:
22
9

Суровое скандинавское кино о суровых скандинавских парнях. Очень жаль, что идет в чрезвычайно ограниченном прокате. Сюжет довольно прост: у главного героя, Нильса, владельца небольшой снегоуборочной компании наркоторговцы убивают сына, причем ни за что, ни про что. Нильс, руководимый традиционными понятиями о чести, решает мстить. Естественно, драма быстро становится криминальным триллером с лихим сюжетом и скупым скандинавским юмором. Чем то похоже на смесь сериала Лиллехаммер и родного Ворошиловского Стрелка. Не стоит правда ожидать искрометного юмора. Особо сильно смеяться не будете, увы. Но удовольствие от просмотра получите однозначно

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Русский репортаж»

Норвегия. Зима. Замкнутый трудоголик Нильс управляет мощным снегоочистителем. С его помощью он освобождает от снежных заносов дороги и горные тропы на неприютных северных просторах. Стоило ему получить звание человека года, как тут же приходит печальная новость: его сын скончался от передозировки. Нильс отказывается верить в официальную версию смерти сына и приступает к собственным поискам предполагаемых убийц. По воле случая героя принимают за неустрашимого гения криминального мира, что позволяет ему открыть грандиозную в масштабах провинциального мира охоту на гангстеров всех рангов и мастей.