Фильм

Фильм Жила-была одна баба

2011, Россия, IMDb: 6

5.7
6
1/11

Аллегорическая драма про гибель русской деревни

СтранаРоссия
Продолжительность2 часа 30 минут
Дата выхода27 октября 2011
Дата выхода в России27 октября 2011
Сайтbaba-film.ru
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Жила-была одна баба»

5Аллегорическая драма про гибель русской деревни

В сытом, богобоязненном и относительно стабильном 1909 году тамбовская бесприданница Варвара (Екамасова) выходит замуж за сына зажиточного односельчанина — парня видного, но несколько мутного (Абашин), и в брачную ночь дает ему такой мощный отпор, что жениху остается только начать тихо спиваться. Потом будет Первая мировая, революция, продразверстка и антоновский мятеж, станет нечего есть и страшно жить, а Варваре и дальше придется брезгливо спи­хивать с себя все более отталкивающих соотечественников — с каждым разом все менее и менее успешно.

Первый за тридцать с лишним лет игровой фильм автора «Осени» и «Белорусского вокзала», задуманный вроде еще в перестроечные годы, сделан, что на­зывается, крепкой рукой мастера и из общего ряда благообразных пенсионерских высказываний на тему России, которую мы потеряли, выделяется в первую очередь нежеланием автора щадить зрительские нервы — такую последовательную беспросветность в разговорах о русском характере позволяли себе разве что Балабанов да Рогожкин в давно забытом «Чекисте». Много и по-разному обыгрывая метафору про Россию как Китеж, который ни за что не всплывет, пока на поверхности руководит Антихрист, фильм одновременно тяготеет к чуть менее возвышенной части национального фольклора: по сути, это полнометражная экранизация народного выражения «нас е…ут, а мы крепчаем», сделанная к тому же с упором на первую часть пословицы (что требует недюжинного героизма от исполнительницы главной роли). Что артистка Екамасова — это неспроста, было ясно еще в хлебниковском «Свободном плавании», а после «Бабы» в нормальной киноиндустрии она моментально стала бы суперзвездой. И сложный вопрос, насколько тщетен здесь ее подвиг; а также — как надлежит реагировать на конный выезд Ю.Ю.Шевчука в роли антоновского партизана или на благодарственный титр с музыкальной последовательностью милых сердцу фамилий: Абрамович–Кох–Вексельберг–Сурков в финале. Вместо ответов на ум приходят в основном емкие народные выражения.

11 октября 2011
1

Андрей Смирнов очередной Иуда который свою родину продает за 30 серебренников. И продает талантливо, ужас берет.Этот с позволения сказать фильм снят для народа и о народе, на деньги Коха, Абрамовича, Вексельберга, Суркова. Народ по мнению этих небезызвестных господ, должен быть как в фильме мерзким стадом пьющих баранов, которое сношают и режут. Народ должен вычеркнуть 70 лет своей истории раз и навсегда КАК ИГО БОЛЬШЕВИЗМА. Он должен смирится со своим бесправием и униженным положением внутри своей страны и в мире.
Он, народ должен как бы забыть что он мог получать бесплатное образование, медицинское обслуживание, квартиры от ГОСУДАРСТВА. Советская власть при всех своих минусах, каждому гарантировала работу и кусок хлеба, не было бомжей и беспризорников, гасились межнациональный распри.
Советский человек выиграл самую великую в своей истории войну, и первым полетел в космос. Наши деды и бабушки с нуля, от сохи создали великую индустральную державу. Ту страну которой они ПО ПРАВУ ГОРДИЛИСЬ.
Этот грязный фильм он не для них снят, а для нас. Тех людей которые растратили свои идеалы, которые поклоняютя золотому тельцу, тех кто спит на яву, а теперь нам активно вымарывают память о своих великих предках.
Эти люди в титрах очень сильно ненавидят народ который обеспечил им тот гедонизм в котором они купаются, потому что боятся его. Боятся что сколько бы они ни не лили грязь, руками Михалковых и Смирновых, они все равно не сумеют вымарать русскую культуру и душу которые мы пронесли как пламя сквозь тысячелетия.
Фильм Андрея Смирнова это насквозь лживая аллегоря про разрушение русской деревни в 20-х годах большевиками. Село погибло не в 20-х годах, а стало помирать в 90-е, при той власти которая здравствует и сейчас.
Опустели целые области, милионы гектаров пашни поросли бурьяном, тысячи деревень обезлюдели, милионы крестьян мигрировали в города или спились. Кто за это в ответе? Большевики? "Сталин проклятый дотянулся"??? Но эта страшная правда не нужна, зачем о ней снимать? Даешь 21 год, "Правду Матку". Господа олигархи и Андрей Смирнов "доподлинно знают" как оно было, и с удовольствием приобщат массы к этому своему "знанию".
Большевики сумели изгнать международных интерветов,победить белогвардещину, антоновщину и басмачество не потому что были самыми жестокими выродками (именно это нам стремится донести Смирнов). А потому что ими двигала великая идея мира по совести а не по деньгам. Мира в котором нет господ и слуг, а есть только братья.
Смирнов говорит нам что Россию спасет вера, и она воспрянет словно ГРАД КИТЕЖ из под власти антихриста(большевизма). 20 лет уже, как восстать должна, по идее, а она тонет все глубже и глубже. Почему??? Потому что не веру и бога проповедует Андрей Смирнов и ему подобные, а фарисейство и ложь.
Вот и все что хотел сказать об этом фильме и ему подобной пропаганде. НАБОЛЕЛО!!!

8 ноября 2011
1

Абсолютно деструктивный фильм. Следовало было бы назвать фильм- История одного животного, потому что это история загнанного животного, выживающего своими инстинктами- выживания, размножения. По дороге это животное используют по своему разумения попадающиеся ей кобели. Извините, других чувств, хотя бы отдаленно напоминающими духовность, у своего народа автор не разглядел. По своей натуралистичности фильм имеет огромное влияние на психику и сознание. И это более всего страшно. Дорогие соотечественники, берегите свою психику! Не смотрите эту тухлятину! Автор посягает не на что иное, как на историческую память. Вместе с Чубайсами и Вексельбергами, спонсирующими фильм, он хочет вытравить ее и отнять Смысл. А без Смысла мы не народ, а атомы..

30 октября 2011
1

Это же надо было снять такую мерзость! Омерзительная чернуха и садистская порнография. Весь фильм несчастную женщину насилуют и бьют, а окружающие ее люди живут как скоты. Режиссер жалуется, что не снимал 30 лет, потому что устал бороться с советской цензурой. Что ж, я понимаю советских цензоров. Некоторых больных на голову творцов надо контролировать и не показывать никому их болезненные извращенные фантазии.

10 апреля 2012
1

ЖИЛА -БЫЛА ОДНА БАБА

Фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» привлек меня своей массивной рекламой в СМИ. Буквально в один день я смогла лицезреть самого режиссера по двум разным каналам, где он очень интересно рассказывал о замысле картины, о ее съемках, о том, как после долгого перерыва, он боялся начинать съемку, но все-таки смог преодолеть себя и приступить к работе. О том, что он, около десяти лет, ездил по губерниям, собирал материал для сценария, записывал воспоминания участников Антоновского восстания, обычаи и традиции тех лет и т. д. Впечатлившись услышанным, я решила неприменно посмотреть этот фильм. Скажу сразу - то, что говорил о фильме режиссер и то, что он снял, оказалось, две большие разницы.
Начну с сюжета, так как его можно пересказать в одном предложении. Жила-была одна баба и все ее били и насиловали. Все! Больше о сюжете сказать нечего. На протяжении двух часов, бедную бабу домогались все мужские персонажи картины. Потом я поняла, что ответ надо искать в названии «Жила-была одна баба». Одна! То есть, больше приставать бедным мужикам в этой тамбовской деревне было не к кому! А тут появилась героиня и понеслось. Сначала ее захотел свекр, затем какие-то алкаши из леса, после сам муж решился, далее, какой-то проходящий мимо путник... Всю эту чернуху я описываю потому, что больше мне рассказать не о чем! Посыл режиссера, взявшегося за эту историю, мне так и остался не понятен. Эта лента не рассказывает ни о противостоянии старой жизни новой, ни о борьбе за выживание простой деревенской женщины, даже банальной love story и той нет! То, что в конце второй части наша баба валяется в исподнем белье еще с одним мужиком и называет себя «сучкой» еще не значит, что в ленте есть любовь. Хотя было бы логично, если молодая и нелюбимая мужем Варвара мечтала бы о любви. Но нет. Героиня на протяжении всего фильма вообще ничего не искала и не хотела. Что просто невозможно представить! Вся мировая драматургия строится по принципу герой плюс то, что он хочет. Ромео и Джульетта хотели быть вместе, а Гамлет найти убийц отца. Если нет цели, ни один сюжет не тронется с мертвой точки. Он будет топтаться на месте и отпугивать зрителя своим бездействием. Это и произошло с лентой Смирнова. Просмотрев его работу около часа и все про нее поняв, я с трудом заставила себя досмотреть ее до конца. Ни один эпизод в картине не выстроен, сцены не связаны между собой, все они представляют собой разрозненные куски, которые режиссер так и не смог собрать воедино.
