Двадцать пять новелл о марийских женщинах от 14 до 25 лет, имена которых начинаются на О. Фильм снят на марийском языке.
Драма |
18+ |
Алексей Федорченко |
11 ноября 2012 |
12 сентября 2013 |
1 час 25 минут |
Мистика, эротика и фольклор в одном флаконе: в кинотеатре «Салют» прошел специальный показ фильма «Небесные жены луговых мари», снятого екатеринбургским режиссером Алексеем Федорченко.
Окай, Овда, Одоча, Ошвика, Осылай, Оразви, Одарня, Орапти, Офраси, Опи, Оняви, Околче… Всего — 25 марийских женских имен на букву О в 23 новеллах продолжительностью от десяти минут до нескольких секунд. Все — о марийских женщинах, их традициях, суевериях и, что в этом фильме главное, их плотских любовях.
Ясным зимним днем милая пара тешится в хлеву: он сосет ее грудь, тем самым призывая весну, а она кусает червивое яблоко, призывая лето. Девушки в сельской столовой вызывают призраки мертвецов-женихов и голые танцуют под струями магического киселя. Певица покидает родную деревню и едет в город петь в опере, но брошенный деревенский возлюбленный посылает ей вслед ходячего мертвеца — вернуть милую обратно. Ситуацию спасает полицейский, носящий с собой амулет на случай встречи с подобной чертовщиной. Девушка перебирает грибы и, задержавшись на одном, говорит: «Вот такого мужа мне надо».
Алексей Федорченко ворвался в мир кино в 2005 году с картиной «Первые на Луне», триумфально прошелся с ним по фестивалям, получив среди прочих наград премию на Венецианском кинофестивале. Следующим крупным успехом были «Овсянки», взявшие в 2010 году целую россыпь наград на фестивалях и вызвавшие бурный восторг у Квентина Тарантино.
«Небесные жены луговых мари» во многом продолжают линию «Овсянок». Оба фильма были созданы в сотрудничестве с казанским писателем и сценаристом Денисом Осокиным. В обоих фильмах внимание сконцентрировано на коренных традициях маленьких народов — правда, в «Овсянках» это были вымышленные традиции древнего племени мери, а в «Женах» отражены реальные традиции и предания марийцев — небольшого финно-угорского народа. Наконец, оба фильма совершенно обоснованно идут с пометкой 18+.
Но если в «Овсянках» история цельная и трагическая, то «Жены» — это, по словам самого режиссера, «фильм-календарь, фильм-орнамент, эротическая комедия в древнегреческом значении слова, марийский «Декамерон». Короткие истории не связаны между собой, время действия простирается от наших дней до семидесятых годов прошлого века. Фильм прозвали «этнографической сказкой», ведь в нем житейские дела мариек соседствуют с мистикой: страшная лесная нимфа-великанша, ожившие мертвецы, заколдованный гребень, ветер-любовник. Волшебство, мистика, чертовщина — все это вещи совершенно банальные и повседневные для небесных жен луговых мари.
Фильм основан на марийских преданиях, бережно собранных Денисом Осокиным и изложенных им в одноименной фильму книге. К слову, в одной из новелл писатель сам появляется в кадре и зачитывает историю о потерянной марийской возлюбленной, имя которой, разумеется, тоже начинается с буквы О.
— Я нашел и прочитал эту книгу еще давно, году в 2005-м, — рассказывает Алексей Федорченко. — Она совершенно волшебная. В 2006-м появилась идея снять по ней фильм, но к съемкам мы смогли приступить только в 2011-м. В книге было 38 новелл, мы выбрали только 22 или 23.
Режиссер не смог вспомнить, сколько именно снял новелл: фильм был закончен еще в прошлом году, сейчас Алексей глубоко погружен в съемку ретро-драмы «Ангелы и революция», но к «Женам» относится с большой нежностью, во многом из-за темы.
— В нашей стране сейчас больше 160 народов, каждый имеет свою древнюю культуру и про каждый можно снять тысячу фильмов, — утверждает режиссер. — Марийцы — совершенно особенная народность, они очень бережно относятся к своим традициям. Если посмотреть по российским деревням, то действующих домов культуры в них практически не осталось, почти все они стоят заброшенные, заколоченные досками. В марийских деревнях и селах практически везде есть такие дома, и работают в них настоящие самураи культуры. Например, Маргарита Александрова, снявшаяся в фильме, собирает по крупицам остатки древней марийской культуры. Помимо игры она напела мне 15 песен, которые в итоге образовали музыкальное сопровождение к фильму. читать полностью на сайте kulturmultur.com
Картина «Небесные жёны луговых мари» взорвала «Кинтотавр-2013» и пронеслась по Европе, собирая призы в Риме, Софии, Висбадене… Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano назвала его самым духовным фильмом римского международного кинофестиваля.
Режиссёр Алексей Федорченко – творец параллельных реальностей. В «Первых на луне» он показал зрителю, что было бы, осуществись в 1930-ых годах советская лунная программа, в «Овсянках» воссоздал утраченный мир народности меря, в «Небесных жёнах луговых мари» рассказал об уходящей вселенной одного из последних оплотов язычества в Европе. Федорченко делает вкусное кино, и оно не для забивания брюха в обеденный перерыв. Его нужно пробовать маленькими ломтиками и долго смаковать, пытаясь ощутить всеми вкусовыми рецепторами... Полностью читать на сайте StrangeFilm.org
Это было поразительно и ни на что не похоже. Это особенные впечатления, особенный восторг, просто потому что это какой-то титанический труд и невероятная фантазия и атмосфера.
Мне казалось, что удивить меня уже нечем. Но у авторов получилось. Я не могу сказать, что все новеллы мне были понятны, но большая часть живописна.
Это и, правда, волшебный фильм. Он не похож ни на одно известное мне кино. Он уникален, он самобытен со всеми этими языческими и мистическими росказнями. Мне понравилось. Но первая реакция - это шок, удивление, непонимание. Это очень изящное кино, которое редкое, как жемчужина.
Спокойное, душевное, созерцательное повествование ...
Как Алексею Федорченко удалось снять такое светлое и позитивное кино о современной действительности? Почему у других получается чернуха или пошлая срамная комедия о нашей жизни?
Возможно потому, что этот фильм снят не для получения "прокатного бабла", не для покупки европейского домика жене и не для освоения остатков федерального бюджета после Сочинской олимпиады. Он снят не для поучения, а для научения нас любить ближнего своего, радоваться простым вещам, ценить и любить жизнь во всех её проявлениях.
Этот фильм снят с любовью к исконным народным обрядам и традициям луговых черемисов (марийцев или мари). Марийцы, которых Древнерусское государство стало "ославянивать" начиная с 13 в., пройдя христианизацию, становление Российской империи, Октябрьскую революцию и пережив СССР, до наших дней сохранили частички своей древней культуры, самобытность своего национального прошлого, перемешав православие с народной мифологией, основанной на вере в силы природы, которую любой человек должен почитать и уважать. Законы и силы природы, мифология и мистика, православие и мораль: яркий винегрет и одна из сюжетных линий фильма.
Фильм - эпос о современных луговых мари, которых, по данным Википедии, всего 400 тыс. человек. Этнографический эпос, рассказанный от лица женщины матери, от лица 25 женщин, чье имя начинается на букву "О".
Кино динамично и смотрится легко, "на одном дыхании". Все 25 сюжетов сотканы и переплетены между собой незримой нитью: самобытной культурой и верованиями марийцев, их обрядами и традициями их радостями и печалями. И, в то же время, это игровое кино, имеющее в себе читаемый сюжет и воплощенный сценарий.
В основе эпоса, как и положено, лежит любовь во всех её волшебных, эротичных и бытовых проявлениях. Любовь порождает род, порождает этнос, порождает эпос, рождает фильм. Красивое и честное кино, посредством приемов "репортажной нарезки", отдельных игровых этюдов, порой, даже мимолетных зарисовок, передающее зрителю не только информацию о быте и верованиях этого прекрасного народа, рассказавшее, как одну, 25 историй, о том, как прекрасен этот малочисленный народ, насколько правильны и правдивы его устои обычаи, обряды и верования. И насколько далеко мы, урбанизированный зритель, оторваны от своих культурно-исторических корней. Не по этому ли нам бывает, так плохо, так тоскливо, так одиноко?
Главные герои эпоса - девушки, женщины, матери, не забывшие о верованиях самобытной культуры своего народа. Некий "эпический театр Бертольта Брехта", раскрывающий всю картину народной жизни луговых мари, представленных в гармоничном единстве с природой, со своим этносом, с собой и с окружающим миром. В котором незримо присутствует сам автор - мать природа, наша с Вами матушка земля.
Помните, Маугли: "Мы с тобой одной крови, ты и я".