Киноафиша Москвы

Фильм «Как я провел этим летом»

2010, Россия

7.4
оценить
Смотрите фильм "Как я провел этим летом" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Как я провел этим летом

Смотреть трейлер

Молчаливая драма про метеорологов

На чукотской метеостанции штат состоит из двух человек. Когда старший (Пускепалис) отправляется на рыбалку, из центра поступают трагические новости — которые младший (Добрыгин) то ли от страха, то ли из милосердия предпочитает скрыть. Три «Серебряных медведя» Берлинского фестиваля 2010 года.

Режиссер фильма «Как я провел этим летом»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1212
оценок:
842
рейтинг:
11012
5

Заполярная драма на двоих

На чукотской метеостанции — домике с допотопным оборудованием посреди промерзших просторов — штат состоит из двух человек. Молодой Данилов (Добрыгин) приехал стажироваться, опытный Гулыбин (Пускепалис) — такая же деталь местности, как льдины и медведи. Первый временно отлучен от цивилизации, второй давно уже существует вне ее. Когда старший отправляется на рыбалку, из центра поступают трагические новости — которые младший то ли от страха, то ли из милосердия предпочитает скрыть.

От болтливых, нервных «Простых вещей» во второй самостоятельной работе Попогребского не осталось почти ничего, кроме Сергея Пускепалиса. Полфильма проходит в торжественном молчании: один герой неразговорчив, другому ничего не остается, а третий, как написали бы советские киноведы, персонаж «Лета» — открыточные, хотя и не слишком приветливые, чукотские пейзажи, за которые оператор Костомаров получил в Берлине «Медведя». Характерно, что конфликт в картине тоже происходит не из-за слов, а из-за их отсутствия, из-за молчания. В таких условиях на актеров ложится двойная нагрузка, и дебютант Добрыгин справляется с ней как минимум не хуже своего партнера. Дополнительные проблемы встают и перед сценаристом (сам Попогребский) — и здесь успех не столь очевиден. Столкновение характеров не очень получается в силу отсутствия такового у одного героя — и избытка у другого. Схватка, драматургически неизбежная, выглядит искусственной — в силу, не исключено, как раз этой неизбежности. Так хулиган ищет повода подраться — но в данном случае, выходит, скорее жертва ищет предлог, чтобы получить по морде. Фундамент, на ко­тором построена интрига (необъяснимый приступ инфантильности в одном ­случае, состояние аффекта в другом), настолько зыбок, что все здание начинает качаться — и пресловутые пейзажи уже приходится использовать в качестве подпорок. Хичкок, на которого в интервью кивают авторы, в таких случаях вооб­ще сокращал «икс» в уравнении; в «Лете», несмотря на экстремальную натуру, слишком часто вместо рыка слышен интеллигентный шепот.

1
0
17 марта 2010

Лучшие отзывы о фильме «Как я провел этим летом»

Фото same-as-texxu.livejournal.com Velichkina
отзывы:
64
оценок:
92
рейтинг:
138
9

Будьте готовы к тому, что фильм не принесет вам удовольствия в привычном смысле этого слова. Все 2 часа, что длится история, вы будете бешено переживать. Нервы натянутся в струну. Вы будете ерзать в кресле и, возможно, грызть ногти. Вы будете страдать, бояться, презирать, жалеть. Вы будете там, с ними, на забытом богом острове, наблюдать за героями откуда-то из-за поленницы.
Потому что кто из нас не был в такой ситуации! Конечно, не на станции, затерянной во льдах, а на своем обычном месте. Кому не приходилось решать – сказать или не сказать.. какой выбрать момент… или как-нибудь дотянуть до того, что человек узнает все сам… от других… Ведь гонцов, приносивших дурные вести, убивают. И, понимая, что момент упущен, что дальше может быть только хуже – злоба, ненависть, наказание – кто не пытался избегать того, другого, но как сделать это на пустынном острове, где только они вдвоем да белые медведи?...
Обычная ситуация, обычные люди, обычное дело – один слабый, другой сильный.. И непонятно еще, кто из них больший псих.
Актеры заслужили берлинских «медведей» - они не играли. Они жили на этой станции, они стали этими людьми – суровым матерым волчищей в тельняшке и нежным агнцем с айподом и «стрелялками», нервным, трогательным «туристом», место которого – за диджейским пультом модного клуба, а не среди этих грубых интерьеров, где рыбе вспарывают брюхо еще живой, а из всех развлечений – прыжки по ржавым бочкам.
Все 2 часа вы будете переживать, но после финала хочется подняться и рукоплескать стоя – до того это сильный, настоящий фильм. Где все правда.

7
0
3 апреля 2010
Фото Евпатий Букоян
отзывы:
250
оценок:
263
рейтинг:
1120
5

На забытой всеми метеостанции молодой оболтус-метеоролог смотрит на своего старшего угрюмого товарища примерно так же, как солдат новобранец на сержанта-деда. Эта его робость, а так же собственная разболтанность положит начало череде не совсем понятных и логичных с точки зрения зрителя поступков. А создатели фильма попытаются доказать, что в условиях крайнего севера (полная оторванность от мира, скупая на краски природа, давящее безмолвие) эти и многие другие поступки героев вполне логичны и обоснованны. Доказать получается не всегда, и не всегда ситуацию с интересом к фильму спасают виды северной природы, тяжёлое мужское молчание и кропотливые действия с метео-приборами. Но в те редкие моменты, когда это происходит – получается здорово.

6
0
9 апреля 2010
Фото Kater
отзывы:
166
оценок:
541
рейтинг:
647
9

Что понравилось:
1) Впервые герои - метеорологи! Мама дорогая! Братья-географы! Метеоплощадка - главное место действия, а не мельком и сбоку. Максимальный термометр встряхивают раз 10 за фильм, гелиограф два раза крупным планом, температуру воды Пускепалис меряет!
2) Месяц на Чукотке считаю одним из самых сильных впечатлений в своей жизни. Знаю мистику этих краев. Там на самом деле все серьезно, и оттуда невозможно вернуться целиком и окончательно. Это не гребанная романтика, это натуральная мистика. Север - место, где ты можешь быть собой и с собой. И эта мистика в фильме есть. За это спасибо и Попогребскому и особенно Павлу Костомарову. И это уже...
3) Божественная работа оператора и звуковика, кстати. Плюс личная симпатия к съемочному коллективу, который провел там лето, хапнул лиха, выстрадал каждый дубль. В кадре с комарами актер Добрыгин машет руками, бьет себя, глотает комаров, и тут же за кадром стоит оператор, и я не представляю, во что он должен быть замотан, чтобы снять этот план. Его ведь тоже безжалостно пожирают, а надо стоять с камерой и не трясти. А ветер? А кадры, на которых туман рассеивается? Там же все меняется каждую секунду. Замешкался - все, натура ушла.
4) Тема. В общем, мне понятны претензии тех, кому мало экшена и не достаточно конфликта характеров, меньше понятны те, кто говорит про неадекватное поведение Паши. Для меня все его поступки очевидны и логичны - для него этот север - не реальный мир, а выдуманный. Для таких, как Паша вообще все - игра. Мальчики-инфанты, Вани Вырыпаевы, призывающие "ощущать", живущие наощупь, ощущениями, а не настоящими чувствами. Не плохие, в сущности, но не желающие взрослеть и принимать этот мир всерьез.

5
0
6 апреля 2010
Фото cocoverde
отзывы:
8
оценок:
612
рейтинг:
16
7

"Совы не те, кем кажутся"

Самый спорный момент в фильме, завязывающий узел конфликта - неадекватное, нелогичное поведение молодого стажера, которое на первый взгляд сложно как-то мотивировать и объяснить. Но режиссер дает очень четкую подсказку в виде шутера, в который Паша рубится в свободное от практики время. И если, например, вспомнить фильм "Пляж", где одичавший, изгнанный из лагеря Ди Каприо ассоциирует себя с героем компьютерных игр, выдумывая несуществующую войну с плантаторами (которые и понятия-то не имеют о существовании его диверсий и его самого) - все становится на свои места. Так же и тут Павел на подсознательном уровне выдумывает для себя ситуацию опасности, которая начинает бродить на благодатной почве его воображения, отталкиваясь от обстоятельств и сурового образа старшего метеоролога. Именно поэтому он совершает ряд непонятных, глупых (а то и жестоких) действий, заигравшись в "войнушку". Как социальный пример, можно взять классическую увлеченность и заигрывание в Зарницы в пионерском лагере, "Повелителя мух" etc.

Из всего этого получается, что Паша, пока прятался в домике, лазал по скалам в поисках пропитания и спал под брезентом - на самом-то деле получал ни с чем не сравнимое удовольствие, изображая выживание в суровых условиях под прицелом. И по сути, наиграл себе самую интересную историю в своей жизни. Противопоставить этому можно статичную реальность за окном, обрыдлую вахту, отсутствие общения и общую замороженность. Когда ничего не происходит вокруг, сознание человека начинает замещать эту неподвижность и как-то выкручиваться. И наламывает дров.
Конечно, точкой опоры к развитию этой игры послужило сообщение с материка, которое больно зазвенело в ушах и нарушило общий ход обыденности. Чужая трагедия воспринимается несколько иначе. Не с точки зрения того, ЧТО произошло, а с точки зрения того, что "ого, что-то ПРОИЗОШЛО". Тебя это не касается, но ты чувствуешь свою причастность (в данном случае - надо сообщить и еще потом терпеть результат непредсказуемой реакции), значит ты уже автоматически становишься участником какой-то ситуации ролевой игры, исход которой зависит во многом от твоих собственных действий. Но в том-то и дело - что в многом, но не во всем.
Я бы не спешила отсылать нежелание Паши передавать сообщение, целиком и полностью к жалости и состраданию. Если сравнить с шутером - то это тот самый момент, когда в твоих руках уже есть ган, но упырей в зоне видимости пока еще нет, и ты не знаешь, что делать и куда идти. Отдать бумажку - значит выйти из игры и остаться сторонним наблюдателем чужих метаний. Не отдать - остаться значимым звеном, влияющим на ситуацию. Он же даже фольгу в рацию запихнул! Это чистейшее перенесение ситуации из каких-то шпионских фильмов на собственную мертвую реальность, которую разве что только чужая бытовая трагедия может оживить.
В общем-то, все элементы поведения Павла можно долго и подробно разбирать - это сплошные реминисценции на неподвижный пласт залежавшегося теоретического опыта, который он сходу начинает воплощать на практике. Потому что молодой, потому что дух захватывает, и все тело покалывает и,конечно, потому что он достаточно увлечен и глуп для того, чтобы вовремя остановиьтся.
И не зря герой Пускепалиса ему говорит "Здесь все серьезно", только неокрепшее сознание Павла искажает смысл этой фразы, воспринимая ее совершенно иначе.
Вообще, мне очень понравился фильм, вот этой своей неоднозначностью. Тем, что он гораздо глубже, чем может показаться. Тем, что мотивация поведения не лежит на поверхности и не привязана к чему-то очевидному.

5
0
4 апреля 2010
Фото Максим Балахонов
отзывы:
47
оценок:
86
рейтинг:
183
5

Так себе - это очень верная оценка в отношении данной работы.Откровенно говоря, я был сильно разочарован. Видимо, ожидания мои совершенно не совпали с тем, что мне пришлось увидеть на экране. Более статичного фильма смотреть мне не приходилось.В течении всего фильма ждешь, что вот сейчас что то произойдет, сюжет повернется каким то интересным образом, но нет. Ничего такого не происходит. Главные герои, оба себе на уме, один из них закоренелый отшельник,который держит в себе все и вся, второй - молодой человек, слишком сильно переживающий за свое мягкое место. Одна из заявленных тем - человечности, не раскрыта. Додумывать приходится часто и много. Пожалуй можно отметить несколько операторских решений, но в контексте подобного фильма, отсутствие указанных убило бы всю работу окончательно, а так это 3, только не три медведя, а максимум три балла. Видимо взгляд европейца на Русскую духовность, о которой говорилось на премии более чем скудный. Жаль.

4
0
2 апреля 2010

Галерея

Информация от прокатчика «Как я провел этим летом»

Информация предоставлена компанией «Вольга»

Начальник полярной станции Сергей и молодой стажер Павел — одни на острове в Северном Ледовитом океане. Подходит к концу их вахта. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. Окончится летняя практика Павла, а он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье. Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что скоро за ними придет теплоход и тогда все разрешится само собой. Но на Крайнем Севере возможно все. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого...