Фильм

Фильм Географ глобус пропил

2013, Россия, IMDb: 7.3

Выбор «Афиши»
7.4
7.3
1/17

Кино про тайного героя нашего времени

Победитель «Кинотавра», возможно, лучший (и точно самый важный) русский фильм года, экранизация одноименного и крайне удачного романа Алексея Иванова — про вечного неудачника (Константин Хабенский), вынужденно ставшего преподавателем географии в пермской школе и влюбленного во все человечество — от собственной неверной жены (блистательный выход Елены Лядовой) до нагловатых школьников, раз от раза придумывающих для него все более жестокие проверки. Почти советское по уровню (в самом лучшем смысле) и одновременно крайне современное кино, обнаруживающее героя нашего времени совсем не там, где его можно было ожидать.

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность2 часа
Дата выхода26 июля 2013
Дата выхода в России7 ноября 2013
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Географ глобус пропил»

7Удачная экранизация одного из важнейших русских романов нулевых

Пермский биолог Служкин (Хабенский), уволенный из библиотеки закрывшегося завода, устраивается учителем в школу: знакомые биология с ботаникой заняты, свободна только география, в которой он явно не силен. Дома пилит жена, к которой к тому же начинает подбивать клинья поселившийся по соседству одноклассник героя. На работе тем временем обнаруживаются привлекательная преподавательница немецкого и влюбчивая ученица 10-го А.

С фильмом Александра Велединского («Живой», «Бригада») произошло то же самое, что и с легшим в основу романом Алексея Иванова, — он смотрится нездешним зверем на общем фоне современного российского кинопроизводства, как и книжка в контексте русской прозы нулевых. В первую очередь, по нему становится заметно, насколько отечественное кино разучилось транслировать на экран образ неудачника. В центре «Географа» как раз-таки он — классический русский хороший человек, существующий как бы вне реальности, не обремененный идеологическими рамками, с каким-то корневым родством с природой. Этот образ — вместе с требуемым лиризмом повествования — существовал в нашем кино весь поздний советский период, а потом будто бы сгинул. Похоже, как и сам герой, он продолжал плыть по течению, которое просто на пару десятков лет стало глубинным. «Географ» — «Осенний марафон», массовое и любимое позднесоветское кино, по которому было пролито столько слез. От него фильму достались несколько условные связи с реальностью — для выбранного социального класса здешние герои слишком хорошо выглядят и шутят, — но от этого лишь отчетливей его универсальность. «Географ», по-хорошему, образец народного фильма — если и не по бокс-офису, то по сути. В нем не сложно отыскать ворох недостатков, но слишком редко в русском кино появляются фильмы, снятые и сыгранные с такой любовью; ничего не остается, как относиться к ним со схожим чувством.

8 ноября 2013
1То ли случка, то ли служка... или "полюбить" полудурка в запое

Моя затащила на фильм "Географ глобус пропил". Сказала типа "надоела по холодным подъездам придатки отмораживать", пойдём на места для поцалуев.
Всё было, как в том анекдоте:
"- Дети, сегодня мы будем учиться натягивать гандоны на глобус!
- ... а что такое глобус?
- Именно этому и будет посвящён наш урок географии."

Какой-то алик, похожий на генерала Корнилова, выходит из запоя и решает замутить лавандос. Терпилу по жизни - ненавидящая жена, сопливая шестилетняя дочь и случайная тётка для быстрого перепихона (любовница) - гонять ссаными тряпками из дома, вынуждая заняться социально-полезным трудом. Предыдущее место работы "талантливого биолога" Виктора Служкина библиотека (?).

Бодро заглотнув из горла бормотухи в одну харю, будущий пидагог выбирает местом работы ближайшую от квартиры школу. Бред ситуации в том, что от такого количества выпитой только на экране бормотухи не то, что серое вещество головного мускуля отказывает, но и висячка становится неработоспособной. С невозможностью выполнять "в горе и радости" обязанности мужа прохиндей не заморачивается - подкладывает жену под собутыльников. Посаны! Бросайте пить и курить - все на лыжи!

В течение учебного года потрёпанное жизнью и асоциальными излишествами чмо пытается втыкать не по теме во вверенном ему классе. Братанов в расслабухе на камчатке его запои не впечатлили. Оно и понятно - зуб даю, что на переменках в туалете они по вене гонять. Короче, гнилой вошёл в доверие только, когда начал клеить выпускную чиксу. Зачем это импотенту для меня осталось загадкой. В глазах взрослеющей дурочки он - Боярский в роли Д'Артаняна. На самом деле - безвольное жывотное.

