Статский советник
Россия, 2005







Экранизация одного из лучших романов фандоринской серии, поставленная Филиппом Янковским
Строго говоря, сиквел «Турецкого гамбита». Экранизация одного из лучших романов фандоринской серии, поставленная Филиппом Янковским («В движении»), с Меньшиковым в роли взрослого Фандорина и Михалковым в роли Пожарского.
Самые ожидаемые события
Рецензия «Афиши» на фильм «Статский советник»
Мне повезло — я увидел главное сразу. В день премьеры я оказался в кинотеатре раньше времени, заглянул в зал и обнаружил на экране следующее: на фоне Василия Блаженного шагает Олег Меньшиков, а за кадром льется песня. И это была такая песня, что я на несколько секунд просто замер в дверях. Что-то с невероятными словами про служение Отечеству, спетое незнакомым удивительным голосом и аранжированное в духе саундтрека к «Бандитскому Петербургу». В общем, я пришел в себя, выскочил в фойе и подумал, что, видимо, дурацкий ролик или реклама какая-то, — мысль, что такое может быть частью кинокартины, даже не пришла в голову. Однако потом выяснилось, что в зале проходил пресс-показ. А собор, Меньшиков и песня — это, натурально, финал фильма «Статский советник».
Что Никите Михалкову в последние годы порой изменяет вкус, это, в общем, не секрет. Но чтобы человек молодой и разумный, каковым выглядит Филипп Янковский, согласился фигурировать в титрах, которые идут сразу после этакого безобразия? Тут только два варианта: либо впечатление о разумности Янковского обманчиво, либо злые языки правы, и «продюсер, художественный руководитель», как обозначен в титрах Никита Сергеевич, имел на съемках полномочия, значительно превосходящие режиссерские.
К делу, впрочем. Стоит ли смотреть фильм «Статский советник»? Безусловно, стоит. Не каждый день удается увидеть кораблекрушение — и испытать подленькую, конечно, но очень человеческую смесь восторга, ужаса, стыда и потаенной радости, что ты-то стоишь на берегу. За два часа экранного времени тонет корабль, чья надежность до сих пор почти не вызывала сомнений — лайнер позднесоветского-новорусского мейнстримного кинематографа вместе со всеми своими вельможными пассажирами.
И первым ко дну идет Олег Меньшиков — единственная полноценная российская кинозвезда 90-х, чья карьера по-хорошему теперь закончена. Обаятельнейший Эраст Фандорин — умный, тонкий, сомневающийся господин с ранней проседью — в его исполнении превратился в голема, в мумию, в манекен из проката свадебного платья. В лице Меньшикова за весь фильм не мелькает ни мысли, ни эмоции — это лицо мертвеца, способного с интересом взглянуть разве что в зеркало. Особенно фантастически выглядят любовные сцены с Эсфирью Литвиновой (персонаж, кстати, необъяснимо потерявшийся где-то в середине фильма): в памятном рукопожатии Ющенко и Януковича страсти было больше.
Хитрец Пожарский, которого играет Михалков, на этом фоне расцветает, и на бенефисных выходах Никиты Сергеевича (Михалков передразнивает заикание, Михалков танцует, Михалков среди голых баб), пожалуй, можно получить некоторое удовольствие. Но, честно говоря, наличие неземного шарма у председателя Союза кинематографистов при всем желании трудно назвать сенсацией — и все эти его штуки можно увидеть в любом телеинтервью или, там, выступлении на пленуме. Причем с почти теми же репликами.
Террорист Хабенский — откровенно скучает (поменять бы их, что ли, ролями с Меньшиковым). Машков на автопилоте дает красавца, жигана. Ефремов попадает в кадр непривычно часто, и поэтому иногда зависает на заднем плане, как ошибка в компьютерной игре. Олега Табакова словно вытащили прямо в гриме на пару минут из какого-то хорошего спектакля. «Зачем нам столько динамита, когда нет запалов?!» — справедливо возмущается террорист Грин.
Уж сколько потешались — в том числе и авторы «Советника» — над телевизионным «Азазелем» (который, по иронии, остается пока самой приличной экранизацией Акунина), чтобы в результате сделать кино абсолютно сериального вида: с преобладанием статичных средних планов, с минимумом натурных съемок, с вымученными диалогами. К тому же престранно для столь традиционного в целом фильма смонтированное: склейки между эпизодами настолько резкие, что едва не обрубают концы фраз.
Главное, впрочем, не бесчисленные частные погрешности и неувязки (как можно поверить, что «железный человек» Грин ждет несколько минут и не стреляет в своего главного врага, только чтобы узнать расшифровку идиотской аббревиатуры?). Главное — провал концептуальный, провал эстетики в целом. В «Сибирском цирюльнике» весь этот имперский стиль, адаптированный под нужды евроремонта, еще смотрелся как-то относительно свежо. Ну и там был размах, конечно. Сегодня хорошие артисты, наряженные в сюртуки и загнанные в отчетливо пахнущие краской интерьеры, выглядят комически и жалко — как дети, которых богатые родители заставили участвовать в домашнем спектакле.