Взять хотя бы эпизод, когда наша баба убивает свекра. Эта сцена должна была стать поворотной в ее жизни. После убийства, Варвара должна была либо доказать, что она не виновата, либо, например, взять власть в свои руки и проучить всех своих обидчиков, став полноправной хозяйкой в доме мужа. Вместо этого она зачем то бредет по лесу. Зачем-то пьет с незнакомыми мужиками, итогом чего является изнасилование. А после рождение дочери. Причем до конца так и не понятно, переживала ли она, что так с ней все случилось, узнал ли муж, что это не его ребенок или все-таки несмотря ни на что, она родила дочь от своего мужа. Вопросов много. Например, к чему вообще был этот эпизод? И почему весь фильм ее муж пил, бил, а она все возвращалась к нему и детей от него рожала? А эпизод со вторым ребенком бабы, в принципе потряс меня своей безграмотностью. В одной из сцен, мы видим, как героиня укладывает спать свою, уже взрослую дочь, параллельно качая какого-то малыша. Вероятно, Варвара пошла в няньки, думаю я и, вдруг, она сообщает пришедшему домой мужу, что это его сын. Муж начинает рассматривать ушки и глазки мальчика, спрашивая, похож ли на него ребенок или нет. Я же хочу спросить, а он вообще, где был и как долго отсутствовал, что ни разу не заметил, что жена беременная, что она родила и растит сына? Всего этого нам не дано узнать и понять. Как впрочем, и все остального. Так и осталось непонятным функция в картине батюшки, так карикатурно сыграная В.Шкловским, зачем вообще в жизни Варвары был путник, для чего она вообще уходила из хутора лет на пять и вновь вернулась туда и почему она пришла в некий дом обмотанная ситцем. Господи! Откуда она взяла вообще этот ситец!? Она же никогда ни на ткацкой фабрике не работала, ни сама ткать никогда не умела.
Но самый большой вопрос у меня к обложке, на которой написано «история частной жизни одной женщины и ее четверых мужчин». Смотрю на обложку и вижу, кроме бабы, батюшку, путника, того, с кем она почувствовала себя сучкой и Шевчука! Выходит, что с батюшкой и Шевчуком у нее тоже была связь!? Но тогда почему режиссер оставил это за кадром? И почему на обложке нет ее мужа и свекра? Чтобы фильм не попал в категория «только для взрослых»?
В заключении хочу сказать, что фильм этот смотреть никому не надо. Даже если у Вас есть пара часов свободного времени. Режиссеру же совет один, прежде, чем браться за другую ленту, не пишите сами - найдите хорошего сценариста. И тогда, глядишь, что-нибудь приличное и выйдет. Поскольку, можно по хорошему сценарию, снять плохой фильм, но по плохому сценарию, снять хороший — никогда.

2 февраля 2012
1

Впечатления от картины сложились из просмотра отрывков, высказываний авторов картины, рецензий. Смирнов выплескивает на экран все свои комплексы, фобии, грязь и ненависть. Смотришь на него и создается впечатление, что этот человек прожил всю свою жизнь с зубной болью.
Я не смотрел этот фильм. И смотреть не буду. Мешает врожденная брезгливость.
Как этот же режиссер создал шедевр - "Белорусский вокзал" - для меня есть великая загадка.

9 ноября 2011
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие фильмы про деревню
Лучшие фильмы про деревню
Лучшие фильмы про деревню
Что общего у сериала «Эйфория» и фильма «Лакричная пицца», кроме того, что и то и другое выдающееся кино?
Что общего у сериала «Эйфория» и фильма «Лакричная пицца», кроме того, что и то и другое выдающееся кино?
Что общего у сериала «Эйфория» и фильма «Лакричная пицца», кроме того, что и то и другое выдающееся кино?
16 фильмов, выход которых сопровождали скандалы
16
фильмов, выход которых сопровождали скандалы
16 фильмов, выход которых сопровождали скандалы