Педагогическую задачу быть ближе к ученикам Служкин понимает во всей её многогранности. Что может быть более действенными, чем переброситься с ними сальной шуткой, организовать совместную пьянку или подбить клинья под нимфетку! Одновременно юморист режиссёр раскрывает богатый внутренний мир педоколлектива за дверями учительской.

Говорят, повестушка, по которой слепили эту шнягу, вышла в 2003 г. Стопудов автор слизал её с фильма С. Соловьёва "Нежный возраст"(2000) Рекомендую - жесть и напалм, шок и трепет. Заодно начнёте отличать конфетку от дерьма.

Потерпев афронты на интеллектуальном поле, биолог/географ в лучших традициях homo erectus решает завоевать доверие пидерастающего поколения туристическим походом и рафтингом.
Единственные смотрибельные картинки - природу и силу воды никакой пошлятиной не перешибёшь. Хотя, сами школьные туристические походы в 90-х, что-то из области фантастики.

Из личного жизненного опыта скажу так - 90-е остались в памяти вечной пустотой в желудке и сбором бутылок на помойках. Главным развлечением тогда было на спор расплющить до пяти алюминиевых банок разом. О том, как раздевали тачки помолчу, до сих пор значки с меринов и бэшек где-то валяются.

"Князь Мышкин в запое" (определение режиссёра Велединского) борется, а потом и дружит с учениками, против зав. учебной частью. То, что географ служит зелёному змию, не только никого не смущает, но и является оправданием его распущенному поведению. Как знакома столь наглая и вызывающая заявка на оригинальность!

Вменяемый персонаж коллектива преподавателей завуч поначалу довольна - мужчины в школе такая редкость. Она ещё не знает, что приняла на работу растлителя и алкоголика.

Будучи отъявленным совком, ей не вдомёк, что это не вина его, а беда. К концу фильма и его герои и зритель в зале понимают - всё зло в ней. Она мешает раскрыться талантам тонкой и возвышенной души Служкина. Внутренняя логика развития событий подсказывает - спасти её реноме может только совращение пятиклассника... Но, в отличии от географа, авторы фильма не дали ей возможности реабилитировать себя в глазах школьного коллектива и жителей города Пермь - фильм закончился.

Закончился предсказуемо - перековки не случилось. Алкоголизм - это навсегда. Рождённый пить - е**** не может. Тухлый отъезжает с клеймом м***ка.
Народ выходил и плевался... а моя осталась довольна :-)))

p.s. Реклама вовсю зазывает на просмотр фильма. Читаем правильно восторженные анонсы:

- "Постоянные финансовые проблемы и семейные ссоры заставляют талантливого биолога идти работать географом в школу. Там он не может найти общий язык с детьми и руководством из-за своей пагубной привычки - выпивать. В центре драмы - Виктор Служкин, изнывающий от семейных ссор и финансовой неблагополучности."

Талантливый биолог идёт работать в школу, чтобы решить финансовые проблемы. Неужели даже в 90-х работа по специальности и призванию сулила меньший доход, чем ставка учителя географии в Перми? Или "князь Мышкин" пропил не только глобус, но и собственные мозги!

- "... герой начинает борьбу с девятиклассниками, которые не воспринимают его всерьез. ... он любит выпивать. Но скоро ситуация резко меняется. Ребята к нему быстро привыкают. ... он даёт детям дельные советы и помогает в трудных ситуациях. И вроде бы всё начало налаживаться, как вдруг возникает неординарная ситуация – герой картины воспылал нежными чувствами к старшекласснице."

Круто! Школьники привыкают к запоям учителя, а он даёт им дельные советы в борьбе беленькой с красненьким плодово-выгодным. Воспылал нежными чувствами - там гореть нечему, всё пропито!
И, как писали в брошюрах общества "Знание", алкоголизм - прямой путь к неразборчивости в половых связях. В представлении создателей фильма промискуитет и есть катарсис всей истории.


ВАРИАНТ №2 - О природе свободы личности в капиталистическую эпоху (для недогоняющих)

В электричке едет Служкин. Вокруг него быдло-совок и ватники этой страны. В его понимании, как это показывает оператор, они антиэстетичны и омерзительны по причине полного идиотизма.

Взяв быка за рога, творческий коллектив предъявляет зрителю альтер эго героя. Ту планку, а точнее плинтус, ниже которого герою не упасть - опустившийся побирушка по вагонам, исполняющий кипеловское «Я свободен».

