Фильм

Фильм Гоморра

Gomorra, Италия, 2008
Гоморра – афиша
1/7

Аутентичное кино про мафию. Гран-при Канн-2008

Внушительное реалистическое полотно про неаполитанскую мафию; автор литературной основы живет под круглосуточной охраной полиции. Гран-при Канн-2008.

Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Гоморра»
7Аутентичное кино про мафию, Гран-при в Каннах-2008

Между синим неаполитанским небом и загаженными неаполитанскими ­пус­тырями полтора десятка некрасивых, замотанных, стесненных в деньгах людей судорожно решают повседневные вопросы, включающие в себя доставку важных конвертов нужным людям, пошив в душных подвалах от-кутюрных платьев, ­за­хоронение радиоактивных отходов в неположенных местах и расстрел других, таких же некрасивых людей в местном солярии. Размеренность процессов слегка нарушает только пара малолетних гоблинов, нашедших склад автоматов и решивших, что они — тони монтаны.

Самое разоблачительное кино про мафию тяготеет к героическое схеме — отказывая героям в спасении души, художник редко решается отказать им в уважухе, и в этом плане Гарроне (до того известный остроумным «Таксидермистом») ломает канон, смотрит на работу «синдиката» терпеливым и насмешливым взглядом неореалиста, подмечая дрожащие с перепоя руки, засаленные манжеты и бегающие глаза. Несмотря на любовь ­режис­сера к панорамам а-ля Серджо Леоне и цветным фильтрам (особенно синему), «Гоморра» близка к своему материалу настолько, насколько художественное ­кино может подойти, не превратившись судебную стенограмму. Похожий на хозблок ада жилой комплекс, по которому бесконечно шарятся герои, — настоящий. Автор литературной основы журналист Савиано уже четвертый год прячется от рассерженных прототипов. ­Подсчи­тывать, сколько фактурных итальянских мужчин, занятых на второплановых ролях, по окончании съемок сели за деятельность аналогичную, показанной в фильме, кажется, надоело даже итальянской прессе. Другое дело, что Гарроне по устремлениям своим все-таки не хроникер (и, наверное, потому до сих пор не в черном списки каморры), он ­пе­ре­смешник, вворачивающий удачную ­рифму там, где другой бы застрелился. Когда ближе к концу ходящий под ­ма­фи­ей ­подпольный модельер видит ­сработан­ное его цехом платьице на ­по­сещающей Венецианский фестиваль Скарлетт Йоханссон, это можно по­нимать в том смысле, что все повязаны, включая Скарлетт, а можно так, что даже у последнего портняжки с рабочим местом в хозблоке ада есть шанс прикоснуться к чему-то действительно замеча­тельному.

18 февраля 2009
1

Один мой друг однажды сказал: "Если ты не умеешь снимать кино, то просто скажи, что это "кино не для всех". Скажи, что этот фильм предназначен для умного зрителя, которого, безусловно, на Западе больше, чем в России." Вообще говоря, эти слова были адресованы к фильму "Юрьев день" режиссера Кирилла Серебренникова. Впечатленный подобным высказыванием я решил оградить себя от просмотра данной картины. Зато я могу с полной уверенностью сказать те же слова про творение итальянского режиссера Маттео Гарроне под названием "Гоморра".
Итак, во время просмотра у меня возник ряд вопросов к режиссеру. Что он знает о драматургии и композиции? Кто учил этого человека тому, как нужно делать монтаж? Какое он вообще имеет представление о том, как и для кого снимается кино? Сюжет "Гоморры" представляет собой несколько несвязанных между собой историй, объединенных общей темой неаполитанской мафии (Камморы). Фильм состоит из огромного количества очень коротких (точнее неполноценных) сцен. Причем, так как в картине присутствует сразу несколько сюжетных линий, практически в каждой следующей сцене появляются новые незнакомые персонажи, которых режиссер и не думает представлять. Практически невозможно понять: Что вообще происходит? Кто все эти люди? Чем они занимаются? Еще и сценарист написал "потрясающие" диалоги: информативность близка к нулю. Герои фильма разговаривают о чем-то своем, а автор не считает нужным посвящать в это зрителя. Или же он считает все и так понятным и очевидным. Подобная подача материала вызывает только раздражение или равнодушие. Ни о каком интересе к происходящему на экране не может быть и речи.
В итоге из двух предложений описания к фильму я узнал больше, чем из самого просмотра. А да, еще в титрах нам показывают цифры, отражающие вред, наносимый мафией обществу. Собственно говоря, кроме этих титров смотреть ничего и не стоит. Все остальное не содержит никакой художественной ценности.
В общем, я выдержал чуть больше часа этого издевательства над мозгом. Потом уже смотрел одним глазом, параллельно что-то читая. Рекомендую данный фильм мазохистам и поклонникам "кино не для всех".

3 февраля 2009
7

Под воодушевляющие звуки итальянской поп-музыки в солярии убивают трех любителей хорошего загара и маникюра. Символичнее получилась вторая жертва, практически фотокарточка: в кабинке, в положении сидя и с простреленной шеей; напротив трупа нарисовано улыбающееся солнышко. Это хоть как-то объясняет музыку. Помимо музыки — это и есть основа фильма, там что-то происходит. Например, считают помятые купюры номиналом в двадцать или пятьдесят евро, правда, чуть интеллигентнее, чем на рынках. Или неуклюже стреляют из автомата по воде. Ну, обычные занятия на окраинах Неаполя.

Архитектура фильма неплохо выстроена вокруг нескольких историй, являющихся коллективным оттиском с жизни озвученного города: от детей, стремящихся к криминалу и до взрослых, которые связаны с мафией. Это такой итальянский «Город Бога», просто изначально безысходный для всех героев. Очень мощный и немногословный. В бразильском варианте люди расходный материал, но с таким вот безумным и фатальным задором, там же солнце и фанк. А здесь суровые будни, если чем и приукрашенные, так серым небом.

Основной вопрос ни в том, кто виноват, а что делать с мафией. Похоже, что ничего, каким бы мужественным не стал от этого режиссер Гарроне. Это уже часть культуры, уродливая, но людская. То есть правительство усиленно борется, все признают ошибочность такого существования, но попробовать жить по-иному… Боже упаси, как говорится. Так же и с фильмом, он фиксирует обыденность смерти, человеческие лица, события, но донести что-то новое по данной тематике не получается. С другой стороны — зачем? Ведь история сама-по-себе обречена, а создавать новых героев на фоне криминала Гарроне совсем не хочется. Наверное, это и правильно.

18 декабря 2008
3

Отступление. Весною 2008 г. я был в Италии. И разочаровался в современном итальянском кино. Оно мне показалось неинтересным и скучным. Почти ничем не отличавшееся от наших российских фильмов. Бывают "всплески", но их надо "ловить". Я, конечно, не знаток и не профи, а обыватель, который иногда включает телевизор и тупо смотрит в него.
Появление. Осенью этого года в новостях сообщили, что актеры, которые были задействованы в нашумевшем фильме "Гоморра" были арестованы. Это меня и подвигло на просмотр фильма.
Изучение. Просмотрел добросовестно до конца. В голове одна "каша". Цельности картины нет. Не взаимосвязанные сюжеты из современной итальянской жизни. Я бы сказал, что показали "нетуристическую Италию". Да, есть убийства, наркотики, никчемность жизни. И все такое. Но это во всем мире. Включите SNN или другой канал, и вы уведите тоже самое. В принципе, это везде такая жизнь. В конце фильма была цитата типа в Европе умирает около 4000 молодых людей, которые не нашли себя в жизни... Примерно 20% молодых людей не доживают до старости... Вот и пойми режиссера, что он хотел этим сказать…
Ну, хоть что-то понравилось? Цитата, когда опытный или мудреный мафиози учит двух ребят жизни, перед тем как их отправляет на заказное убийство, в итоге их же и заказали. Ребята, слушают его и торопятся, и думают про себя, что он нам пургу несет, быстрее бы он нам деньги отдал, и мы бы свалили. «Мафиози: - Я бы ребята вот чтоб посоветовал бы. Думайте перед тем, как хотите что-то сделать. Некоторые вещи, их не нужно просто вообще делать. И, даже думать об этом не нужно. Как только вы уже их сделали. Всё. Поздно, что-то исправить. Так что лучше сто раз отмерить перед тем как резать :-)… Есть много вещей о которых даже думать не стоит. Я вам все это говорю, потому что мне это сказал мой дед. Есть много вещей, но самое страшное – это обманывать самого себя. Предавать себя. Сначала ты этого не понимаешь. А потом. Потом страдаешь. Ты должен быть Человеком. Человеком в первую очередь. Если останешься человеком. Значит, останешься им на всегда. Если уважаешь себя. То потом будешь уважать свою семью и других людей. И тогда будут уважать тебя…» Вот так.

13 ноября 2008
5

Желание придать фильму максимум документальности привело к абсолютной серости во всем: очень плохо снято, скучно смонтировано, музыки — ноль, абсолютно никто из персонажей не интересен (ну, может быть, за исключением портного). И можно было бы закопать на фиг этот фильм, если бы не легкий шок: увидеть Италию, похожую на какой-нибудь Адлер начала 90-х — дорогого стоит!

Резюме: скучно, серо, но оченннь любопытно.

3 марта 2009
9

день прожил после фильма и повысил рейтинг, потому что зацепил фильмец - действительно снят в немного нудной манере (что кстати довольно характерно для итальянского кино, мне кажется если смотреть того же Фелинни - манера похожая), при этом такая нудятина очень жизненная штука. Такой же "нудятиной" пропитан Реслер, Однажды в Голливуде (из последнего) - все эти фильмы великолепны и действительно цепляют... интересный фильм и очень хорошая промывка мозгов стремящимся (сам на каком-то этапе был таким - эх "лицо со шрамом", "лицо со шрамом":) - жалко не широким экраном идет, наверное можно было бы спасти несколько судеб - все таки реально в кино мафия романтизируется жутко. все очень реально и документально - и типы очень реальные, учился в италии, подтверждаю. я так понял каморре тоже понравилось - сценарист до сих пор где-то скрывается... а роберто, молодой парень, который вышел из игры по захоронению отходов реально чем-то похож на молодого аль пачино из крестного отца

p.s. смотрел сегодня в 35 мм с товарищем и там была девушка, которая кажется смотрела кино одна и мы с ней переглянулись (не уверен, конечно, был без очков:) и пошли своими дорогами - конечно шанс один из миллиона, но если вдруг ты прочтешь мою рецензию - на след кино можно сходить вместе:)

2 марта 2009
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про бандитов
Лучшие фильмы про бандитов
Лучшие фильмы про бандитов
25 итальянских фильмов, которые пора уже посмотреть
25
итальянских фильмов, которые пора уже посмотреть
25 итальянских фильмов, которые пора уже посмотреть
Онлайн-премьеры недели: «Форсаж-10», «Основано на реальных событиях», «Тихий садовник», «Два холма»
Онлайн-премьеры недели: «Форсаж-10», «Основано на реальных событиях», «Тихий садовник», «Два холма»
Онлайн-премьеры недели: «Форсаж-10», «Основано на реальных событиях», «Тихий садовник», «Два холма»
Открыть, если хочется в кино: тут скидки
Открыть, если хочется в кино: тут скидки
Открыть, если хочется в кино: тут скидки
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость