Экранизация романа Габриеля Гарсии Маркеса от режиссера «Четырех свадеб» и четвертого «Поттера». Герой Хавьера Бардема на протяжении полувека любит женщину, вышедшую когда-то за другого. После коэновских «Старикам тут не место» перспектива увидеть Бардема в романтической роли кажется несколько пугающей.
Мелодрама |
14+ |
Майк Ньюэлл |
4 октября 2007 |
2 часа 18 минут |
В семнадцать лет Фермина (Меццоджорно) полюбила молоденького телеграфиста Флорентино (Угальде) за то, что он писал ей трогательные письма. В двадцать она поняла, что повзрослевший Флорентино (Бардем) — не человек, а призрак, которого она никогда не знала по-настоящему. В связи с этим она вышла замуж за доктора Урбино (Братт), родила ему детей, была с ним, в общем-то, счастлива до золотой свадьбы, а потом схоронила его в фамильном склепе. И тут является Флорентино, который все это время любил ее, хотя занимался любовью с сотнями женщин, и снова начинает писать ей трогательные письма.
Для тех, кто хорошо помнит роман Гарсии Маркеса «Любовь во время холеры», предыдущий абзац покажется дурной шуткой, неуместным панибратством с живой душой литературы. Беда в том, что экранизация режиссера Майка Ньюэлла («Четыре свадьбы и одни похороны», «Донни Браско», «Гарри Поттер и Кубок огня» — один из лучших фильмов поттерианы на сегодняшний день) не только может, но и должна быть изложена именно так. У Маркеса мелодраматическая до мыльной нелепости основная линия находилась в диалектической, простите, борьбе с изящнейшей до изнеможения формой — в фильме, увы, осталось одно только мыло. Ткань романа состояла из бесчисленных подробностей, для перенесения на экран которых не хватило бы и десятичасовой ленты Алексея Германа, но за свои два часа двадцать минут Ньюэлл не успевает и вовсе ничего, даже как следует передать эпические временные масштабы повествования — за них в фильме отвечает один только маловразумительный возрастной грим, в котором две трети фильма ходят все основные актеры. Если подумать, Маркес сам во всем виноват: если изъять из его романов все принципиально неснимаемое — и в самом деле останется чистая колумбийская клюква. Скажем, абсолютно дурацкая сцена фильма, где отец Фермины угрожает телеграфисту револьвером, а тот лыбится и подставляет под дуло сердце. В тексте все так и есть, только говорится: «Флорентино Ариса почувствовал, как кишки у него наполнились холодной пеной». Что с этим можно поделать, неясно, и Ньюэлл, увы, так ничего и не придумал. Уж лучше б он снимал дальше про Гарри Поттера — всем была бы польза.
Любовь способна на такие подвиги, которые не снились и Гераклу. Любовь - сильнее самой сильной из стихий. Именно такая любовь снизошла на двадцатилетнего юношу Флорентино Ариза, ведь для того, что бы ждать полвека, нужно обладать силой Титана… Фильм «Любовь во время холеры» начинается в духе заурядной любовной истории – молодые люди, тянущиеся друг к другу, не могут быть вместе из-за тривиальных социальных различий. Кажется, еще чуть-чуть, и они, порвав все путы, удерживающие их, воссоединятся на веки. Как вдруг сюжет делает резкий поворот, и любимая Флорентино Фермина Даза сама отказывается от него. А он продолжает хранить в своей душе любовь к ней и жить ради будущей встречи.
Время идет. Флорентино утешается написанием деловых писем на манер любовных и нумерологией случайных связей. Фермина, выйдя замуж за состоятельного врача, так же, активно занимается изучением… анатомии. Наш герой, словно раздваивается, приберегая всю любовь для своей единственной, невольно принося боль другим женщинам, встречаемых им на жизненном пути. Если в юности Флорентино предстает трогательным влюбленным мальчиком, то к концу жизни он становится настоящим роковым мужчиной, поразительно уверенным в себе. А то упорство, с которым Флорентино добивается свою овдовевшую но, тем не менее, не преклонную возлюбленную, достойно не только восхищения, но и награды. Награды в виде любимой женщины, которую он, без сомнения, получит…
Невозможно однозначно относиться к героям фильма, поставленного по мотивам книги Габриеля Гирсии Маркеса. И нельзя сказать, что чувство Флорентино – эталон вечной любви, и только он один мог принести счастье своей «бессмертной возлюбленной», но вполне очевидно, что сам он обретает счастье именно, рядом с ней. Флорентино любит недостижимое, далекое, единственное, что не досталось ему. А объект его вожделения Фермина, на мой взгляд, словно зеркало отражает чувства, которые мужчины испытывают к ней. Она обретает тихое семейное счастье, хоть и не перестает терзаться, верный ли выбор она сделала, узнав о достижениях Флорентино. Когда на весах крепкая семья и возвышенная любовь, невольно, начинаешь мечтать о несбывшемся, в не зависимости от того, что сбылось…
Точно можно сказать одно, соединись наши герои еще в начале своего пути, не было бы такой ироничной, трогательной, в чем-то трагичной и, одновременно, нежной истории о человеческих взаимоотношениях, будто пестрый, самобытный испанский ковер.
Произведения Маркеса лишь наполовину состоят из визуальных образов, поддающихся экранизации. Мысли и ощущения не экранизируются в принципе, а закадровый текст лишь иллюстрирует беспомощность режиссера.
Смотреть такое кино так же неприятно и неинтересно, как читать сценарий гениального фильма после просмотра: непонятно, как из этих тупых диалогов и невнятных персонажей получилось столь блестящее кино.
Вместо волшебного, поэтичного, головокружительного, полного подробностей и рефренов мира книг Маркеса - нелепый и пошлый скелет сюжета. Вместо симфонии в исполнении оркестра - однотонный звонок мобильника.