Что бы ни говорили обо всех этих женщинах




















Первая, не самая удачная, впрочем, попытка Бергмана попробовать себя в кино с цветной пленкой. Амбициозный журналист Корнелиус (Ярл Курле) прибывает в дом великого музыканта Феликса, чтобы собрать информацию для биографии, над которой он в данный момент работает. В поместье он знакомится с кузиной музыканта Сесилией (Мона Мальм), с его женой Аделаидой (Ева Дальбек), а также со служанкой Хумлан (Биби Андерсон), которая показывает ему спальню хозяина. На следующее утро, проснувшись в одиночестве в постели Хумлан, он видит женщину в черном, которая хочет его убить, перепутав, очевидно, с музыкантом. Корнелиус спасается и отправляется предупредить Феликса, но его останавливает Изольда (Харриет Андерсон). Все попытки подобраться к великому музыканту, так или иначе, проваливаются. Корнелиус даже переодевается женщиной, ибо страсть Феликса к женщинам настолько очевидна, что ей только можно пользоваться. Это срабатывает и Корнелиус, наконец, встречается с музыкантом. Тот говорит, что планирует исполнить его, журналиста, композицию. Однако не успевает это сделать собственнолично, ибо в скором времени умирает. Но, свято место пусто не бывает, на сцене появляется новая звезда и женщины вскоре забывают Феликса. А заодно и его биографа.
Бергман, который славится своими тяжеловесными, метафоричными, сложными фильмами, порой выдавал этакие легкие и забавные комедии, некоторые из которых оказывались действительно достойными внимания. Но не в этом конкретном случае. Прохладно принятый критиками, не только потому, что центральный персонаж фильма – музыкальный критик, фильм пестрит всеми любимыми на тот момент женщинами режиссера – Биби Андерсон, Харриет Андерсон, Ева Дальбек. Однако попытки Бергмана снять какой-то слегка абсурдный фильм в духе ранних немых комедий Чаплина, но в эстетике ар-нуво и джаза, выглядят в некотором смысле неубедительно. В фильме есть несколько занятных моментов, впрочем – например, шутки с цензурой и черным экраном, или сам факт, что великого музыканта так и не покажут толком – разве что несколько ракурсов издалека. Но в целом картина явно вышла проходной. Причем сам режиссер это признает без тени оправдания, и даже говорил, что ему не стоило снимать картину. Кроме того, он был очень занят подготовками к новому театральному сезону, поэтому и времени не имел, чтобы уделить кино достаточно внимания. Однако, главное, что в этом фильме замечательно – так это отношение к нему зрителей. Дело в том, что один из предыдущих фильмов «Молчание», бывший невероятно сложным, мрачным и путанным, стал настоящим кассовым хитом, тогда как этот очевидно более доступный для массового зрителя фильм в прокате на самом деле провалился. То есть, времена, когда суровое авторское кино обыгрывало по деньгам глупые комедии, существовали!