Воспылавшее свободой бессодержательное чмо решает отказаться платить за проезд. Рассерженный горожанин со светлым лицом выкатывает протест гнусной действительности путинского режима - прикидывается глухонемым. Попытка социально-политического активизма пресекается грубыми контролёрами - смелая аллегория на кровавую гэбню.

Всё заканчивается мерзкой дракой, победа в которой, как это представляется герою, отмечается пивасиком. Конечно это не Жан-Жак, но и он не в Москве.

Раскрыв глобальное миропонимание героя через частный случай алкоголизма, творческий коллектив фильма уже не нуждается в каких-либо этических и эстетических рамках самоограничений.

Весь это фарс был бы ещё оправдан самоиронией. Но "инженеры человеческих душ" впаривают интеллектуально-романтическую шнягу на полном серьёзе. И тут одно из двух - либо они больные, либо за идиотов держат "благодарного зрителя".

Вагонный побирушка так и остаётся единственным светлым пятном этой драмы - хотя бы благодаря своей искренност


ВАРИАНТ №3 - "Вечно молодой - вечно пьяный" (для выживших в эпоху "клинского" и сдававших ЕГЭ)

Антураж - разлагающиеся предметы вещественной культуры: засранная квартира алкоголика, разбитая электричка со стойким запахом блевотины, обоссанные подворотни провинциального городка. Былое величие культурного наследия угадывается по там и сям мелькающим артефактам советской эпохи.

Персонажи : тупое быдло (мужчины, женщины, дети, подростки) облагораживаемое непрекращающейся пьянкой на блат-хатах, квартирах, в общественном транспорте, в местах общего пользования, на природе.

Общение с себе подобными : постоянные истерики, женские крики фальцетом, мордобой, пошлые шутки, нецензурщина, обильное слюноотделение.

О детях : они лишние в этой жизни. Лозунг "всё лучшее - детям!" выражается в изодранной коробке в качестве игрушки, утренних волочениях в детский сад и присутствии ребёнка на папиных возлияниях, в то время как его собутыльники развлекают мамашу.

В СССР секса не было, была любовь. Зато здесь секс на все случаи жизни. Начиная с насилия Служкиным над собственными мозгами и заканчивая его же попыткой "сорвать в утренней дымке нежный нераскрывшийся бутон лотоса".

Мораль : алкоголизм - это счастье жизни! Алкоголик, несущий "доброе и вечное" в школу - это умилительно! Друзья-собутыльники, пользующие супругу - это прекрасно! Женщины всему этому умиляющиеся, обслуживающие и поддерживающие существование такого жизненного сценария.

Губит людей не пиво, губит людей вода. По хорошему Служкин должен был утонуть, спасая невинных детишек, им же отправленных в бурные воды грозных порогов. Достойным финалом ситкома стала бы общая пьянка-поминки с хвалебными речами в адрес "героя нашего времени".

8 ноября 2013
9

Я вот думаю: кто все эти люди, которые пишут: «чернуха», «это фильм про алкаша и слабака», «фильм ни о чём» и т. д. Какие требовательные люди: от героя они ждут непременно каких-то побед, от фильма – острого сюжета. Сильные люди: поэтому им непременно нужно заклеймить Географа эпитетом типа «слабак», «лузер», а кто-то даже написал в том смысле, что он упустил возможность насладиться телом влюблённой школьницы - и поэтому, мол, лузер вдвойне.

Эти сильные люди как-то даже допустить не могут, что поступки (или кажущееся бездействие) Географа – это как раз результат его внутренней силы и человеколюбия. Я уж не буду разжёвывать, если человек по фильму не понял – то объяснять бесполезно, наверное.

Но именно тут в комментариях, «Географ» вскрывает – как много людей у нас думают, что человек без внешнего успеха – и не человек вовсе. Как много людей человечность считают за слабость и «лузерство». Как много людей, встретившись в реальной жизни с таким вот «Географом», будут смотреть на него свысока.

И что касается сюжета – то смотрите: есть масса вариантов, которые могли бы произойти, если бы Географ был менее человечным. Ну, например: избить жену за измену, потерять друга детства, переспать с парой женщин просто потому что подвернулась возможность, воспользоваться Машей. А также не начинать конфликт со школьниками, и в поход с ними не идти, а тихо читать уроки для галочки.

Конечно, когда какой-нибудь Брюс Уиллис с бутылкой вискаря в одной, с сигаретой в другой и с девчонкой в третьей руке легко спасает вселенную – это нормально, он герой.
А вот когда человек среди будничного хаоса и абсурда, среди нажитых семейных проблем и обязательств всё равно остаётся человеком - это как-то незаметно, не подвиг вовсе. Бутылка в руке - значит алкаш и лузер.

