Киноафиша Москвы

Фильм «Древо жизни»

The Tree of Life (2011, США)

6.5
0:00 / 0:00
0:00

Древо жизни

Древо жизни (без перевода)

Смотреть трейлер
  • 14+ 2 часа 18 минут
  • жанр
    Драма, Фэнтези
  • Дата выхода в России:

Ответы на главный вопрос жизни вселенной и всего такого. Победитель Каннского фестиваля-2011

Джеку (Шон Пенн) неуютно в окружающем мире. Стремясь понять причины разочарований, постигших его в зрелости, он обращается к детским годам. В калейдоскопе воспоминаний мелькают лица любящей матери (Джессика Честейн) и строгого отца (Брэд Питт), младших братьев Джека. Взросление Джека происходит одновременно со становлением Вселенной. Он ощущает свою связь со звездной пылью, доисторической эрой и будущей судьбой планеты. В поисках ответов на вечные вопросы Джек постепенно приближается к разгадке своего существования и происхождения жизни. Чуда жизни как таковой.

Актеры

Режиссер фильма «Древо жизни»

74 года Фильмов: 9

Потомок иранских эмигрантов. Его отец был геологом, занимавшим высокую должность в нефтедобывающей компании, поэтому семья могла позволить себе Гарвард, в котором Малик изучал философию. Особенно его заинтересовало учение о бытии Мартина Хайдеггера, известного поэтичностью своих текстов. Такая же поэтичность присуща и фильмам Малика — впрочем, вместе с производственными трудностями. Его дебютное криминальное роуд-муви «Пустоши», почти полностью состоящее из крупных планов полевых растений (и отмеченное в Каннах за режиссуру), снимали три разных оператора. Монтаж (в фильмах Малика он, как правило, ассоциативный) второй картины, «Дни жатвы», занял у режиссера два года. После этого Малик замолчал, превратился в затворника и получил статус «Сэлинджера от кино». Его третьего фильма пришлось ждать 20 лет — но оно того стоило, возвращение вышло триумфальным: «Тонкая красная линия» с суперзвездным составом получила главный приз Берлинского фестиваля. А вот следующая картина («Новый Свет» про Джона Смита и Покахонтас) была уже не так ласково встречена критикой. Не менее противоречивые отзывы получило и «Древо жизни», что, однако, не помешало ему, во-первых, взять «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, во-вторых, ознаменовать собой окончательный переход Малика от традиционного нарратива в сторону бессюжетной поэтичности. Все новые фильмы разогнавшегося до космических скоростей режиссера («К чуду», «Песня за песней» и давно задуманное им кино об устройстве Вселенной «Путешествие времени») как будто бы написаны «белым стихом».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11236
9

Ответы на главный вопрос жизни вселенной и всего такого. Победитель Каннского фестиваля-2011

Джек (МакКракен) родился и вырос в раю, который в 50-е располагался в Техасе, — там был просторный дом с белым крыльцом, деревья, ручьи, асфальтированные дороги, газонные разбрызгиватели дважды в день поднимали над лужайками радугу. У Джека было два младших брата, строгий отец (Питт) и мама такой красоты и кротости, что иногда сама собой поднималась в воздух (Честейн). Много лет спустя помятый и седой Джек (Пенн), занятый на какой-то высокооплачиваемой работе, подразумевающей долгие поездки в стеклянных лифтах, будет вспоминать все эти лужайки, ветки, солнечные лучи, мамины шепоты и папины проповеди и как потом все это постепенно закончилось.

Небожительский статус Терренса Малика давно предполагал возможность выступить в жанре исчерпывающего фильма об устройстве вселенной, но главный сюрприз не в том, что американец рискнул обналичить этот астрономический кредит, а в том, как флегматично и уверенно это им сделано. Используя детские воспоминания как призму, Малик с неспешностью университетского лектора (которым и является по первой профессии) формулирует через них универсальную модель мироздания: ссорящиеся на кухне отец и мать — как одновременно инь и ян, цивилизация и природа, догма и вера. Вставной репортаж про сотворение мира с участием разноцветных бактерий, космических тел и пары очаровательных динозавров (общим местом стало сравнивать ее с прологом «Космической одиссеи», хотя если без лукавства — больше похоже на канал Disсovery) — самая спорная в эстетическом смысле часть «Древа», но вместе с тем — необходимый контрапункт, оттеняющий чисто киношный парадокс: «Древо» — это эпос космического масштаба, действие которого большую часть времени ограничено кухней и лужайкой перед домом. Впрочем, пускаться здесь в комплименты прикладным маликовским талантам или рассказывать, что оператор Любецкий может проехать камерой по траве так, что потом пять минут захлебываешься слезами, — несколько снизить заданный автором уровень дискуссии. «Древо» в каком-то смысле очень банальный фильм, поскольку сообщает то, что и так знает более-менее каждый (кроме разве что ученого Докинза и штатных сотрудников патриархии). Мир устроен просто, красиво и достаточно грустно. Бог, кажется, есть, трава зеленая. Рецензировать это — как рецензировать небо над головой. Впрочем, почему нет: посмотрите на небо, оно интересное.

126

Отзывы пользователей о фильме «Древо жизни»

Фото Kolebor
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
87
1

Редкостная ерунда.

Злой папа, добрая мама, тяжелое детство. Всё на фоне классической музыки. Одна дополнительная мысль в конце, что главное в жизни это cемья. Это всё - больше в фильме ничего нет.

P.S. Обычно не читаю и не пишу рецензий. Но у меня редко бывает настолько негативное впечатление от фильма.

P.S.S. Забыл добавить, что в какой-то момент возникает сильное ощущение, что к тебе пришли свидетели Иеговы и рассказывают о благодати.

87
Фото relay
отзывы:
94
оценок:
567
рейтинг:
1480
9

Ассемблер Терренса Малика

«Древо жизни», при всей своей всеохватности, фильм очень личный и камерный. История (хотя какая может быть история в почти бессюжетном фильме) американской семьи 50-ых годов, давно клонированная в самых разных формах и ракурсах в бесчисленных фильмах и сериалах, снята им так, что воспринимается, как свои личные воспоминания. Сюрреализм почти сплошных флешбеков (за исключением вставок с сотворением Вселенной и брожения по пустыне), при пересечении и совпадениях в каких-то точках в памяти зрителя, дает чудесный эффект сопереживания и понимания. Малик отбросил сюжет, как лишний интерфейс на базе языка высшего уровня, и обращается к зрителю на своем низкоуровневым ассемблере. Прописные, но не очевидные для многих, истины, изрекаемые в течении всей картины – всего лишь правила этого языка, используемого для общения с нами. В этом плане обвинения режиссера в религиозном мракобесии совершенно необоснованны. С таким же успехом его можно и обвинить в пропаганде материалистической диалектики (грубо говоря, весь фильм выглядит как видеоиллюстрация к её второму закону о единстве и борьбе противоположностей). Я сам, как человек верующий, опасался наткнуться на очередную интеллигентскую околорелигиозную ересь, однако при просмотре с радостью убедился, что режиссер никого не агитирует и не учит, а всего лишь показывает, чем живут и дышат его герои. На этом уровне в моем советском детстве нашлось столько неожиданных точек соприкосновения, что весь фильм пролетел с нарастающим интересом (пришлось терпеть только вставку с планетами да динозаврами, да и тут помогла прививка, сделанная тогда же, в детстве, передачей «Очевидное-невероятное»). Малик добился потрясающего реализма, от газона в проплешинах (а все потому, что денег не хватает, говорит папа, они правят миром, поэтому добреньким быть нельзя), до совершенно негламурных маминых платьев, в которых она все равно выглядит неземным существом. Мне, как и герою Шона Пена, выпала удача родиться в достаточно гармоничной семье (а его семья гармонична, при всем кажущимся конфликте родителей). На самом деле они дополняют друг друга, причем недостатки есть не только у папы, но и у мамы. Отец не такой уж и деспотичный, а мать не такая уж и небезупречная, просто они так субъективно выглядят в глазах детей. Брэд Питт играет совершенно нормального мужика и, притом, достаточно состоявшуюся личность (успешный технарь (26 патентов!) и музыкант «для души»), к тому же по-своему любит детей не меньше, чем мягкая, нежная мать. А Джессика Честейн весь фильм просто вся светится изнутри. Дети тоже играют отлично (актеры рассказывают, что все сцены режиссер строил на вращении Брэда и Джессики вокруг них, как планеты вокруг трех солнц). Единственно, чего я в этой картине не понял, так это счастлив ли герой Пенна или все-таки нет. Хотя если он и несчастлив, то это уже совсем другая история. Родители здесь уже почти ни при чем.

23
Фото Дмитрий Жигалов
отзывы:
338
оценок:
471
рейтинг:
1425
1

Здравствуй, дерево

Капитан Очевидность застрелился бы на этом фильме от тоски. В ролях Брэд Питт, куча детей и неведомый динозаврик. Динозаврик увлекательнее всех. Шон Пенн не в ролях, он в лифте.
Сценарий - обо всем, от Большого Взрыва и извержения вулкана Эйяфьятлайокудль до семейного обеда с Брэдом Питтом и детской беготни. "Мессадж" можно приблизительно сформулировать так: "Отец... Мать... Брат... Сестра... Кум... Свекр... Вы все всё время боретесь во мне!"
Такого скучного фильма я в жизни не смотрел. На Афише Волобуев пишет, что это про вещи очевидные, - и правильно пишет: но вообразите себе фильм про вещи очевидные, снятый с медитативной дотошностью Теренса Малика!

22
Фото Igr14
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
15
9

Ну что же друзья обманываете других что фильм без сюжета.
Что для вас тогда сюжет? История семьи, где родители ,каждый по своему, делится с детьми житеской мудростью.Один от сердца, а другой от ума.И как в ребёнке это сталкивается внутри.И как отец,как сильный человек, признаёт поражение своих игр разума.Это же наше нынешнее общество со своими разумными ценностями без сердца.К чему пришла наша нынешняя европейская цивилизация.К бессердечности.Жестокости.
Это же лихим сюжетом и ржачными сценками не заставишь почувствовать.Режиссер старается чтобы ты это ПОЧУВСТВОВАЛ.Поэтому такие долгие планы.НО ты это либо ещё чувствуешь или голливудский каток закатал тебя в блокбастеры по самые уши.


14
Фото tyta_ya_
отзывы:
15
оценок:
21
рейтинг:
38
1

Мне кажется, кто ставит 5 звезд, просто боится показаться «недостаточно эстетически подкованным и образованным человеком ничего не понимающим в концептуальном кино»)))
А между тем – фигня редкостная.
Красивая картинка, замечательная игра актеров, замечательная операторская работа, замах на нетленку - а все вместе, нудятина и полный провал. Души нет. Переиграли/переснимали/пере…пере… Однако критики так разукрасили данное творение, что вроде как и стыдно признаться, что тебя обманули и приходится тоже, с умным видом, хмурить брови «о да…шедевр…».
p.s. Практически имхо «про это» (по духу), есть отличнейший фильм Господин Никто. Шумихи вокруг него не было, что фильм стоит смотреть в обязательном порядке всем, кто ходит в кино не на «Самый лучший фильм и Ко» - не командовали…А зря.
+фильм Фонтан. До Древа Жизни, казался мне чуть затянутым, чуть-чуть «переделанным», теперь смело могу его рекомендовать.
Ну, это если кто интересуется действительно КИНО, а не модой и псевдо-концептуальностью.

13

Оператор фильма «Древо жизни»

Фотография Эмманюэль Любецки

53 года

Фильмов: 27

Эмманюэль Любецки
Несмотря на восточноевропейскую фамилию, Любецки (друзья называют его Чиво — Козлик) — мексиканец из еврейской семьи. Родители имели отношения к актерству, продюсированию и психоанализу, а бабушка, сбежав из революционной России, поселилась в Мехико, где играла с мужем в театре на идише. Свою карьеру Чиво начал в местной киноиндустрии: снимал фильмы и сериалы. Его американским дебютом стала инди-драма «Двадцать долларов» про путешествие двадцатидолларовой купюры — такое же захватывающее путешествие на просторах американской киноиндустрии ожидало и самого Любецки. Он снимал для Майка Николса, Тима Бертона, Майкла Манна, братьев Коэн, Мартина Скорсезе, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но больше всего для Терренса Малика и особенно для Альфонсо Куарона (с Куароном они дружны еще со времен мексиканской киношколы — а в фильме «Дитя человеческое» придумали невероятную сцену погони с участием ноги Клайва Оуэна, автомобильной двери и мотоциклиста). Известен своей любовью к стедикаму, длинным планам, широкоугольной оптике и естественному освещению. Первый оператор, получивший подряд три «Оскара» (за «Гравитацию», «Бердмэна» и «Выжившего»), а также попавший на обложку авторитетного журнала о кинобизнесе Variety.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Вест»

Джеку (Шон Пенн) неуютно в окружающем мире. Стремясь понять причины разочарований, постигших его в зрелости, он обращается к детским годам. В калейдоскопе воспоминаний мелькают лица любящей матери (Джессика Честейн) и строгого отца (Брэд Питт), младших братьев Джека. Взросление Джека происходит одновременно со становлением Вселенной. Он ощущает свою связь со звездной пылью, доисторической эрой и будущей судьбой планеты. В поисках ответов на вечные вопросы Джек постепенно приближается к разгадке своего существования и происхождения жизни. Чуда жизни как таковой.