Грубо исполненная тоска по России, которую мы потеряли, перестала конвертироваться. Осталась в рекламе пива и шоколадок, где ей самое место. А то, что на смену пришли «Личный номер» и «Бой с тенью», это, конечно, прискорбно, но вполне отвечает столь любимой и Михалковым, и Акуниным логике исторического процесса.
Недурственно, весьма. С учетом того, что ждать от нашего кинематографа подарков судьбы неумно.
Меньше всего мне понравился - режиссер. Он умеел создавать планы, красивые картинки (Фандорин идет по заснеженной аллее), но вот этот модный способ подачи материала - клиповые съемки - тут совсем не к месту, не сочетаются они с эпохой и стилем. Что поделать - дань моде.
Сюжет поцарапан не смертельно, все-таки автор=сценарист, но концовку изменили зря - какая-то дань моде опять-таки восстающему Имперству. Неизящно.
Образы, актеры, кастинг.
Г-н Городецкий - тьфу, то есть Хабенский - может и имеет еврейский нос и глаза (Грин был евреем), но его сластолюбивые губы и написанная на лице любовь к еде, выпивке и жизни никак не подходят Грину. Ну и играет он скомканно - бегает как загнанный зверь (неубедительно) со словами "что за СТТ", а то совсем неясно, что он тоже ищет.
Не то.
Парочка Долгорукий (Табаков) и камердинер мне тоже не понравились. Камердинер недостаточно "дядька" - трудно представить его, громко заставляющего губернатора выпить средство от запора во время заседания. Табаков неплох, но мне неряшливые бакенбарды вовсе не понравились, я бы сделала губернатора рыжим, подлиннее и с более вытянутым лицом. Но это, в конце концов, ИМХО.
Г-н Злодей МихАлков играет опять самого себя. Цыганочку эту подпустил... Я себе представляла Пожарского посуше, поделовитее, подружелюбнее - а тут сразу видно, что за фрукт. Михалкову, бесспорно, удаются сцены один на один (Пожарский с Фандориным в ключевой сцене "Я промолчу"), но такая сцена должна быть одна в фильме, а тут потуги на 3.
Лишку.
Наконец, мосье Fandorine - неплох, когда привыкаешь. Зыркает жучковатыми глазюками смешно, держится слишком уж деревянно, но это еще ничего. Напрасно его выставили педантом в вещах (когда он переставляет вещи за Литвиновой) - он не Пуаро, и у него нет анальной акцентуации и склонностей к запору. Пересушенный Фандорин, чуточку мелковат и усики не совсем то. Не представляю, как бы он в "Алмазной колеснице" играл. А в целом, очень неплохо.
Маса никакой((((
Дамы: дамы меня порадовали чрезвычайно. Почти все. Жюли именно такая, как я себе представляла (и наряды, прическа, ямочки на щечках - на 10), Игла даже лучше (очень уж красивая), а вот Эсфирь туда по блату, что ли, попала? Еврейка из нее никакая (хотя в фильме очень замазана тема еврейства), образ не тот, играет плохо. Не понравилась(
Господа второстепенные герои неплохи - яркий Козырь, нежный Снегирек, Емеля "правильный", Смольянинов хорош и светел, эти всякие Бурчинские и т.д. на пять. Симеон играет плохо, а образ подобран хороший.
А больше всего мне понравились Петросовские бани.
Пусть критики ругаются! Пускай. Это их работа.
А я, просто зритель, расскажу вам о своих впечатлениях.
Как редко сейчас увидишь нормальный русский фильм. Один из немногих гениев нашей страны, Никита Сергеевич, нам эту возможность предоставляет. Почти единственный человек в России, который не следует за модой, а движится сердцем и любовью к стране! Гениальная игра!!! Браво!
Меньшиков просто бесподобен. Копия Эраста Петровика как она есть! Ни капли лишнего, но и ничего не утаил.
Люди, этот фильм - наша история. Хватит смотреть однодневную чушь, которая засоряет ваши головы. И пусть мне тоже не понравилась музыка в последней сцене (ну уж больна она неуместна), закройте на это глаза!
Янковский, спасибо!
Читайте рассказ! В 1000 раз интереснее, остросюжетнее, а игра актеров не поддается критике.
Михалков и Меньшиков, по-моему, играли сами себя, Хабенский - Антона Городецкого, спецэффекты спрятаны настолько хорошо, что их не заметно.
Его фильмы -его сущность , очень чётко просматривается мещанская натура автора с статуэтками Наполеона за спиной. . Нагуталининые истории , герои в не ношенной одежде cо щеками ,,героев ,,из 2020годов . не реальный блеск сцен , обязательно отреставрированные съёмочные павильоны . Всё это гармонирует только с выращенным внешним видом Михалкова , но не как не с тем временем , одним словом всё это -ЛОЖ ! Практически во всех фильмах Михалкова мысли запутаны так же как и в интервью Соловьёву, не имеющие ясного завершения , в третьем классе за подобные сочинения ставили троечку .И это работы оцениваются как трудовой подвиг ,ГЕРОЙ ТРУДА РОССИИ, бред !