18 ноября 2013
7

Фильм начинается с песни Кипелова «Я свободен», в которой пафос заявления лирического героя сводится к тому, что в его душе нет больше места для когда-то любимой женщины, такая вот подмена понятий.

Свобода Служкина проявляется, видимо, в том, что можно не заплатить за билет в электричке, но тут же на станции прикупить пивка, можно ничего не зарабатывать, но постоянно тратить деньги на водку и сигареты, можно огорчать жену своим пьянством и бездельем, но ночью привычно к ней приставать, а, получив ожидаемый отказ, постараться пристроить ее к лучшему другу. Проще оставаться лузером, чем попытаться преодолеть себя.

Взрослые не хотят ничего настоящего, в отличие от детей. Это только кажется, что детям в жизни ничего не надо, кроме мобильников и халявы. Служкин во время игры в карты выговаривает, как он устал от них, как он их ненавидит, что они не личности, в них нет культуры, но весь этот обличительный монолог гораздо более применим к самому Географу и его окружению. Дети лучше взрослых с самого начала, у них еще есть мечты, они хотят изменений, путешествий, хотят внимания и любви. Есть и обида на апатичных отцов: «Это наша Родина сынок» (надпись на доске), «Вы все развалили, а нам налаживать» (Чебыкин), «Вы здесь и живите, а я свалю на фиг» (Овечкин). Им не интересно тупо писать под диктовку «На всех уроках писали, и сейчас писать» (Митрофанова), но они стремятся к личному общению с учителем, ведь на затоне они задают Географу вопросы, где он был сам, мог бы он их куда-нибудь взять, но он даже не оборачивается к ним. Он не стремится как следует готовиться к урокам, а с плохой дисциплиной борется характерным для нашей школы методом выставления двоек, несправедливость которого отмечает Чебыкин.

Почти весь поход Служкин беспробудно пьет, между ним и ребятами почти не происходит значимых диалогов. Ребята отстраняют его от командования («А на фига нам командиры, мы тут все командиры») и обнаруживают удивительную самоорганизацию, сплоченность и ответственность. Оказывается, они умеют сами ставить палатку, разжигать костер, собирать катамаран, они тщательно подготовились и запаслись достаточным количеством продовольствия. Когда пьяный Географ уплывает на катамаране, они не теряются и строят плот из подручного материала. Когда Овечкин рискует собой, обрубая топором ветки березы, за которую зацепился катамаран, Географ его отчитывает за этот подвиг.

В общем, достаточно быстро становится ясно, что ребята, неучи и раздолбаи, свой порог Долган пройдут, ибо полны жизни, чего нельзя сказать о Географе.

В Служкине больше всего раздражает безволие, апатия, отсутствие амбиций, способности к созиданию и самокритики. В жизни ему ничего не надо кроме выпить и закурить, он вполне счастлив и к тому же уверен в своем обаянии (несмотря на то, что перегаром от него за версту должно нести). Пусть жена считает, что он ей поломал жизнь. Толкая Надю в объятья Будкина, он заставит ее испытывать чувство вины, зато сам себе будет казаться великодушным и непонятым. Главное, самому не меняться, тогда можно свое бестолковое существование оправдывать высокопарными фразами.

Маша – единственная женщина в фильме, которая спрашивает Географа о любви. С его точки зрения, любовь - это «синяк, который со временем рассасывается». С Веткой Служкин делится своим пониманием «любви с большой буквы Л»: «Чтобы никому не быть залогом счастья и чтобы ему никто не был залогом счастья». В этом он видит святость, не понимая, что это и есть отрицание любви. Он не хочет принимать участие ни в чьей жизни, и ему некомфортно, когда кто-то пытается изменить его жизнь, потому что ему и так хорошо с самим собой.

Маша, желая видеть в Географе лучшее, пытается на него влиять, и он боится Машу не потому, что она еще девочка, а потому, что полюбив ее, он столкнулся бы с напряженной необходимостью перемен в себе, которых стремится избежать и которых ее любовь обязательно потребовала бы. Девичьей любви свойственно замечать все мелочи, все черточки в любимом, расстраиваться из-за несоответствия образу, но продолжать любить, видеть только хорошее и оправдывать плохое. Маша признается в любви к Географу, но его ответное «Люблю, очень!» звучит глухо и бестрепетно. «Я не смогу без Вас жить» и его звонкое, как удар хлыста, «Сможешь». Так он просто растоптал ее признание. Ему ставят в заслугу то, что позже в сцене в пекарне он смог побороть неудержимое желание, устоял перед искушением тронуть Машу, что, конечно, правильно, но к ее чувствам он был не способен отнестись деликатно.

Когда дети проходят Долган, Служкин отстранен, ведь он свой порог не прошел и не пройдет. Ему несколько раз предоставлялась возможность деяния, будь то сделать свои уроки интересными для учеников, наладить жизнь в семье, стать лидером в походе, принять любовь. Но Служкин каждый раз предпочитает водку попытке сделать хоть что-то.

Для ребят Географ так и не стал столь необходимым для их становления Взрослым, об этом говорит повисшая в пауза в сцене на спортивной площадке. На вопрос школьников, где он сейчас работает, Служкин отвечает: «Не важно».
Татка спрашивает: «Папа, а что важно?». И он отвечает: «Важно сейчас покурить, а нету».

В общем, на взрослых надежды нет, только дети окажутся способны пройти пороги. Но как сделать так, чтобы они повзрослели, не превратившись в Служкиных, Будкиных и Колесниковых? Может быть, пора перестать разбираться в закоулках сознания "лишних людей" и начать находить, наконец, настоящих героев?

Полный анализ фильма http://fiorecampestre.livejournal.com/1711.html

27 ноября 2013
9

Быть может, я много на себя беру, но мне очень обидно слышать об этом фильме слова вроде "... о смешном алкаше-неудачнике и тусклой и грубой жизни российской провинции". О фактической стороне фильма каждому из нас и без того известно не понаслышке. Поэтому суть его заключается не во внешней стороне.
Мне показалось, что эта картина о любви - к человеку, природе, родине. Герой Хабенского сочетает в себе русского интеллигента, образованного и думающего, и русского мужика, непритязательного и глубоко чувствующего дух родной земли. Не зря этот герой несколько раз называет себя проповедником: он хочет научить той самой истинной любви жену, друзей, своих учеников, в первую очередь убеждая их мыслить независимо и быть свободными - отпускает жену к другому, общается с детьми жестко, на равных. И именно после того, как эти люди становятся предоставлены самим себе, они меняют образ мыслей.
В США этот фильм не был понят зрителями, большинство не увидело ничего дальше комедии. Может быть, им и не нужно понимать его, потому что "Географ глобус пропил" - это фильм о русской душе, о ее неразрывной связи с величественной и суровой природой вдали от городов, о ее народной гордости и скрытом духовном начале, которое есть в каждом из нас.

16 ноября 2013
9Редкий случай

Читаю отзывы и от некоторых, буквально, оторопь берёт....
Как скоро трагедия стала для кого-то "чернухой", как легко чистое чувство стало выглядеть "околосексуальной темой"....
Люди, любовь всегда "околосексуальна", на то она и любовь. Или не так?

Неужели уже стало так сложно отличить внутреннюю чистоту от "давай просто потрахаемся", жестокие "развлечения" и сложности школьников от настоящего выживания в реальной природе. Ведь это уже не какая-то тонкость, а просто колоссальная разница.

Мне тоже вспомнились во время просмотра и "Полёты во сне и наяву", и "Дорогая Анна Сергеевна". Подумалось даже, что, в связи с последним, отчество главного героя тоже не случайно - Сергеевич.

Фильм очень понравился.
Действительно, это один из тех редких случаев, когда можно отметить превосходную игру всего актёрского состава в отечественном фильме.
И это тот редкий случай, когда фильм настолько хорош, что получился даже лучше книги. Сюжет фильма для выразительности сделан более жёстким и конфликтным, чем в книге, но это пошло ему только на пользу.
Это тот редкий случай, когда фильм настолько забирает, что прямо мороз по коже и переживаешь по-настоящему, по-человечески, а не от того, что на экране что-то взрывается или оглушительно стреляет.

Тот, кто увидел в этом фильме только "чернуху" - посмотрите в свою душу повнимательнее. Может, в лучшем случае, вы просто не русский человек, а в худшем - просто нечуткий.

После фильма вспомнились грустные слова одного духовного человека, что если "современный мужчина не будет выпивать - он может просто сойти с ума от существующей реальности".
Хотя сам я пить никому не желаю и не советую. Занимайтесь спортом. Ну, или лобзиком выпиливайте. Говорят, тоже успокаивает...

17 ноября 2013
Все отзывы
Читайте также
40 лучших фильмов про школу
40
лучших фильмов про школу
40 лучших фильмов про школу
Фильм не хуже: лучшие экранизации книг
Фильм не хуже: лучшие экранизации книг
Фильм не хуже: лучшие экранизации книг
Лучшие драмы
Лучшие драмы
Лучшие драмы
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость