Киноафиша Москвы

Фильм «Матильда»

(2017, Россия)

6.9
0:00 / 0:00
0:00

Матильда — трейлер

Матильда — трейлер второй

Матильда — трейлер первый

Смотреть трейлер

История неоднозначной русской балерины

Масштабный фильм о русской балерине, прожившей без малого сто лет и умершей в Париже в 1971 году. До вынужденной эмиграции во время Гражданской войны Кшесинская была примой Мариинского театра, но больше известна не своими ролями в балетах Петипа и Льва Иванова, а любовными отношениями с монаршими особами: будущим императором Николаем II и великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем — чему в первую очередь и посвящен фильм Алексея Учителя.

Актеры

Режиссер фильма «Матильда»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
отзывы:
24
оценок:
350
рейтинг:
385
3

Царя на заклание

«Есть еще безумная идея, чтобы мать Николая играла Мерил Стрип», — сообщал в августе 2013 года режиссер Алексей Учитель на питчинге проекта «Матильда» для Фонда кино. Тогда же на кону стоял Данила Козловский в роли Николая, а на партию Матильды заманивали Киру Найтли, Миа Васиковскую и Алисию Викандер. На роль императора Александра III охотно рассматривался Михаил Пореченков («Очень интересен в этой роли», — комментирует Учитель). Крым еще не наш, никто не предполагает, что производство фильма растянется на годы, Козловский сдвинется на второстепенную роль, премьера будет переноситься не один раз, на политический небосвод взойдет звезда Натальи Поклонской, а православные активисты будут обещать сжечь кинотеатры за «Матильду».

Итак, фильм. 1890 год. На выпускном выступлении Императорского театрального училища цесаревич Ники (Ларс Айдингер) засматривается через бинокль на юную танцовщицу Кшесинскую (Михалина Ольшаньская), у которой по чьей-то прихоти обнажилась грудь прямо на сцене. Позже императорская семья устраивает соревнования между офицерским составом — полосу препятствий на конях, где в финале самый быстрый всадник должен спасти корону Российской империи и получить поцелуй любой избранницы. Выигрывает некий Воронцов (Данила Козловский), который жаждет поцелуя Кшесинской, но Матильду уже успел украсть Николай, и это запускает сюжет монаршего романа.

Новая роль Козловского, которого сдвинули на место вымышленного графа Воронцова, — не ахти какая партия разгоряченного балериной офицера. Появляется он в кадре редко, как черт из табакерки, в основном чтобы что-то прокричать — то от страсти, то от боли в пыточной. Но сейчас задним числом именно этот персонаж обрастает новыми смыслами, вырастает из механического отвергнутого любовника в героя с бэкграундом. Он олицетворяет ту самую загадочную неконтролируемую силу, которая желает уничтожить фильм «Матильда». Его одержимость Матильдой сравнима с тем страстным безумием, с которым некоторые люди набрасываются на ленту и самого Учителя. Граф также готов предать огню объект своей мании. Или вот еще штрих, дающий объем персонажу Козловского: в одной из сцен он со всем честным народом крестится и преклоняет колени перед мчащимся локомотивом с царем, которого он вроде ненавидит как соперника, укравшего Матильду. В нашей российской действительности, равно как и в фильме, никто даже не предполагал и не замечал опасность подобных людей на втором плане, поднимающих факелы. Получается, что фильм, сам того не ведая, предсказал себе судьбу.

Фильм Учителя вообще увлекается предсказанием катастрофы и предрекает ее с почти что мистическим упоением. Сразу после рокового знакомства Николая и талантливой выскочки Матильды на выпускном (парочка быстро уединяется в шатре, но вы ничего такого не думайте) происходит знаковое крушение царского поезда со всей семьей. Он врезается в лошадь, августейшие особы живы, но вы понимаете — не надолго. Чтобы мы окончательно догадались, что Россия умоется кровью, главные герои неоднократно режутся, колются и по-всякому пускают красную жидкость. Матильда стаптывает пуанты в кровь, окровавленная обувь живописно падает в воду. Немецкая невеста Николая ранится заколкой, струйки крови скатываются по лбу. И финальный аккорд — народная катастрофа — давка на Ходынском поле, где погибает тысяча людей из-за ажиотажа с раздачей подарков в честь женитьбы Николая II. Рефреном через весь фильм проходит кадр с падающей на пол императорской короной.

Но все эти приемы в стиле летающего шарфика из «Солнечного удара» Никиты Михалкова лишь подкрепляют ощущение, что перед нами продукт из русского телевизора — кстати, на западных телерынках «Матильда» продвигается прежде всего как мини-сериал, и премьера 4-серийной версии на Первом канале не за горами. Да, в кадре есть имперский размах, полет влюбленных на воздушном шаре с двуглавым орлом, пышная коронация, эффектное крушение на железной дороге, особый петергофский стимпанк, но общий ритм и построение сюжета все равно заводят картину в сторону дурной теленовеллы. Именно этой визуальной пошлости зрителю стоит опасаться больше всего, а не какой-то надуманной порнографии.

Что касается пресловутой любовной линии, то тут все мило. Да, цесаревич первым делом замечает якобы нечаянно выпавшую в танце грудь Кшесинской, а затем по достоинству оценивает смелость балерины, не постеснявшейся дотанцевать партию в таком виде. В фильмографии польской актрисы Михалины Ольшаньской вообще сложно найти хоть один фильм, где бы она не обнажалась. Вот и ее Матильда практически всегда в кадре в обтягивающих нарядах, в неглиже или в постельном режиме — для нее это привычный метод работы.

Но не стоит подпитывать ложные фантазии депутатов Госдумы, что Алексей Учитель пригласил в кадр представителей порноиндустрии. Нет, просто Ольшаньская вместе с Ларсом Айдингером привносят в фильм мощной глоток европейской школы, где актеры, в отличие от тяжеловесного российского стиля игры, умеют использовать язык тела. Бессмысленно отрицать, что для роли балерины была необходима эта нездешняя раскрепощенность, магическая сексуальная энергия — почти необъяснимая, но и без намеков на сальности. Поэтому Михалина Ольшаньская — настоящая удача для ленты. В каком-то смысле это даже круче, чем если бы на ее месте оказалась Кира Найтли. От Ольшаньской не оторвать глаз — явный признак восходящей звезды (посмотрите на нее хотя бы в роли плотоядной русалки в недавнем польском хоррор-мюзикле «Соблазн» или в роли террористки в «Я, Ольга Гепнарова»).

По поводу роли Николая II вообще нечего беспокоиться. Авторы фильма крайне обходительно и уважительно отнеслись к образу царя-страстотерпца. Да, Ники и Маля (так наследник нежно величает Матильду) утопают в объятиях друг друга, но все это невинно — на уровне поцелуев из сериала «Бедная Настя». А в конце, в силу невероятных, специально выдуманных для кино обстоятельств, Николай вообще прекращает отношения с Матильдой и поворачивается в сторону Бога, престола и своей благоверной невесты.

Лента Учителя в финале предлагает такую интерпретацию этой судьбоносной развилки: с одной стороны, Николай осознает, что Матильда была искушением (Ольшаньская придает своей героине дьявольское обаяние), однако в итоге встает на путь, избранный для него Богом, и занимает трон в стране, в которой уже нет ни любви, ни воодушевления народа, ни надежды. Остается только бессмысленно бьющий в небо фейерверк, будто сигналы бедствия. И в рамках фильма Николай II, конечно, восходит на царствование, как на заклание, осознавая, что вскоре престол превратится в голгофу.

Другое дело, что все эти фанфары и шумиха не подходят «Матильде», — оказывается, что фильм их не стоит. В других обстоятельствах новая работа Алексея Учителя спокойно заняла бы свою нишу между каким-нибудь «Адмиралом» и новогодними блокбастерами, а теперь шумиха сыграет с ним злую шутку. Из-за повышенного внимания зрители почувствуют себя немного обманутыми — как царь Николай посреди пустого поля с фейерверками и застывшим вопросом «И это все?».

Там есть еще один примечательный образ, явно дорогой для режиссера Учителя, свято верящего в магию кино. Николай становится обладателем киноустановки и для приближенных царской семьи проводит закрытый показ чудес синематографа. Для премьеры снимается эдакий ремейк «Прибытия поезда», но, чтобы зрители не разбежались, цесаревич анонсирует, что в конце будет сюрприз. Этим сюрпризом оказывается медведь, который в какой-то момент прорывает простыню экрана и не на шутку пугает одну из зрительниц. Но когда медведь снимает голову, оказывается, что это всего лишь человек. Так вот фильм Учителя от шумихи до премьеры производит похожий эффект на зрителя. «Матильда» и есть этот ряженый медведь.

55

Отзывы пользователей о фильме «Матильда»

Фото Яна Янусик
отзывы:
52
оценок:
78
рейтинг:
305
9

Я долго ждала этот фильм, поскольку ажиотаж вокруг него, конечно, большой развели. Сама я не историк по образованию, не кинокритик, поэтому всё изложенное дальше – это всего лишь субъективная попытка разобраться в фильме, без лишних придирок, но и без розовых очков.
Итак, сразу хочется отметить, что фильм на самом деле очень красив. Вот буквально в каждой детали одежды, в интерьере каждой комнаты, даже в массовых уличных сценах, видно с какой любовью и внимательностью постановщики отнеслись ко всем мельчайшим нюансам. И это дорогого стоит, не в каждом фильме можно встретить та тщательность.
Что мне однозначно понравилось, так это то, что это фильм не о Николае II и не о России в историческом масштабе (как это пытались представить противники «Матильды»). Это просто история о большой, романтической любви молодого человека (Ники) к красивой, страстной женщине. И никакого контекста о том, что царь изменяет своей жене нет и близко – фильм рассказывает о событиях перед тем, как Ники короновался и женился на Александре Фёдоровне.
Так в чём же тут увидели поклёп на царя и на русскую историю? В упор не понимаю этой раздутой истории, ведь никто же не отрицает того, что такая интрижка с балериной Мариинского театра у монарха была. Или вы, господа, даже не посмотревшие ещё фильм, уже заранее вооружились шпагами только потому, что это стало в наше время модным?

126
Фото Дарья Дарья
отзывы:
78
оценок:
97
рейтинг:
389
9

Начну с того, что вся истерия вокруг фильма, как я и предполагала, оказалась совершенно напрасной. Безусловно, была проделана очень большая работа. При этом, надо сказать, что режиссер еще не развернулся по полной, все могло быть гораздо масштабнее: балы, день рождения Николая, Коронация, Ходынка. Но все это оттеснило бы главную историю на второй план и все бы опошлило. При этом все интерьеры, которые мы видим – а съемки проходили в Мариинском театре, Юсуповском, Александровском и Елагиноостровском дворцах Санкт-Петербурга и Петергофе – вполне узнаваемы и тоже играют свою роль.
В какой-то момент мне показалось – не знаю, была ли это задумка режиссера и сценариста – что все это бесконечное золото и пафос дворцов, парков и церквей давит на людей. Во всем этом невозможно жить. А приходится. Эта важная роль фона, интерьеров стала особенно видна в тот момент, когда Николай на грани отказа от престола снял мундир с сияющими эполетами и помчался за любимой в кожаной куртке. Просто человек, просто мужчина, который просто любит женщину и хочет быть с ней. Но за плечами у него стоит такая громада, что «просто» не получится.
Насчет криков про немца в роли царя – ну это вполне логично! И, несмотря на то, что Айдингер несколько старше своего героя, сходство поразительное - я посмотрела фотографии. Ну а Михалина Ольшанская просто конфетка! Дапкунайте сыграла превосходно! И Луиза Вольфрам в роли Аликс была очень органична. Жесткая и строгая, она так расцвела после свадьбы. Отличное кино!
В любом случае, я считаю, что нужно непременно пойти в кино и посмотреть этот фильм. Чтобы иметь собственное, никем не навязанное мнение. Не так уже часто у нас выходят такие огромные картины.

93
Фото Иван Петров
отзывы:
4
оценок:
3
рейтинг:
84
9

Такой рекламной компании и Голливуд позавидует! Интересно было понаблюдать, кто все-таки победит: мракобесие или здравый смысл? Россия пока еще светское государство или РПЦ (на одном ей известном основании) основательно закрепилось в качестве морально-цензорного органа власти? Это же настоящий момент истины: раньше вся наша "культурная общественность" интеллигентно помалкивала, когда церковь шаг за шагом предъявляла свои права на то, что далеко выходит за рамки её услуг, а тут нашла коса на камень! Сегодня служителям культа мягко указали на их место (тут не обошлось без несистемного Хригил, которое явно перегнуло палку и оказало всем "блюстителям духовности" медвежью услугу), но общая ситуация печальна - многие кинотеатры прогнулись под давлением радикалов и отдельных представителей власти, отказавшись от показа совершенно безобидного художественно-исторического фильма. С такими тенденциями, лет так через пять подобный фильм скорее всего просто не пройдет обязательного одобрения какого-нибудь "национального духовно-нравственного патриаршего совета при министерстве культуры".
А кино... Я на этот фильм идти не планировал. Но теперь, как и многие, схожу обязательно!
В общем, как в классическом советском фильме:
- Вы купили новые сапоги, Вера?
- Да вот ещё не решила, Людмила Прокофьевна. Вам нравится?
- Очень вызывающие. Я бы такие не взяла.
- Значит, хорошие сапоги, надо брать!

84
Фото Слава Сухов
отзывы:
78
оценок:
104
рейтинг:
373
9

Нет, ну нашли из-за чего хайповать целый год – «Матильда» то, «Матильда» это, оскорбление чувств верующих, русофобия…
Где, скажите мне, покажите, где в этой милейшей, я бы даже сказал сусальной мелодраме, вы нашли русофобию? Ау, госпожа Поклонская? Я вот в фильме наоборот узрел такую красивую, самобытную царскую Россию прошлого века, вот прямо как будто идеальную… Нет, я не спорю, были трагические и очень кровавые моменты (та же Ходынка), ну так, а разве трагедии не встречаются и в наше, такое беспокойное время?
Не знаю, как мне кажется этот фильм не хаять нужно, а реально показывать в школах, старшеклассникам, на уроках истории. Типа, смотрите дети, вот такую Россию мы с вами потеряли в том злополучном 1917-м…

58
Фото Стас Якин
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
41
9

Не люблю исторические костюмированные мелодрамы, но на этот фильм обязательно пойду. это будет моим вкладом в борьбу с мракобесием, пытающимся захлестнуть современную Россию

41

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена пиар-агентством Sarafan

Последний русский император и балерина, утвердившая славу русского балета. Страсть, которая могла изменить русскую историю. Любовь, ставшая легендой. В жизни каждого человека случаются несколько дней, которые могут изменить ее навсегда. Когда происходит самое главное. Ты оборачиваешься на голос любви. И делаешь выбор. Но если властитель империи полюбит танцовщицу, сводящую с ума своей красотой… Успенский собор, Кремль, Ходынское поле, царские дворцы, сцены Мариинского и Большого театров — там, где бьется сердце вечной России.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить