Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Овсянки» (Россия, 2010)

5.2
оценить
Фото Ольга Шакина
отзывы:
2
оценок:
38
рейтинг:
40
9

Сто лет угро-финского одиночества

Осколок древнего финского племени с птичьим именем Аист (Сергеев) числится фотографом на захолустной бумажной фабрике. Когда у директора (Цурило) умирает молодая жена (Ауг), мужчины, сделав вид, что едут подписывать договор по бечеве на канатную фабрику в Горбатов, грузят дородное женское тело в хетч­бэк, берут в местном хозяйственном мелкооптовую партию дубовых топорищ и, не пойми зачем захватив с собой клетку с парой птиц овсянок, отправляются на берег реки разводить погребальный костер. В мире производственных драм 70-х, куда неожиданно постучались Перуц с Маркесом, крепкие хозяйственники моют любимых жен водкой и вплетают им в лобковые волосы разноцветные нити, а хор заводской самодеятельности по праздникам выводит оду аптечному чабрецу с сушеной рябиной. Даже на посту ГИБДД, где персонажей любого отечественного фильма обязано ждать лобовое столкновение с реальностью, гражданам с трупом на заднем сиденье козыряют: «Веретеницу везете? Понимаем».

Мир полумертвых обрядов, проступающий за измерением фуд-кортов, автострад и дешевых «Нокий», не назовешь чудесным — слишком деловиты физиономии героев, поджигающих ритуальное кострище с помощью автомобильного прикуривателя; недаром председатель венецианского жюри Квентин Тарантино, аплодировавший «Овсянкам» пятнадцать минут, с восторгом поверил в северный народ, практикующий омовения «Столичной». Несколько лет назад режиссер Алексей Федорченко привозил в Венецию мокьюментари «Первые на Луне» и был награжден за лучшую документальную картину; теперь приз экуменического (то есть религиозного) жюри получил его фильм о несуществующей культуре, не имеющей религии. Сняв подделку под мистическую притчу с церквями в тумане и березами на заре, Федорченко вводит публику в желанное заблуждение, что у нас возможен новый Тарковский, играючи уделывая на этом поле глубокомысленного имитатора Андрея Звягинцева, тем более что «Овсянок» снимал звягинцевский оператор Михаил Кричман. На деле же — легко прощается с культурными кодами советского поэтического кинематографа, переводя их в область преданий мертвого племени, и заодно намекает новому молчаливому кинопоколению Хлебникова и Хомерики, который год кропотливо документирующему постсоветскую реальность, что пришло время перейти от документооборота к стихам. Не случайно ближе к финалу герои топят в проруби пишущую машинку — старые слова должны утонуть. А когда сойдет лед, из воды, очевидно, появятся новые.

35

Отзывы пользователей

Фото Luchana
отзывы:
28
оценок:
28
рейтинг:
124
3

Заранее приготовив корзинку для сбора камней, которые несомненно полетят в мою сторону после такого количества восторженных отзывов критиков, заявляю: фильм так же примитивен, как и те исчезающие малочисленные народы, которым он поет оду. Я уже давно не тешу себя иллюзиями, что мужчины глубже и сложнее неандертальцев, принимающих акт совокупления за любовь, но в самом деле…В самом деле, если уж режиссер ставит себе планку снять фильм о таких философских понятиях, как Жизнь, Смерть, Любовь, и всюду подбрасывает нам хлебные крошки в виде глубокомысленных (и уже хорошо заштампованных) символов, таких как Дорога (читай Путь человека в этом бренном мире от рождения к смерти), Птички в клетке (читай муки Душы, запертой в бренном теле), Река (читай переход этой самой, вышеупомянутой Души, из мира материального в мир тонких материй) и прочая прочая, то надо наверно уж подходить к таким значимым понятиям не с таких махрово плотских позиций. Где то еще должна быть и душа, хотя бы в самом фильме, уж если ее нет в отношениях главных героев. Я уже давно не тешу себя мыслью, что любовь в гармоничном сочетании души-разума-тела осталась где то еще, помимо книжных страниц романов начала 20 века и ранее, но в самом деле, есть же Питер Гринуэй и «Интимный дневник» и прочие его фильмы, показавший связку секс-любовь с такой проникновенной красотой, что дух захватывает. Есть же Джим Джармуш, «Мертвец» и путешествие его героя к Реке забвения. И есть Алексей Федорченко и «Овсянки», в которых любовь-секс-жизнь-смерть показаны так, что телу хочется помыться, а душе -поплакать за российский кинематограф. Можно, кончено, сослаться на первоисточник, который, каюсь, не читала, но у кинематографа должен быть свой язык, а его нет. В фильм нет ничего внятного, действительно раскрывающего как образы главных героев, их чувства, мысли, так и вышеупомянутые понятия Жизнь, Смерть, Любовь. Под видом деликатеса нам в очередной раз предлагают полуфабрикат, единственное достоинство которого операторская работа, приправа для глаз, вот тут придраться не к чему :)

44
Фото LegkyGolod
отзывы:
54
оценок:
115
рейтинг:
155
3

Артхаус такой артхаус...
Псевдонациональный колорит, псевдочувственные сцены, псевдореалистичная картинность и много прочего псевдо, слепленного в единое целое режиссерской псевдофантазией.
В этом фильме есть все, чтобы взять пару-тройку наград на разнообразных международных фестивалях, но нет ничего, чтобы понравиться более или менее искушенному зрителю, хоть немного знакомого с отечественными реалиями.
Удовольствие от просмотра картины, в целом, и сцен вплетения в лобковые волосы цветных ниток, мастурбации, омывания водкой и сожжения, в отдельности, весьма сомнительно и напоминает ощущения, остающиеся после созерцания программы Малахова о лечении уриной: вроде бы информативно и имеет место быть, но непонятно зачем посмотрел и как-то не то противно, не то смешно.
Все происходящее напоминает вырванную главу из Маркесовских "Ста лет одиночества", адаптированную к придуманным авторам реалиям - та же мыльно-оперная пошлятина под личиной "чувственности", вырванная из общего контекста и лишенная притягательного иноземного душка.

