Ужасы |
Марио Бава |
8 июля 1966 |
1 час 25 минут |
В англоязычном прокате фильм шел под названием убей, детка, убей.Потрясающие декорации и работа художника-постано вщика, также проявившаяся склонность Бавы к готической романтике, доведенная здесь почти до совершенства.
В далекой и почти заброшенной итальянской деревушке происходят странные убийства. Вроде бы без видимых на то причин, один за другим, умирают вполне нормальные и здоровые люди. Деревня охвачена страхом и не верит, что прибывший в город доктор Пауль Эсваи (Джаккомо Росси-Стюарт) сможет им помочь. Первым же делом, доктор пытается остановить людей, которые закапывают последнюю жертву, за что чуть не оказывается убитым. Зверствующих молодчиков в последний момент останавливает местная ведьма по имени Рут (Фабьен Дали), которая пытается противостоять почти в одиночку напастям, свалившимся на ее родной дом. Она рассказывает, что несколько лет назад умерла местная девочка и теперь, к кому является ее дух, довольно скоро умирает страшной и странной смертью. Объединившись, ведьма и доктор, приходят к выводу, что ключ к убийствам находится в заброшенном и старом поместье, бывшем доме погибшей девочки.
Второй «джалло» Марио Бава, очень близок к канонам жанра, пусть и в той его ипостаси, что вплетает в ткань повествования нити сверхъестественного. Фильм довольно интересный, держащий интригу до конца, скроенный довольно умно и красиво и при этом держащийся той самой готической стези, по которой в то время Бава шагал уверенной походкой. И на этой грани между готикой и таинственным джалло фильм уверенно и балансирует и лишь в конце дает немного слабины. После того, как настоящий убийца разоблачен, история сваливается в несколько скомканную и излишне драматическую концовку, что несколько портит общее впечатление от всей чудесной ленты.
Так или иначе, фильм оказался весьма важным и влиятельным явлением в жанре фильмов ужасов про привидения, находя отголоски даже в творчестве японских мастеров, вроде Хидео Накаты с его «Ringu». Сам же фильм очень тонко и грамотно в свою очередь ощущает влияние Диккенса. Стоит отметить и тот факт, как снят фильм. Конечно, никаких натурных съемок тут нет, но этом заставляет забыть тот факт, насколько шикарно созданы декорации, как элегантно поставлен свет, добавляя в сюжет мистические нотки и на уровне визуального ряда, как хорошо передана атмосфера страха, одержимости, тайны. Почти все сцены фильма – ночные, но это лишь придает контрастности тем ярким и насыщенным цветам, что щедро кладет Бава на пленку. В чем-то он перекликается с Роджером Корманом и его картинами по Эдгару По. Но, понятное дело, у Бавы свои темы, ориентиры и технические решения.
И пусть сюжет фильма не блещет какой-то откровенной новизной и оригинальностью. Пусть актеры далеки от достижений системы Станиславского. Пусть некоторые кровавые сцены сегодня у видавших вида зрителей вызовут усмешку. Но в целом «Операция Страх», или как его назвали в американском прокате «Убей, детка, убей!», что на деле не так плохо, как оригинальное название, стал классическим представителем жанра европейских готических ужастиков 60-х, став при этом одним из самых добротных, красивых и изобретательных представителей своего рода.