Киноафиша Москвы

Фильм «Страшные сказки»

Il racconto dei racconti (2015, Италия, Франция, Великобритания)

7.3
0:00 / 0:00
0:00

Страшные сказки

Страшные сказки (без перевода)

Смотреть трейлер

Готическая фантазия с колдунами, королями и ведьмами

Короли, королевы, злые волшебники, молодеющие старухи и стареющие юные красавицы. Англоязычный дебют итальянца Маттео Гарроне, автора «Гоморры» и «Реальности», — экранизация «Сказки сказок» Джамбаттисты Базиле. Сальма Хайек в роли ревнивой королевы, готовой на все ради собственного странного сына, Венсан Кассель — король-ловелас, которого обаяла заколдованная старуха, а также принцесса, живущая в горах у людоеда, и разные другие приятные мелочи, снятые так, как будто итальянскую средневековую живопись скрестили с «Кремастером» Мэттью Барни.

Актеры

Режиссер фильма «Страшные сказки»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Наиля Гольман
отзывы:
48
оценок:
59
рейтинг:
472
9

Живописная экранизация средневековых сказок от автора «Гоморры»

Жила-была королева, которая так сильно хотела родить ребенка, что пожертвовала ради этого собственным благосостоянием и съела целиком кровавое сердце морского чудища, от которого и понесла. Жил-был король, который вырастил тайком огромную блоху да так ее полюбил, что забыл думать о собственной дочери. Или вот — его сосед, тоже король, пресыщенный развлечениями, влюбился в сладкоголосую девицу, которая поутру оказалась старухой, и он ее выкинул из окна в волшебный лес. Это присказка, не сказка — сказка в фильме Маттео Гарроне длится больше двух часов, и когда она заканчивается, чувствуешь себя настолько убаюканным и завороженным, что можно было бы спокойно смотреть еще час-другой: что там случится дальше в этих забытых богом королевствах?

За ответом на этот — да и не только этот — вопрос можно обратиться к сборнику сказок кавалера Джамбаттисты Базиле, которые тот записал в Неаполе в семнадцатом веке и которые впоследствии на разные лады пересказывали, переводили и переиздавали братья Гримм, Шарль Перро и другие достойные люди. Сложенные в пору суровых нравов и грубого вкуса, приправленные соответствующим юмором, они смягчались не только для детей, но и до взрослой аудитории доходили, как правило, в адаптированных вариантах — с меньшим количеством крови, насилия, а зачастую и с какой-нибудь привнесенной моралью.

Экзотическая птица, штучный экземпляр, «Сказка» на первый взгляд не лишена изящного расчета: это англоязычный дебют итальянца, который до сих пор был знаменит фильмом «Гоморра», сделанным не только на итальянском языке, но и на специфически итальянском материале — быте известных мафиозных кланов. Действительно, с чем еще выходить к широкой публике, переходя на международный язык, как не c универсальным материалом — конструктором из сказочных сюжетов, в общих чертах знакомых в любой англоговорящей стране? Но достаточно посмотреть трейлер фильма, чтобы понять — материал этот отнюдь не самый простой и международный успех той же «Гоморры» спрогнозировать было гораздо легче. Кто вообще ставит сегодня сказки, которые нельзя показать в кино детям, без голливудского сценария, но с подобным размахом? Храбрость задумки заранее располагает — в 2015-м году подобные задачи многие авторы чаще стараются решать в рамках телеэкрана.

То ли аллегория, то ли декоративное панно, то ли просто упражнение в искусстве увлекательного рассказа — «Сказка» грациозна, не настойчива и к любому зрителю может повернуться подходящей стороной. В отличие от большинства современных фильмов, поставленных по волшебным сюжетам, никакого нарочито ревизионистского пафоса она в себе не несет и этим от них выгодно отличается. Соотношение с действительностью если и проглядывает, то скорее в выборе материала: из пятидесяти сюжетов в фильм взяли три, говорящие о женщине в трех разных возрастах. Средневековый вариант пластической хирургии, эмансипация и материнство — темы, конечно, одновременно вечные и модные, но трудно им придавать в этом фильме определяющее значение. Самого режиссера, очевидно, гораздо больше интересовала техническая задача оживить средневековый сказочный мир.

Художник в прошлом, Гарроне оформляет три сюжета декорациями, костюмами и графикой невероятной живописной красоты. Среди референсов, о которых он говорит в интервью, — Гойя и Гильермо дель Торо. Темп, палитра и вкус к завораживающей, слегка макабрической красоте, зависающей перед началом действия в статичных картинах, напоминают «Кремастер» Мэттью Барни, лесные картины — прерафаэлитов, а итальянские пейзажи были писаны маслом столько раз, что, попадая в кадр, сами начинают напоминать холсты в тяжелых рамах. Собрав всю эту породистую эклектику в одну палитру, автор щедро иллюстрирует ею события, компенсируя этим праздником эстетики любую их этическую шероховатость. Кому-то такое оформление может показаться глянцевитым, кому-то — напыщенным, но его художественную мощь с любой точки зрения отрицать трудно.

Преувеличенное внимание к визуальной стороне вопроса, разумеется, ни в коем случае не значит, что «Сказки» — легкомысленное кино или что они вообще как-то страдают от недостатка смысла. Просто Гарроне прекрасно отдает себе отчет в том, что этим сюжетам-самородкам не нужна ни дополнительная помощь, ни дополнительное переосмысление. Прожив несколько столетий и не потеряв архетипической силы впечатлять зрителя, они могут сами за себя постоять. Нужна же им достойная оправа, и ей-то как раз посвящено основное внимание режиссера. Зачем рассказывать историю — в данном случае вопрос глупый. Поэтому автор весь фильм упивается вопросом «Как?», а нам остается его только благодарить, два часа просидев, любуясь с открытым ртом.

Отзывы пользователей о фильме «Страшные сказки»

Фото Дмитрий Ильин
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
30
9

Потрясающий фильм. Действительно красивый и по-настоящему страшный. Вызывает умиление комментарии настоящих искусствоведов вроде: жалко потраченных денег и времени. Вас, что, от операции на открытом сердце оторвали? Или вы в детский дом эти 300 рублей собирались отдать?

Фото Иван Бегтин
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
9
1

В фильме нет, ни нормального начала, ни понятной концовки. Для жанра "сцен вырванных из жизни" он слишком банален, его не-глубина поражает с каждым кадром и усугубляется практически отсутствующей работой звукорежиссёра. В нем нет юмора, совсем мало возможности для сопереживания, слово "страсть" звучит чаще чем сама страсть оказывается на экране.

Это не тот фильм на который стоит тратить своё время.

Фото Юлинька
отзывы:
20
оценок:
21
рейтинг:
75
3

ОЧЕНЬ СТРАННОЕ КИНО, или ЧЕМ БОЛЕН РЕЖИССЕР
(это спойлер, не читайте, если собираетесь-таки смотреть)
А если у вас ярко выражен рвотный рефлекс, лучше прочтите:
Живут себе поживают король с королевой. Симпатичный замок. Придворные уважительные. При полном отсутствии вайфая, развлекаются средневековыми шоу с уличными циркачами. Одна циркачка в положении. С королевой истерика, бегает по замку и бьет посуду. На ночь глядя в замок без приглашения является чародей в капюшоне и предлагает интересный вариант: Король лезет на дно озера, убивает там чудище-юдище, вырезает сердце, эту требуху термически обрабатывает обязательно невинная девушка, и бац, королева забеременеет. На том и порешили. Король надевает внимание - в средние века - скафандр (правда, баллонов с кислородом не прилагается) и бродит недолго по дну горного озера. Там он встречает гигантскую отфотошопленную ящерицу, которая мирно себе спит, пуская честные пузыри. Несмотря на запотевшее в непродуваемом скафандре изображение, Король пихает копье под жабры несчастной рептилии и сам получает хвостом по ребрам. В следующей сцене мы вижим громадину уже на берегу (без всяких подъемных кранов) - сама благородно выползла, с распоротым брюхом и работающим бесперебойно сердцем на заботливо расстеленной рядом тряпочке. Король умирает, пустив струйку крови из угла рта. Королева прибегает на берег и тащит сердце озерного гада на кухню замка. Там наготове девственница. Сердце варят до полуготовности, и бедная Сальма Хайек реалистично уплетает кровавые ошметки на глазах изумленной публики, демонстрируя растущий в режиме реального времени живот. В тот же вечер она и двественница рожают близнецов, впоследствии мерзких андрогинов-альбиносов.
Тем временем в соседнем замке второй король, он же психованый карлик-инсектофил растит дочку толстушку (впоследствии жертву сексуальных домогательств человека с огромным телом и лицом постаревшего Дольфа Лундгрена) и параллельно подкармливает собственной кровью блоху (впоследствии гигантского свиноподобного монстра с печальными глазами). И где-то рядом третий король-извращенец (Винсент, как обычно, Кассель) творит промискуитет со всем, что движется. В первой сцене с ним движутся две фрейлины-лесбиянки….
Вы еще не позвонили в полицию или скорую? Тогда продолжим. В королевстве номер один, мамаша-королева страдает Эдиповым комплексом и не дает продыху подростку-сыну, который, судя по всему находится в латентной гомосексуальной связи со своим братом-близнецом, отпрыском кухарки. Следите за нитью? Молодые люди обнимаются и прижимаются друг к другу на суше и под водой и даже на лошади. Мать гнобит сына и совершает первое хулиганское нападение на его партнера в подвале с подвешенными к потолку запрещенными к импорту вялеными колбасами.
Тем временем король, тот, что с блохой, малость не рассчитал ее диету и, его домащний питомец, дойдя до телячьих размеров, трагически гибнет от ожирения. Беда не приходит одна. Дочке-принцессе уже лет 15, и она активно просится на травку, открыто говоря о необходимости в обиходе какого-никакого мужа. Папа ставит вопрос ребром. Он устраивает Что Где Когда потенциальным женихам, а в черном ящике - шкура освежеванной гигантской блохи.
Побеждает в игре и уходит с призом - орущей благим матом принцессой - великан людоед со следами вырождения на лице и фигуре. На глазах изумленных зрителей он заносит девицу в неандертальскую пещеру, полную обглоданных костей и огрызков пищи животного происхождения и, несмотря на протесты, овладевает ею, не снимая шкуры мамонта.
Чтобы кинозритель не терял пульс действия, параллельно Король-извращенец затевает фетишистские отношения с двумя старушками, желая овладеть одной из них по причине приятного голоса. Будучи сильно обветшалыми и изрядно потраченными временем, старушки сначала не решаются на прямой контакт, а высовывают в дырку в двери палец, с которым Винсент Кассель (ему не привыкать) проделывает ряд неприличных телодвижений. Одной из бабуль сносит крышу от этих забав, и она соглашается провести ночь с развратником при выключенном электричестве, или что у них там было… Если все-таки пойдете на этот фильм, не забудьте закрыть поплотнее глаза во время обнаженки в этот момент. Каким-то образом, сластолюбца подводит эротическое чутье, и он догадывается о подмене тезисов только на рассвете. Но уж поймав ночную подругу на обмане, он без смущения велит страже выкинуть ее в окошко (а там высоко, замок на скале, этаж получается десятый, а то и выше). Бабка удачно цепляется за ветки и падает в чащобу леса, где ее выручает и несколько неприлично оглаживает женщина-кабан (Остров Доктора Моро?), отчего авантюристка омолаживается до неузнаваемости и начинает голышом бегать по лесу. И не зря. Очень скоро наш Король ,любитель сделать это со всеми, обнаруживает ее без трусов и немедля ведет под венец. На свадьбу приходит вторая старушка, правильная, но ее затирают в угол, и после она в поисках молодильного крема теряет собственную кожу и гуляет по фильму ободранной до подкожного эпителия, что само по себе крайне неаппетитно.
Не лучше дела обстоят у Эдиповой королевы. Она окончательно съезжает с катушек, превращается в жуткий гибрид летучей мыши и паука и в этом виде погибает от руки собственного сына.
И наконец, в семейной жизни Людоеда и Принцессы тоже что-то идет не так. Она сбегает из мерзкой пещеры с помощью семейства сердобольных циркачей. Супруг-людоед недоволен и сворачивает шеи всем, старикам, юношам и женщинам. Сбежавшая невеста делает вид, что осознала и хочет встать на путь исправления, а сама предательски перерезает острым ножиком для разделки жертв шею самого великана. В этот поистине трогательный момент в зале раздалось замечание: Не могла раньше сделать, меньше бы было трупов… Но режиссер очевидно рассудил иначе, меньше трупов - меньше касса. Больше трупов - больше зрительская масса.
Мы всё ждали хэппи энд. Он настал в таком варианте: Король-инсектолюб с блох переключился на пиявок, его дочка стала королевой, несмотря на подростковые травмы и на нее уже засматривается выживший член гомосексуального альбиносного дуэта. Та старушка, что обманом вышла за сексуально озабоченного типа, обратно постарела и с воем убежала в подворотню. Общий план красивый пейзаж. Занавес.
Мне интересно, что испытает благовоспитанное семейство, решив совершить субботний поход в кино в полном составе на итало-французский фильм с симпатичным названием
СТРАШНАЯ СКАЗКА…….

Фото Helen
отзывы:
200
оценок:
381
рейтинг:
787
3

Прежде, чем идти на этот фильм (не смотря на тонну восторженных рецензий) - задайтесь вопросом: вам нравятся "Таксидермист"? а "Гоморра"? Не знаете, что это такое? - тогда точно хорошо подумайте.. Меня умиляют высокие оценки "росс. зрителей", опьяненных кроваво-очарованной картинкой, смыл кино за которой глубоко затерялся.. Ну, разумеется, что может быть красивее Сальмы Хайек в невероятно дорогом и красивом королевском платье, в не менее прекрасном (настоящем!) итальянском замке - пожирающей сердце чудища размером с крупного фазана, прожарки "с кровью"..

Сей шедевр не принят к прокату в США - ну, понятно, куда уж тупым американцам до такого тонкого европейского кина, то ли дело прошаренные россияне!
Так вот, если скрестить амер. сериал Criminal Minds с европейским фольклером в духе "Гензель и Гретель на сковородке" - получится приблизительная стилистика "сказок". Далее спойлер.

Я даже не знаю, что более омерзительно - плюгавенький король в маразме, нежно ласкающий животное, которое одолжили в запасниках реквизита "Чужого"? а потом отдающий свою романтически настроенную дочь-переростка в жены 2,5-метровому людоеду, помеси творения Франкенштейна с чем-то из "Игры престолов", который после ее побега живописно вырезает прямо в кадре многодетную семью? (тока вот секса между ним и принцессой-женой не показали - "престолы" бы точно переплюнули!)

Или Касель, услышавший "нежную девичью песнь", оказавшийся в постели с еще одной модификацией Чужого, вышвыривает в припадке ЭТО из окна, но мимо проходящая ведьма сжалилась над уродцем, накормила ОНО своей не менее дряхлой грудью, после чего ОНО - обернулось вполне себе 20-летней моделью с роскошной рыжей гривой до самых пят, но, понятно, "как только, золушка, пробьют часы" - но это, ведьма, впрочем, сообщить забыла.. Или, возможно, приз за "грим" - должна получить сестра ОНО - которая была не достаточно безобразна, поэтому в процессе с нее сняли кожу, в лучших традициях тех же Criminal Minds, после чего она еще попутешествовала туда-сюда-обратно..

В общем, это некая "карусель ужасов" без начала и конца, сюжет в которой вовсе не главное, главное - чтоб сделать людям красиво! - да, к природе, интерьерам и пр. претензий нет ровным счетом никаких! И если вас не смутил мой спойлер, самый честный и искренний в этой пачке рецензий, в чем я уверена! - бегите в кино! тока учтите, что ни пиво, ни попкорн тут не проктатит - более всего, мне так кажется, тут подойдут более действенные препараты/порошки, кот. не купишь, правда, ни в супермаркете, ни в аптеке..

И приятного просмотра!)

Фото reginamarina
отзывы:
55
оценок:
57
рейтинг:
323
9

Маттео Гарроне, безусловно, художник. Это кино - не коммерческая адаптация, не
пропаганда моральных ценностей, не бенефис известных актеров, а вполне законченное художественное высказывание, которому подчинены визуальный ряд, музыка, сюжет и персонажи. Кассель и Хайек, конечно, сделали фильму отличную рекламу, но здесь их медийность отступает на второй план, а на первый выходит игра в целом ансамбле удивительных актеров, управляемым режиссером.Удивительных внешне,
не менее, чем внутренне (это же не современные люди, а какие-то ожившие картины Босха, Брейгеля, Гойи и прерафаэлитов!!)
Красота "Сказок" очевидна, временами настолько, что бьет под дых, заставляя, задыхаясь, балансировать на контрасте между отвратительным и восхитительным.
Истории Гарроне жестоки, но в мифологическом ключе - это жестокость кошмарного сна, первобытного мифа, той самой страшной сказки, т.е. напрямую имеет слишком мало отношения к реальности, чтобы заставить принимать себя всерьез, но вполне достаточно, чтобы заставить почувствовать, вспышками отзываться в памяти и, возможно, подсознательно эту реальность менять.
"Золушка", "Малефисента" и "Белоснежка" выходившие в последние годы
показали, что, как ни странно, для истории недостаточно наличия принцессы, злой ведьмы, замка и прекрасных платьев, чтобы стать сказкой.
В фильме Гарроне есть главное - волшебство, то самое, когда не надо объяснять, почему принцесса не может не выйти замуж за людоеда, чтобы помолодеть нужно содрать с себя кожу, а за счастье приходится платить тем, чего у себя дома
не знаешь. Если вы ходите в кино за волшебством, то этот фильм нельзя пропустить.
"Художник - тот, кто создает прекрасное.
Те, кто в прекрасном находят дурное, - люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное".
По отношению к "Страшным сказкам" к словам Оскара Уайльда сложно что-то добавить.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Синема Престиж»

Маги и волшебники, короли и королевы, красавицы-принцессы и страшилы-великаны населяют эту потрясающую готическую фантазию. Сластолюбивый Король Одинокого Утеса берет в жены прелестную деву, а она превращается в уродливую старуху. Отважный Король Долины Туманов отправляется на бой с драконом, поскольку волшебник предсказал, что королева понесет ребенка, если съест сердце дракона. Ну а Король Диких Гор с любовью выращивает гигантскую блоху, а родную дочь без тени сожаления отдает в жены горному орку. За стенами величественных замков строятся коварные козни, даются безрассудные обеты, там страстно любят и жестоко убивают… Выдающийся итальянец Маттео Гарроне снял этот завораживающий, смешной, жуткий и эротичный фильм, вдохновившись книгой «Сказка сказок» своего соотечественника Джамбаттисты Базиле, прародителя жанра фэнтези, жившего на рубеже XVI–XVII столетий, который первым рассказал о Золушке, Коте в сапогах и Спящей красавице, только совсем в недетском варианте.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить