Киноафиша Москвы

Фильм «Бездомный пес»

Nora inu (1949, Япония)

5

Режиссер фильма «Бездомный пес»

88 лет Фильмов: 27

Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого).

Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.

Отзывы пользователей о фильме «Бездомный пес»

Фото Ева Адамова
отзывы:
101
оценок:
533
рейтинг:
91
3

С чем бы сравнить японский детективный фильм по качеству??? Наверное, хуже может быть только японский рэп :)
Японские актеры в своей основной массе в фильмах слишком переигрывают...
Один только плач пойманного преступника в конце фильма заставил бы Станиславского выдать свое сакраментальное: "НЕ ВЕРЮ!"

0
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
506
7

У одного возвращавшегося с войны парня украли в поезде вещмешок, тот разозлился и стал бандитом, чтобы мстить всему человечеству, затаив на него обиду. У другого тоже украли вещмешок, но тот затаил обиду на тех, кто ворует и пошел работать полицейским и по воле судьбы начал ловить первого парня, так как будучи совсем молодым Мураками (Тосиро Мифуне) теряет свой пистолет, который оказывается в руках коварного и беспринципного Юсы (Исао Кимура), который использует его для грабительских целей, разрушая судьбы ни в чем не повинных людей. Мураками предстоит покрепче познакомиться со своим старшим напарником детективом Сато (Такаси Симура), переодеться в бродягу, дабы опуститься на дно общества в поиске потерянного оружия и решить пару криминальных головоломок. Отчаянный нуар с социальной подоплекой в декорациях послевоенной Японии от мастера своего дела.

В первую очередь фильм восхищает своей динамичностью. И динамичностью не только повествования и самой истории, но и постановки. Буквально ни один кадр не обходится без действия. Постоянное движение, перемещение по городу, бегство, погони, наблюдение, череда жителей города и калейдоскоп улочек, баров, клубов. Более того, динамика не остается в пределах сцен, она переносится и на отдельные кадры, в которых постоянно мельтешат пролеты лестниц, обрывки газет, чью-то ноги, веера, вентиляторы, шляпы. Энергия нагнетается невероятного масштаба как на микро, так и на макро уровне фильма.

При этом постановка фильма подразумевает грамотное использование быстрых сцен с их противоположностями, чередуя сцены с довольно бешеным по тем временам количеством склеек со сценами, составленными из пяти-шести склеек, каждый план из которых может длиться до полуминуты. Контрастность привлекала Куросаву не только в отношении тем, но и режиссерского подхода.

В этом фильме есть и прекрасный пример того, как сильно порой режиссер увлекался формализмом, принося в жертву повествовательную канву. Сложно объяснить иным способом наличие почти девятиминутной сцены поисков по токийским районам, которые устраивает детектив Мураками. В полной тишине, если не считать звуков улицы, мельтешат дома, прохожие, поезда. Мураками околачивается у подозрительных мест, попадает под дождь, обедает, отдыхает, общается с полицейским. По канонам последовательного монтажа, каждая сцена должна развивать сюжетные линии, однако в данном случае сцена развивает саму себя и ее продолжительность не обусловлена ни нарративной схемой, ни требованием истории фильма. Подобный формализм чистой воды сложно найти в других картинах Куросавы.

Темп и энергию фильма можно объяснить и с позиции социального значения, интерпретируя это как необходимость яростной и скорой перестройки страны, общества. При этом способ подачи как протагониста, так и антагониста, их роль в обществе и роль общества в их жизни - откликается рифмой тенденциям в стране. Похитивший пистолет негодяй, лишающий денег людей - одинок, изгнан и обречен. Потерявший пистолет герой - окружен коллегами, друзьями, людьми, которые всегда готовы ему помочь.

Даже в этих сценах попыток взять на себя ответственность, вину, и боль за преступления, совершенные с его пистолетом, можно найти социальный подтекст. Именно с такими людьми, как Мураками, которые всем сердцем переживают за собственное дело и готовы положить карьеру, жизнь ради других, и нужно строить новое будущее в стране.

0