7
Фото Петр Эль
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
26
1

Мужик едет на велосипеде.
На дороге лужи.
Мужик едет на велосипеде.
На дороге лужи.
Тоскливый голос за кадром дополняет картину.
Мужик едет на велосипеде.
На дороге лужи.

Стоит признать, что «русский арт-хаус» - это отдельный «подвид» мирового кинематографа. Характеризуется он затянутым кадром, желательно с красивым пейзажем (чтобы все в Венеции вспомнили Тарковского); отсутствием внятного сюжета (чтобы в Каннах все лишний раз убедились, какой в России бардак – и привычно обрадовались этому); отсутствием актерской игры (чтобы в Берлине все убедились, что в России живут бесчувственные люди, и потому спокойно ездят в метро с медведями); минимальным количеством диалогов, максимально при этом бездарных (чтобы в Торонто все окончательно поняли, что в России слов на ветер не бросают, а просто молча пьют). Все эти слагаемые делают «русский арт-хаус» популярными на фестивалях, и одновременно неинтересными для зрителей. И не надо здесь удивляться! В газете «Культура» недавно прочел изумление журналистки по поводу того, что, мол, в Бразилии вот берут в прокат русское «интеллектуальное» кино, а в России почему-то нет. Да потому, что для латиноамериканцев Россия – это экзотика, им интересно посмотреть, как мы тут живем. Какая у нас тут разруха, нищета, грязь, какие у нас тут фрики на каждом шагу встречаются. А кому это интересно в России?! Ты идешь по дворам и улицам в кинотеатр – и видишь все это. И придешь в кино – тебе покажут то же самое, да еще за 450 рублей! При этом никакого посыла «русский арт-хаус» не содержит, кроме одного: «жизнь – говно». Ничего вынести из этого кино невозможно, потому что в нем ни вопросов, ни, тем более, ответов. И зачем это российскому зрителю? И чему здесь удивляться?
Где-то вычитал, что «Овсянки» - фильм о потрясающей любви… Вот теперь наконец-то я буду знать, что это такое! Теперь обязательно буду приходить домой и мыть жену водкой, а когда помрет, позову сослуживца и буду над ее еще не совсем остывшим телом рассказывать, что у нее «все дырочки были рабочие, и все распечатал я»; а потом покажу видео, где мы с ней занимаемся любовью, чтобы друг сильнее мне посочувствовал, поняв, какую я понес большую утрату. Вот березу завалить я не смогу – хиловат для этого. Но буду теперь тренироваться.
Да, все хвалили, как обычно бывает с «русским арт-хаусом», операторскую работу. Да. Поставить камеру на заднем сидении автомобиля – это сильный ход! Помнится, я тоже что-то подобное снимал, и даже с похожими видами природы. Эх, жаль не сообразил в Венецию поехать, мог бы составить конкуренцию.
Сценарий очень сильный. Говорят, «Овсянки» - «роад-муви». Потому что есть дорога, и машина по ней вроде как двигается. Особенно в сценарии я бы отметил диалоги. Про «дырочки» уже сказано – это главный шедевр! На второе место я бы поставил фразу молодой девицы, подошедшей к двум мужчинам средних лет пьющей внешности: «Здравствуйте, мужчины. Вы нас не хотите». Ответ не менее талантливый. «Конечно, хотим», - говорит вдовец, только что поджегший жену своим пламенем любви. Мне кажется, что эти диалоги достойны даже молодежных американских комедий, а, может, кто знает, и порнографии – самого востребованного жанра, что говорит о приближении «русского арт-хауса» к народу, и это само по себе замечательный факт, поскольку интеллектуальному кино в России явно не хватает зрителей. Здесь, к тому же, все действо было приправлено обилием голого женского тела.
К слову, в кинозале, где я лично смотрел фильм, был почти аншлаг. Так что не надо сетовать, что люди не хотят смотреть «другое кино». Они, может, и хотят. Но вы бы хоть один такой сняли…
В заключение, хочу обратиться лично к актрисе Юлии Ауг. Милая Юля, прошу у Вас прощения от имени всех мужчин за то, что с Вами сделали в этом фильме. И поверьте, не все мужчины (даже среди русских) такие, как герои фильма «Овсянки».

7
Фото ВР-тринадцать
отзывы:
91
оценок:
166
рейтинг:
242
1

утомленный солнцем царь на краю острова овсянкался
Вирусная шизофрения косит отечественный кинематограф.
А Тарантино бешенно глумится.

7
Фото oupsss
отзывы:
96
оценок:
217
рейтинг:
135
1

Sale кинокритиков!

Я просто заставила себя его посмотреть, только из-за критики, которая воспела весь фильм и особенно окончание! 75 минут длились бесконечно!!! Неужели все критики купленные?!! Как можно так отрицательно воспеть человека!!! Этот волосатый мясокомбинат, который нам просто всунули в экран, даже близко не стоит с любовью! Я понимаю что автор хотел показать всю бренность тела и полет души, но как же гадко у него это вышло!!!!
Жалею что клюнула на рекламу! Нет российского кино, и ЭТО - не кино! Жалею тех, кто клюнул и пошел в кинотеатр, если нас так и будут дурить, то российский кинопрокат скоро вообще загнется!

7
Фото Михаил Кондров
отзывы:
10
оценок:
13
рейтинг:
16
9

фильм Овсянки мне посчастливилось посмотреть на предпремьерном показе в кинотеатре Горизонт более двух недель назад. спросите, почему ничего не рассказал. отвечу: фильм не располагает к разговорам сразу после просмотра. до сих пор под впечатлением. а ведь прошло две недели. странно.
о чем кино? о любви и дружбе. о мужчинах и женщинах. о народе и каждом отдельном человеке. это фильм о нас. о каждом из нас и обо всех нас вместе. в России не принято думать о людях. вернее никогда не думали о каждом отдельном человеке. ведь нас 140 миллионов (а было совсем недавно в совсем другой стране даже 250, если кто помнит). и это накладывало свой отпечаток: думали всегда масштабно, о всей стране, от Курилов до Калининграда.
а этот фильм о человеке. фильм легкий и добрый. только нужен ли он нам сегодня? трудно однозначно ответить.
есть такая мысль, которая касается фотографии. если ее можно рассказать, то это уже не фотография. Овсянки рассказать невозможно. в фильме есть все, что можно рассказать. но второй, третий и далее слои... они теряются. теряется самое важное - теряется Человек.
фильм завораживает. я сидел в зале как зачарованный. мне не было стыдно. мне не было страшно. я не удивлялся. я не отвлекался. наверное, должен был - так много необъяснимого происходило на экране. это не был гипноз. это была волшебная сила искусства.
мне трудно представить, что у фильма будет успешная прокатная судьба в нашей стране. фильм ориентирован на западного зрителя (в самом широком смысле этого слова). там, "за бугром", озадачены последствиями глобализации. мы еще не приблизились к этой проблеме. и фильм не так актуален для нас. но продюсер, режиссер, оператор, автор сценария, актеры и весь коллектив фильма создали очень тонкую и удивительно нежную картину.

7
Фото Витольд Поддувало
отзывы:
3
оценок:
7
рейтинг:
9
3

Я смотрел этот фильм три дня назад в Киноклубе на Винзаводе. Это довольно уютное место, и там работают очень симпатичные девушки. Но, друзья, в наших широтах, если место не отапливается в ноябре, показывать там кино бесчеловечно! После фильма было заявлено обсуждение, но я так замерз, что мне пришлось спасаться бегством. Тут уже некоторые написали свое мнение, объясню и я почему считаю, что фильм плох.

Это мое личное наблюдение, но нам (русским, бывшесоветским, а может быть просто жителям крупных городов, режиссер из Еката, а значит он как мы) свойственна претензия и широкий замах. Ну а жизнь расставляет все по местам, и реальный выхлоп после заявленных амбиций чаще всего комичен и жалок. Короче говоря, нам всем обещали историю о любви,традициях, жизни и смерти, только что не "великое кино о великой.."
О любви. Все мы ждем новых историй любви, простых и вечных. Они происходят в нашей бедной, измученной стране незаметно и бесславно, по всей необъятной ее широте, и еще наверняка они очень разные. Это мне подсказывает здравый смысл, что так и есть, а вот в отечественном кино давно и с каждым годом все прочнее, укореняется отвратительное представление об отечественной любви. Любви давно у нас не показывают без эротики (и под этим понимаются отчаянные и бесстыдные, сколь и бессмысленные сиськи-письки), такая любовь давно и все лучше продается в декорациях разлагающихся останков Советского Союза- умирающих сел и деревень, полуиздохших заводов. Ну а герои - нравственно или психически глубоко больные люди, смотреть на них просто страшно.
О традициях. После просмотра я поделился с другом, что мне ,мол, странно видеть как старательно вымарывают из судеб людей упоминание о Советском Союзе. О том, как и что менялось после его распада. Мнение насчет советской истории может быть по понятным причинам очень разное, и меня упрекнули в том, что я политизирую на ровном месте. Но как неестественно выглядит песнь традициям без упоминания о судьбе этих традиций 100-50-20 лет назад! На этом месте в повествовании идеологическая и политкорректная дыра! Вот просто были меря, меря жгли своих усопших и вязали на невест ленты, вот и весь сказ о традициях.

О жизни и смерти. Тут сравнивают с "Мертвецом" Джармуша, не соглашусь. У Джармуша герой умирает, а потом живет в обратном отсчете. У Федорченко все герои уже мертвы, и непонятно жили ли они вовсе. К этим людям сочувствия испытать не возможно.

Но самое дурацкое во всем этом что? Пусть фильм плох. Мне больше всего жаль, что он лежит в общем тренде, что это конъюнктурное добро воспитывает наших детей, считается продвинутым и модным. Эта деградация общественного вкуса обиднее всего.

7
Фото Илья Колесников
отзывы:
5
оценок:
101
рейтинг:
9
3

Очень и очень слабо. Эротико-этническая пошлость. Это такая очень неудачная смесь из 'Возвращения' Звягинцева и 'Мертвеца' Джармуша

7
Фото Ramon1
отзывы:
9
оценок:
13
рейтинг:
87
1

Убожество с национальным колоритом

Фильм «Овсянки» как образец творческой деградации

В последнее время я пришёл к твёрдому убеждению, что полученные российскими кинофильмами и их создателями награды международных кинофестивалей есть свидетельство их – отечественных картин и их авторов – убожества и бездарности. Последний пример тому – фильм Алексея Федорченко «Овсянки», получивший несколько призов на Венецианском кинофестивале.
Как водится в подобном случае, «Овсянки» были широко разрекламированы трескучей либеральной публикой. В частности, «священная корова» для всякого истинного либерала – радиостанция «Эхо Москвы» – упорно долдонила, что фильм «Овсянки» – яркое явление в культурной жизни России, что в картине, рассчитанной на тонкого и понимающего зрителя, раскрыты сложные характеры наших современников и т.д. и т.п. Это настораживало, поскольку когда слышишь от либералов о «тонкости и понимании» – пиши пропало. Так вышло и на этот раз. Посмотрев фильм «Овсянки», могу смело констатировать – российскому зрителю вновь подсунули занудную, бессмысленную и депрессивную муть.

Краткое содержание

Для тех, кто не видел картины, вкратце расскажу сюжет, вызвавший море восторга в либеральном лагере. Итак, рассказ в фильме ведётся от лица главного героя, некоего Аиста Сергеева, одинокого помятого мужичка лет слегка за сорок, проживающего в городе Нея Костромской области и работающего фотографом на местном целлюлозно-бумажном комбинате. Сам Аист и его земляки и коллеги являются потомками финно-угорского племени меря, которое ещё в XVII веке благополучно растворилось в русском народе, о чём никто сегодня ничуть не жалеет. Отец Аиста был широко известным в узких мерянских кругах поэтом, творившим под псевдонимом Веса Сергеев. Чудаковатый тип, он писал довольно примитивные, убогие стишки, пригодные разве что для моментальной сдачи в макулатуру.
У директора комбината Мирона Зайцева умерла жена Татьяна, и он приглашает Аиста помочь ему похоронить её по мерянскому обряду. Вдвоём они грузят завёрнутое в одеяло голое мёртвое тело на заднее сиденье внедорожника Мирона и отправляются в город Горбатов Нижегородской области, на берег Оки, где Мирон с Татьяной провели когда-то давно медовый месяц после свадьбы. Вместе с ними в машине клетка с двумя неприметными жёлто-серыми птичками – овсянками, – которых Аист купил на птичьем рынке и которых не с кем было оставить. Разведя на берегу реки огромный костёр, они сжигают труп, а затем высыпают пепел в Оку. Всё это сопровождается малосодержательными закадровыми монологами, бессмысленными, а местами и откровенно пошлыми диалогами и нудной якобы народной мерянской музыкой. На обратном пути птички неожиданно вырываются из клетки и бросаются в глаза водителю, Мирон резко дёргает руль вправо, машина падает с моста в Волгу, и оба главных героя погибают.

Тотальный примитив

В фильме «Овсянки» всё буквально пропитано примитивом и убожеством. Примитивен сам сюжет фильма, снятого по одноимённой примитивной повести примитивного «национального автора». Примитивно играющие актёры изображают жалких людишек с убогими характерами. Примитивная музыка звучит на фоне убогих пейзажей. Царящая повсюду разруха. Примитивные диалоги, монологи, примитивные мысли, убогая природа, убогая жизнь.
Бросается в глаза нарочитая надуманность происходящего на экране. Ну, какой, к лешему, погребальный костёр на берегу Оки в наши дни? Мы же не в Индии, в конце концов. А что за сцена с обмыванием покойной жены! Спасибо, конечно, создателям фильма, что показали лишь со спины, а не спереди и во всех деталях, и что вместо реального трупа положили живую актрису. А то ведь с них, творческих личностей, станется. Хотя смотрится, конечно, абсурдно, когда Мирон свободно поднимает за руку якобы покойницу, сажает её, она легко сгибается, ткани тела мягкие. Финно-угорская жуть…

Пошло и вульгарно

Авторы фильма пытаются уверить нас в наличии в картине некоего глубокого национального колорита, однако выглядит происходящее на экране весьма пошло и вульгарно. Судите сами. Едут два мужика, везут хоронить жену одного из них и при этом ведут задушевную беседу «за секс». «Все три дырочки у моей Танюши были рабочие, – гордо сообщает своему спутнику овдовевший несколько часов назад Мирон. – И все три откупорил я». Вас не подташнивает?
В следующей сцене Мирон вспоминает, как, занимаясь сексуальным просвещением супруги, попросил Таню помастурбировать при нём. Мы видим, как в кресле, раскинув ноги, возлежит толстая тётка и, постанывая от нахлынувшей страсти, елозит пухлой рукой у себя между жирных ляжек. Эстетики – ноль. Напротив, весьма отталкивающая сцена.
Следующая подобная сцена происходит после того, как Мирон с Аистом сожгли тело Тани. На мосту подвалили к ним две какие-то затрапезного вида девицы: «Мальчики, вы нас не хотите ли?» И вот эти два финно-угорских красавца спустя какой-то час после кремации близкого человека отправляются, пардон, совокупляться со случайными уличными потаскухами. Какие яркие человеческие образы вырисовываются, не правда ли? Достоевский отдыхает.

За что награды?

Каждый раз, когда я узнаю, что на очередном зарубежном кинофестивале очередная воспетая российскими либералами киномуть получила высокую награду, я задаю вопрос: «За что?» Что такого ценного выискивают члены зарубежных жюри в бездарных, удручающих отсутствием интересного и четкого сюжета, ярких образов, вообще отсутствием реальной жизни тоскливых, депрессивных поделках?
И вот что я предполагаю. Сдаётся мне, что таким образом российскому зрителю, то есть нашим согражданам, нам с вами, планомерно прививается дурной вкус, любовь к откровенному барахлу, культурным отбросам, которые нам преподносят в яркой обёртке под видом божьего откровения. Чтобы российский зритель высшим достижением режиссёрского таланта считал некую серую, унылую, депрессивную мешанину, наполненную убогими уродами с их невнятным и бессмысленным бормотанием.

6
Фото Владислав Штольц
отзывы:
32
оценок:
32
рейтинг:
81
3

Концепция сильна. Картина херовата. Музыка в фильме хорошая.
Всё в целом - гуманитарная катастрофа и паралич эмоций у режиссера и зрителей.
Жила была - Таня. И померла. И пучина поглотил ее.
Жил-был ее муж Мирон, который ее любил, поехал хоронить. И умер. И пучина поглотила его.
Жил был его знакомый Аист, который поехал с ним. И умер. И пучина поглотила его тоже.
Жил-был его папа-поэт. Он тоже умер.
Короче, пучина поглотила их всех, и они умерли.
Сценарий - концептуальный, пафосный, с претензиями на философские истины и культурологические обобщения. Однако набор идей и концепция еще не есть художественное произведение, и тем более - не спасение зрителя от скуки.
Сценаристу и режиссеру некогда обращать внимание на зрителей. Он самовыражается и повествует свою точку зрения. Они честно отрабатывают формат "приз на европейском фестивале" с помощью известных с 60 годов прошлого века штампов.
Оператор тоже старается - делает нам красиво и высокохудожественно. Самовыражается.
Актеры играют честно, но что-то сделать с этой гуманитарной катастрофой не могут.
Я фанат Цурило и Сухорукова, но тут их образы безлики и моментально забываемы.
В некотором смысле я готов поверить, что труп может обладать здоровой и упругой кожей и даже долгое время храниться без каких-либо признаков окоченения. Но я не готов поверить в то, что милиционер, увидя труп в машине спокойно пропускает ее дальше. Это уж совсем сказка.
В общем, всё серо, астенично и скучно до икоты.
Даже веревочки на пизде не помогают.

6
Фото O_OK
отзывы:
13
оценок:
20
рейтинг:
35
3

Красивые картинки не достаточны для того, чтобы фильм оказался произведением искусства, хотя похоже, что жюри фестивалей последнее время полюбило "красивые фотки". Оператор Кричман играет уже привычную для себя роль проводника в мир большого кинематографа теперь для некрофила Федорченко, как ранее провел туда копрофага Звягинцева.
"Все три дырочки у Тани были рабочими" - такое второе название мелким шрифтом я предложила бы для этого фильма про любовь. Ведь после этой вскользь оброненной фразы происходящее на экране приобретает какой-то новый неожиданный коленкор. И вот уже как-то и на изможденный женской долей образ той самой Тани накладывается подспудный новый с 3 рабочими дырочками...Ну вот такой вариант авторского порнографического кино с летальным исходом. И ведь опять-таки закрадывается не совсем эстетско-возвышенная мысль "а не умерла ли Таня, прости Господи, от чрезмерной эксплуатации себя как женщины?!" И уж какая уж, согласитесь, этнография, какая здесь ноябрьская природа, не до того ведь! Так что Тарантино как любитель чего "пожоще" не мог не аплодировать, мы его в этом по-человечески понимаем.

6
Фото королева Чардаша
отзывы:
119
оценок:
132
рейтинг:
138
1

Научно-популярный фильм о погребальных обрядах морально нестойкой народности мери.
На ТВ каналах, типа Моя планета, Дискавери или Нэшнл Джиографик часто показывают фильмы о жизни и обычаях австралийских аборигенов, африканских пигмеев и прочих малых народностей, но про мери там точно не было. Надо было обозваться документалистом и с чистой совестью занять свободную нишу - успех был бы гарантирован. Зачем Федорченко потребовалось снимать художественный фильм, лично мне не понятно... Потому что художественной ценности картина не представляет никакой. Никакого смысла, кроме повествовательного, в Овсянках, я не увидела. Хоть сколько нибудь интересных актерских работ тоже... Страшно подумать, каково же по-мнению Тарантино состояние дел в европейском кинематографе, если он прыгал от восторга, после просмотра этой бездарности.
Единственная достойная работа в картине - операторская. Убогие и угрюмые пейзажи смотрятся в фильме поинтереснее иных картинок из какой-нибудь Тосканы. И воду Кричман шедеврально снимает.

6
Фото Евгений Горбунов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
3

На "3-" этот фильм не тянет!!! "ДВА -НЕУДОВЛ" -адекватная оценка!!! Грязно !!! Пошло !!! Фильм не оставил ни каких эмоций.Несколько раз хотел уйти, но оставался в надежде на то ,что хоть что-то изменится. Мне даже критиковать его не за что. Нет там ни идеи, ни сюжета, ни игры актеров!!! Мало того, что автору не удалось раскрыть тему,но и попыткой это не назовешь. То ,что было отмечено в других рецензиях (с положительной оценкой ) , просто рецензии хороших менеджеров -промоторов. Крайне слабо. Мне стыдно за отечественный кинематограф. Не хочу останавливаться на конкретных моментах, желания анализировать этот фильм не возникает. Просто не хочу, чтобы Вы испытали столь же сильное разочарование. Абсолютно солидарен со всеми негативными оценками других. НЕ ХОДИТЕ НА ЭТОТ ФИЛЬМ.

5
Фото После Кино
отзывы:
4
оценок:
9
рейтинг:
7
3

Фильм прокатчиками заявлен, как фильм о любви, нежности, о том, что якобы в этих грубых телах скрыты трепетные души - это я уже на свой лад импровизирую, но суть та же. Но изначально трудно дается вера в то, что это те самые обитатели отдаленного поселения, которые еще верны традициям и языческим обрядам, - скорее это лишь их полуживые синонимы. Оказывается, одних заявлений не достаточно. Сопереживать сложно, когда ты не доверяешь тому, что происходит на экране, когда ты не можешь пропустить это через себя, потому что все, что показано от и до оставляет ощущение подделки, бутафории, которая застревает у тебя в горле пластмассовым огурцом. Неприятнее всего, что эта спекуляция духовными ценностями по идее должна зрителя так или иначе "пронять", иначе кто он тогда- черствый сухарь? Нет, я верю, верю, что все там есть, задумывалось, но отчего-то не ощущается...

Вдруг в какой-то момент врывается Сухоруков со своими хитрыми глазами, резонируя с остальными флегматичными героями. Он более или менее живой, да именно, настолько, что кажется будто он со съемок другого фильма прибежал, и еще не отдышавшись, на скорую руку сыграл свои несколько эпизодов и растворился. Не потому что сыграл плохо. А потому что единственное живое и человеческое существо - это он. Хотя, пожалуй, не только он. Еще Таня.
И конец вполне логичный. То что началось "за упокой", заканчивается и вовсе погребальным пением.
И при этом - хорошая операторская работа, которая только укрепляет ощущение несоответствия всего и вся.

4
Фото black-bess.livejournal.com
отзывы:
14
оценок:
16
рейтинг:
13
3

Чтобы насладиться новым "шедевром" российского кинематографа, проблестевшего недавно в Каннах и так поразившего Тарантино, что он аплодировал аж стоя, а заодно и финансово поддержать отечественного производителя, мы вечером трудового дня отправились смотреть Овсянок.
Сюжет предельно прост: двое мужчин едут хоронить по обряду своего мифического народа умершую молодую жену, в большей степени первого, но и второго тоже; поскольку главная интрига раскрыта и будущий финал становится ясен уже в первой половине действа, вторую половину остается только наслаждаться работой оператора, который снимает неаппетитные мертвые голые и живые голые женские тела и угрюмые просторы замкадной России, проникаться глубоким смыслом куцых диалогов на обыденном о Любви и Смерти. Мотив дороги, мотив великой реки, томящейся в дряблом куске мяса вечной душе-птице царапает мозг, но не душу. А после сеанса хочется помыть как свое бренное, так и почистить перышки своего вечного, только бы уйти по своему пути подальше от кинотеатра.

4
Фото blowball blowball
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
4
1

Я не понимаю, как народ выдержал 75 минут этого нуднейшего, извращенского фильма…
Мы ушли, наверное, через полчаса…
Душа моя не выдержала этой примитивности, пустоты какой-то тошнотворности с претензией на философское кино а ля Тарковский.

Но моему возмущению все-таки нет предела, как можно было отправлять такой фильм на Венецианский фестиваль!!! И позорить тем самым Россию и ее образ для Запада, который итак уже весьма и весьма подпорчен.

И ведь не самые разборчивые иностранцы купятся на отзывы критиков и Тарантино, на премию, посмотрят и ведь примут все за чистую монету, не отфильтруют, что племя меря у нас почти исчезло и что такие варварские традиции уже не существуют, будут приезжать в Россию и вместо вопроса:
«А, правда, у вас в России по улицам медведи ходят?»
будут спрашивать:
А, правда, у вас в России невесте перед свадьбой на лобок ленточки разноцветные завязывают??? Или
А, правда, у вас в России перед секасом партнершу водкой моют???
И все, можно будет убиться об стену!!!
Хотя убиться об стену нужно режиссеру этого непотребства Алексею Федорченко, у которого совершенно очевидно есть проблемы с нормальными отношениями с женщинами.

И сколько в фильме не соответствия, непродуманности, затянутых моментов, а еще больше какой-то отвратительной низменности, прикрытой глубокомыслием, что на контрасте придает фильму еще больше омерзения.

Конкретно о несоответствиях:
Камера показывает убогую квартиру почти без мебели, обшарпанные стены; за окном: грязь, серость и нищета, зато наш главный герой выстукивает на клаве одно слово в минуту на новеньком ноутбуке.
Что не могли найти дряхлого компьютера, чтобы не было таких несуразных контрастов и несоответствий. Или эту убогость кто-то спонсировал и это был product placement???

Конкретно о затянутых моментах
Какой интерес зрителю наблюдать несколько минут, как главный герой уронил черенки от лопат и долго их собирает. В этом, что должен крыться какой-то глубокий смысл или это красивая картинка??? Непонятно.

Конкретно о низменности

Когда скабрезности говорятся в каком-то пошлом, вульгарном фильме, типа всяких «Гитлеров Капут», и прочих проектов «Нашей Раши», рассчитанных на определенную аудиторию, это предсказуемо.

Но когда низменные слова и мысли высказываются в адрес умершей любимой жены, да еще с видом такой светлой скорби и печали, глубокомыслием… меня чуть не стошнило, ей богу. Зачем же так изгаляться над высокими чувствами и представлять любовь в таком нижайшем, варварском проявлении???
И это называется «фестивальный» фильм.

А еще за кадром авторский монолог, типа это традиция древнего народа такая: при жизни жены такой пошлости рассказывать нельзя, а вот, как умрет человек, можно и попошлить.

А судьи кто???

Я стала замечать, что премия на фестивале и хорошие отзывы критиков давно не говорят о том, что фильм обязательно хороший и высокохудожественный.

У меня создалось впечатление, что жюри дает многие премии из жалости.
«Они такие убогонькие, бедные, несчастные, да, вы посмотрите в фильме, как они живут, давайте дадим им премию, поддержим их».

Хотя, возможно, оператору я тоже премию дала бы… и еще орден в придачу за «Отвагу и мужество» за то, что он стоически выдержал болезненный бред и вульгарность режиссера и хоть как-то скрасил фильм красивыми картинками.

А критики стали поддакивать Тарантино, и думать, что нужно поддержать отечественного производителя, раз ему еще и премию в Венеции дали.

Да, лучше бы вообще не было такого производителя, только позор стране, честное слово.

И, пожалуйста, зрители, не доверяйте так безоглядно словам критиков и штампу «Премия на венецианском кинофестивале и звездочкам на «Афише»», - это подстава.
Не смотрите, а то потом не отмоетесь от грязного чувства.

4
Фото Мария
отзывы:
49
оценок:
65
рейтинг:
119
1

Чувство омерзения вызвал этот фильм, после которого хочется помыться. Каждый раз иду на российский фильм надеюсь на чудо - вдруг что-то хорошее снимут! Но нет! Извращенное сознание человека выплескивается на экраны, еще облеченное в уродливые формы бездарной операторской работы. Отсутствие выдумки, режиссер компенсирует показом длинных, молчаливых планов. Не ходите на этот фильм, он ужасен в своей потуге на интеллект. Посмотрев эту кину, вы сразу начнете отличать эротику от порнографии. "Овсянки" - это порнография.

4
Фото Кайзер Сузе
отзывы:
26
оценок:
26
рейтинг:
66
1

Из 18 рецензий - 14 отрицательных. Мде... Вообще, давно заметил, что если на сто рецензий есть10-15 отрицательных, то фильм - отстой.

Здесь же даже и слово трудно подобрать... Разве что - "говно"?

4
Фото Ольга Григорьева
отзывы:
22
оценок:
35
рейтинг:
93
9

Я очень рада, что такое кино в России есть. Что оно снимается и есть люди, которые в состоянии его понять. Ничуть не удивлена, что Европа приняла его с таким энтузиазмом.

Даже не знаю, что сказать, чтобы порекомендовать вам фильм. Те, кто интересуется авторским, немассовым кино, уже и сами знают о призах на кинофестивале в Венеции (в частности, премия «Озелла» за лучшую операторскую работу досталась Михаилу Кричману), тринадцатиминутной овации после показа и лучах любви от восхищённого Квентина Тарантино. А тем, кто фестивальной жизнью не живёт и не стремится удостовериться, что призёры достойны, возможно, и фильм смотреть не следует, однако почему бы не попробовать?

Понравилось/не понравилось - это не те категории, которые можно применять к "Овсянкам". Когда нас спросили после показа, какие впечатления, все зависли, потому что было очень трудно сформулировать верно.

Денис Осокин, автор сценария, проделал колоссальную работу. Его повесть, по которой были сняты "Овсянки", - мистический реализм, фольклор, сказ, и сам фильм оставляет ощутимый привкус Маркеса в мозгу. Традиции, обряды, сочетание несочетаемого (мобильные телефоны и сожжение, пост ГИБДД, пропускающий машину с мёртвой, ибо "веретеницу везут") - всё сплетается в одну логичную и неизбежную канву, периодически встряхивающую зрителя новым фрагментом прошлого, новой диковинкой, Сухоруковым в привычной сумасшедшей роли.

Фильм не затянут, оптимально лаконичен, хоть мне и показалось, что, согласно ритму фильма перед блестящим финалом должен быть ещё один эпизод, - зато медитативен. Закадровый голос помогает зрителю войти в ритм, привыкнуть к другому темпу повествования. Столичному жителю, должно быть, покажется, что медленно, но не зря Юлию Ауг по прибытии из Москвы на место съёмок далеко не сразу выпустили на площадку, а только когда она прижилась и вошла в другой, соответствующий ритм жизни.

Не роуд-муви, а фольклорный мотив странствия: не только ради выполнения задачи, но и как путь к себе. Символы, обряды и осязаемая вечность.
Сотворённый Осокиным автономный мир становится реальнее мира вокруг: он логичен, замкнут, самодостаточен. Под его очарование легко подпасть, трудно выбраться, стряхнуть с себя наваждение, преодолеть тягу к бездне за перилами моста.

Знакомый сказал: "Рад, что посмотрел этот фильм, но едва ли захочу его пересмотреть".
Нет, я, пожалуй, пересмотрю. Смысловое улеглось в голове прочно и тесно, теперь надо ещё раз полюбоваться операторской работой.

4
Фото Дмитрий Агалаков
отзывы:
4
оценок:
12
рейтинг:
9
9

Хороший русский фильм

Мне фильм понравился.
Просто в силу вкусов: долгие немонтированные куски, крупные планы, немногословность, звуковое оформление.
Про сценарий: история есть. Финал был предполагаем с момента, когда герои покидают город. Конечно, много узнаваемых символов (здесь я бы не назвал их штампами) жизнь-дорога, птицы-душа, смерть-река, огонь-исчезновение и т.д. Мне показалось, что всё весьма поэтично расставлено.
Про режиссёра: акценты не навязчивы. Безусловно, не всё на мой вкус идеально, но интересно.
Оператор – тут всё понятно. Красота. Нужно быть криворуким, чтобы плохо снять русскую природу.
Музыкальное оформление очень порадовало. От фоновой музыки с этническими напевами до гротескного хора об аптечных травах. Всё весьма органично.
Актёры – думаю, их роли сведены к минимуму. Хотелось посмотреть на Игоря Сергеева, запомнившегося по фильму «Чекист» А.Прошкина и после куда-то затерявшегося. Так и осталось вопросом, совпадение ли: в роли Аиста Сергеева – Игорь Сергеев?
Конечно, бросаются в глаза и несуразности: дорогое пальто у главного героя, «торчащие» соски у покойницы, милиция, пропускающая машину с трупом. Но, вобщем, я смотрел картину, как притчу. И нет смысла придираться к деталям. В целом – это хороший русский фильм. Хорошо, что он есть.
Придя в многозальный кинотеатр, купили последние 4 билета. Толи воскресенье, вечер, толи народ, как и мы пришёл именно не просто в кино, а на конкретный фильм, толи прокат ограничен. Знакомый отказался идти на этот фильм, дескать он – странный. А на какие же тогда фильмы ещё ходить именно в кинотеатр?

http://agalakov.livejournal.com/11179.html

4
Фото Nik Gregart
отзывы:
16
оценок:
37
рейтинг:
63
1

Зачем Федорченко накочегарил "Овсянок"?

Трудно понять, что увидел уважаемый Квентин Т. в творении рук российского режиссёра. Экзотику русской бывальщины? Она заставила его так рьяно аплодировать по окончании просмотра. Загадка американской души, чьёрт побьери. Мне не ясно другое, что простые жители нашей огромной страны смогли-таки узреть в "Овсянках"? Неужели такая мощная атака со стороны СМИ загодя сформировала мнение об этом фильме. Причём всегда и только восторженно-хвалебное. Не могу разделить всех радостно-умильных ахов и охов относительно ленты Федорченко. Отношу себя к категории так называемого подготовленного зрителя в силу образования и простой любви к кинематографическому искусству. Слежу крайне внимательно за новинками мирового и отечественного кино. А значит, пропустить картину, которая вызвала интерес на престижном европейском фестивале, я не имел права. От начала и до конца меня не отпускало двоякое чувство. С одной стороны, дежавю, с другой, навязчивость, с которой у меня пытались выбить нужные слезливые эмоции. А плакать мне совсем не хотелось, наоборот, откуда-то изнутри поднимался хохоток, желавший вырваться наружу. Но я решил, что надо уважать других зрителей и сидел тихо, пытаясь понять, чем меня может зацепить такое кино. Оказалось, ничем. Я не поверил в историю любви директора бум.ф-ки. Тоска фотографа по исчезнувшему племени также показалась мне надуманной и отстранённой. В отдельных моментах "Овсянки" напомнили мне о балабановском кочегаре. (пишущая машинка в руках странного человека из псевдороссийской действительности, те же люди-манекены. Только в отличие от Балабанова, Федорченко "умертвил" и главных героев, их он также сделал бескровными истуканами). Вообще мне неприятна тенденция отечественного кино впадать в крайности: либо розовые слюни из жизни обитателей особняков, либо разглядывание застиранного белья жителей провинциальных городков. Кино, и это не моё открытие, как лакмусовая бумажка, проявляет состояние современного общества, в котором явно отсутствует золотая середина. Единственным фильмом, рассказывающим об обычных радостях и печалях обычных людей, был "Простые вещи". Всё остальное - крайности. Я ознакомился и с первоисточником "Овсянок". Федорченко снял кино, вплоть до запятой придерживаясь оригинала, такого же нудного и безыдейного, как фильм. Правда при всём подстрочнике режиссёр игнорировал важные для объяснения поведения персонажей детали. Ну хотя бы причину смерти Танюши. После сеанса я обсуждал с другом этот вопрос. Мы пришли к выводу, что муж из ревности её сам и порешил. На это нас натолкунула игра Ю. Цурило, уж больно он был загадочен. А в повести, вероятнее всего, у Танюши были проблемы с желудком. И это понятно, низкая двигательная активность, лишний вес. Хотя красивей объяснить её кончину, тоской по истинной любви. Интимные подробности, звучащие из уст российских актёров, кажутся вульгарными и неестественными. В общем и целом, кино получилось скучное. Местами нелепое. Даже смешное. Как левая грудь умершей Танюши, вздымавшаяся при каждом вздохе. Ну да оставим Танюшу. И директора с фотографом. Только птички и были чем-то живым неуловимым и искренним.
"Овсянки" совсем не картина о любви, смерти, тоске и прочее. Но холодное кино о традициях исчезнувшего малочисленного финно-угорского племени. И выдуманных потомках тех древних мерян. А Зачем авторы кино заварили всю эту канитель? Чтобы мы прониклись чувством причастности к жизни чуть ли не основоположников русского народа. (что совсем не так.) Узнали, что такое настоящая любовь? Я так и не смог ответить н эти вопросы. Но я знаю наверняка, что про любовь, смерть, тоску и глубину чувств лучше поискать у Бунина, Мопассана, Барбюса. А потом снимать кино.

4
Фото korosoba
отзывы:
20
оценок:
36
рейтинг:
173
9

Я очень не люблю фразы вроде: "Фильм заставляет задуматься..." или что-то типа того... Как-то это искусственно что ли. Настораживает перспектива общения с человеком, которого нужно заставлять задуматься. Да еще при помощи кино. Пугают меня такие перспективы. Не хочу никого заставлять что-то делать. И не хочу, чтобы заставляли что-то делать меня.
Но эта фраза непременно будет присутствовать в доброй половине обзоров/рецензий/впечатлений. Потому что иным образом объяснить феномен "Овсянок" сложно.
Я смотрю на это под несколько иным ракурсом. Для меня кино - это не обращение к разуму, а скорее наоборот, оружие эмоциональное. Попытка затронуть что-то на уровне души, чувств и пограничных состояний. Никуда не денешься, гораздо легче играть с простыми чувствами - страхом, смехом, симпатией, ненавистью... Сложные гаммы чувств вызывать много сложнее. Это не значит, что глубокие артхаусные картины однозначно лучше легкого развлекательного кино, нет! Они просто разные и действенны именно в определенный момент. Как лекарства. Народные средства и фармакологические достижения. Не всегда с уверенностью можно сказать, что именно поможет больному. Нужно угадать с дозировкой и длительностью курса. Нужно почувствовать. Хорошо, когда это удается.

Алексею Федорченко удалось. Совместно с Денисом Осокиным они создали поразительное полотно. Картину сколь цельную, столь и неуловимо расплывчатую. При всей натуральности и понятности ее не ухватить за края, не растащить на части. Со всей своей "русскостью" такая история могла произойти в Бангладеше, Марокко или Канаде. Герои, от которых не ждешь сверхспособностей, вдруг удивляют, но при этом остаются всё теми же понятными соседскими дядьками. Дикие для века айпэдов и фэйсбуков обычаи и обряды вполне органично вплетаются в жизнь, как нитки в волосы невесты...

Я уже говорил о восхитительной роли "невесты"? Это ведь действительно необычно - главная героиня за фильм не произносит ни слова, а фигурирует в основном в воспоминаниях своих мужчин. И тем не менее, Юлия своим закадровым присутствием двигает всю эту неспешную и неизбежную вереницу событий, людей, эпизодов...
Совершенно удивительную роль исполнил Юрий Цурило. Это настолько свой, настолько знакомый мужик с соседнего этажа, из соседнего отдела, да просто прохожий. И в то же время за его обыденной неказистой внешностью скрыт подлинный вулкан страстей, о котором можно лишь догадываться, да и то, только с чьей-то подсказки...
Аист-Сергеев, как и положено фотографу, выгодно оттеняет картинку. Выстраивает кадр отношений, фокусирует детали, открывающие героев с новой стороны, и даже переворачивает линзой представления о глубине эмоций невзрачной обыденной пары...

Четвертый главный герой - природа. Серость, дождливая слякоть, промозглость и осенний холод взрываются пламенем погребального костра, огнями большого города, воспоминаниями, не менее эмоционально, чем люди, рассказывая свою историю. Историю жизни и смерти целой народности, утрачивающей свою уникальность и разбазаривающей остатки самобытности. Всё это вызывает грусть и беспокойство, которые быстро убаюкиваются размеренным движением автомобиля по автостраде...

...Первым откликом на фильм была реплика из зала: "Медитативно"...
Именно так. "Овсянки" обволакивают ватой туманов и сумрака и водят где-то на границах между наши миром и миром "мери" - огнепоклонников и водопослушников. Может быть это и не совсем хорошо, но я на фильме отдохнул. Я взглянул совершенно иным взглядом на то, что дарит экран. Увидел нечто необычное, но значимое. Что-то едва уловимое, что-то, что нельзя запереть в клетку. Да и не нужно...
Как пресловутых овсянок...

Посмотрите это кино. Оно, как минимум, заслуживает быть увиденным. Не одобренным, не понятым, не оцененным... Это сделают и без нас.
Просто увиденным.


А еще одна удивительная вещь знаете какая? "Овсянки" совершенно невообразимым образом вернули мне веру в отечественное кино. Оказывается, можно показать российскую переферию без каннибалов и извращенцев. Оказывается, можно показать наготу так, что от женщины не будет разить продажностью и пошлостью. Оказывается, можно сделать главными героями мужчин далеких от идеалов красоты, но куда как более интересных, чем многочисленные бандюки/братки/менты. Оказывается родную природу, родную страну и ее жителей можно любить и восхищаться ими, а не только заливать говном бандитских разборок, ужасами советского прошлого и ложью беспробудного пьянства.
Надеюсь, что очистительным огнем на берегу реки мы начали крестовый поход против опостылевшей балабановшины, святомихалковщины и жопоголовости прочих вайсбергов. Пора уже... Удивительные вещи происходят. Точно вам говорю!..

4
Фото жорж семенов
отзывы:
32
оценок:
177
рейтинг:
19
1

ужас!!!
есть "кино не для всех", а есть "кино не для кого". несмотря на то, что мне довелось попасть на премьеру фильма в 35 мм, я ушел оттуда без лишнего сожаления, спустя минут тридцать.
и, поверьте, дело тут не во мне и не в моем безвкусии.

4
Фото Елена Семёнова
отзывы:
33
оценок:
35
рейтинг:
66
1

Лично у меня кроме омерзения, тошноты и желания поскорее закончиться этот фильм ничего не вызвал. Не знаю, откуда набрать 100 знаков, для такого кино это просто перебор

3