Киноафиша Москвы

Фильм «Старт»

Le départ (1967, Бельгия)

оценить
Кино: «Старт»
Кино: «Старт»

Приз «Золотой медведь» на XVII Берлинском международном кинофестивале в 1967 году. Девятнадцатилетний Марк трудится подмастерьем в брюссельской парикмахерской, но больше всего на свете он мечтает принять участие в автомобильных гонках. Одна из таких гонок как раз намечается через два дня, и Марк вписывает свое имя в реестр участников.

Лучшие отзывы о фильме «Старт»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
512
5

Невероятно нервозный, неуравновешенный, прямо местами истерический молодой человек из Бельгии по имени Марк (Жан-Пьер Лео) мечтает принять участие в ралли на Порше (911S, как он сам настаивает). Но он молод, работает парикмахером и его родители не обладают достаточными средствами, чтобы приобрести столь дорогую машину. Или хотя бы взять в прокат. Тогда он начинает продавать все, что может, и пытается занять денег у кого может. Как-то помочь ему в этом пытается бедная девушка Мишель (Катрин Дюпон), бедная не только потому, что у нее тоже нет денег, а потому, что она вынуждена наблюдать, как ее друг ставит ее гораздо дальше своей страсти, и, если нужно будет, может бросить ради гонки абсолютно все. День гонок ближе, а машины как не было, так и нет.

Сколимовски, который, разозленный тем, что ему запретили снимать скандальный военный фильм «Руки вверх» в Польше, покинул страну, и отправился в Бельгию, где снял за три недели и 100 тысяч долларов, даже по тем временам маленький бюджет, фильм с Лео в главной роли. Таким образом, фильм стал первым, который автор снял за пределами родины, и на долгое время одним из самых «польских» на тот момент. Дело, наверное, в том уровне импровизации и абсурда, что было много в его раннем, польском, творчестве. Скажем, в «Приключениях Жерара» или «Короле, королеве и валете», такого вы уже не увидите. С другой стороны, тут уже нет того веса серьезности, который сопутствовал его первой трилогии. Сколимовски, будучи слабо знакомым с проблематикой страны, в которую приехал, решил не рисковать и сосредоточился на легковесных темах, что в свою очередь отразилось на сумбурности повествования (опять привет первым его польским фильмам) и акценте на юмористичности сцен, чем общего посыла работы.

Еще одной характерной особенностью фильма является то, что он стал наиболее музыкальным в карьере Сколимовски. Казалось бы, запусти еще тут пару песен, и можно спокойно записывать в мюзиклы. Музыка была написана все тем же Кршиштофом Комедой, что придумал саундтрек для предыдущего фильма режиссера «Барьер». Записывали с Доном Черри и Гато Барбиери, легендарными музыкантами, что для любителей джаза может стать дополнительным стимулом познакомиться с этой лентой. А стимулы тут, увы, потребуются в больших количествах. Лео обезьянничает так, как ему не стоит давать – истерически кидается из стороны в сторону в каждой сцене, то ревет белугой, то смотрит котиком. Невротическое поведение ближе к концу фильма начинает вызывать даже некоторое раздражение. Лео, кстати, только-только отснимался у Годара, который высоко оценил первые работы Сколимовски и, вместе с другими журналистами «Каье дю Синема» всячески потворствовал продвижению режиссера по лестнице известности в мировом кино. Сколимовски, в свою очередь, что очевидно по его творчеству этого периода, восхищался творчеством Годара, французский язык он, правда, не понимал, поэтому с актерами общался посредством мимики и жестов. Может отсюда и вольности в импровизации артистов на сцене.

Оператором на фильме работал Курант, до этого снимавший в основном документальное кино и репортажи. Сколимовски попросил его сделать холодную, приглушенную, отстраненную картинку, по которой не совсем ясно, то ли это бельгийский город, то ли все еще та Варшава из раннего творчества режиссера. Герой вновь шатается по чуждому городу, спотыкаясь о непонимание, стучась лбом о стену общества потребления. Впрочем, социального и политического подтекста, в отличие от первой трилогии режиссера, тут нет. Единственный конфликт всей драматургии ленты заключается в том, что Марк работает парикмахером, а хочет быть гонщиком. Все. Никакого репрессированного поколения, никаких темных горизонтов отсутствующего будущего, никакой депрессии состояния. Он хочет быть большим победителем, но является просто обычным неудачником. История наиболее универсальная в современном обществе.

0
0
11 октября 2014

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Марина