Два неудачника лет по сорок, один из которых собирается жениться, за неделю до свадьбы едут развеяться по калифорнийским виноградникам. Жених одержим идеей переспать с кем-нибудь, его приятель беспрерывно пьет и рассуждает о вине. «На обочине» более всего напоминает грузинский кинематограф той эпохи, когда его любила советская интеллигенция, — не столько даже настойчиво педалируемой темой вина, сколько общим ненавязчиво гуманистическим посылом.
Комедия |
16+ |
Александер Пейн |
22 октября 2004 |
2 часа 6 минут |
Сюжет для олигофренической студенческой комедии: два друга, один из которых собирается жениться, едут развеяться по калифорнийским виноградникам. Жених одержим идеей переспать с кем-нибудь, прежде чем надеть ярмо, его приятель беспрерывно глушит алкоголь. Они знакомятся с двумя подругами: одна — блондинка и официантка, другая — кореянка — разливает вино в баре. Будущий молодожен заваливает кореянку, приятель тормозит и предпочитает еще один стаканчик.
Все именно так и происходит: с поправкой на то, что всем героям под сорок и что «На обочине» — любимый фильм всех без исключения американских кинокритиков, а к тому времени, когда выйдет в российский прокат, возможно, лауреат нескольких «Оскаров», что в жизни не главное, но тем не менее.
Джек (жених) — телевизионный актер-неудачник, отдаленно напоминающий Мика Джаггера (а некоторым — и Арнольда Шварценеггера). Майлз (приятель) — писатель-неудачник, безуспешно пытающийся втюхать какому-нибудь издательству свой эпохальный роман «День после вчера» («То есть сегодня?» — осторожно спрашивает его знакомая), сохнущий по бывшей жене, ворующий деньги мамы, а внешне похожий разве что на какой-нибудь не самый аппетитный овощ. Путешествие на виноградники предпринято главным образом оттого, что Майлз одержим вином и без конца рассуждает об урожаях, букетах и прочей дребедени: собственно, вино — единственная тема, в которой он чувствует себя уверенно.
«На обочине» более всего напоминает грузинский кинематограф той эпохи, когда его любила советская интеллигенция, — не столько даже настойчиво педалируемой темой вина, сколько общим ненавязчиво гуманистическим посылом. Это не Джармуш и не Хартли, герои не ищут выигрыша в поражении, лузерство — не жизненный проект, а тяжелое испытание. Но жизнь типа того что продолжается, и поводы для оптимизма находятся в самых неожиданных местах: скажем, чрезвычайно оптимистично выглядит побег Майлза от голого толстяка, с женой которого Джек за пару часов до этого вступил в близкие отношения.
В этом фильме есть какая-то редкостная достоверность мелочей. Именно так, кажется, человек закутывается с головой в одеяло, когда утром звонит будильник. Именно так стрижет ногти на ногах. Именно так, по-идиотски, люди в первый раз целуются.
Режиссер Пейн («О Шмидте») сделал — будем смотреть правде в глаза — совсем не великое кино. Но очень, очень славное. Его сюжет не случайно напоминает олигофреническую студенческую комедию: смысл в том, что только в детстве кажется, будто человек с возрастом сильно меняется или понимает что-то важное. А он не меняется вовсе — разве что становится грустнее. Ну и в вине начинает разбираться.
Про что кино? Ну, про жизнь, в общем. Про то, что она уходит. Бережешь незнамо на какой случай бутылку редкого вина, чтобы вдруг узнать, что твоя бывшая беременна, и выхлебать вино в ближайшем кафетерии из пластикового стакана.
Хороший фильм. Жаль, дублированный. У меня, впрочем, была оригинальная дорожка, так я некоторые сцены дважды смотрел. Все играют потрясающе - интонациями, колебаниями воздуха. Этот Пейн и впрямь майор.
Очень понравилось. Атмосфера путешествия по зеленым виноградным местам оставляет такое же виноградное послевкусие. Характеры прописаны замечательно. Наверное, фильм для тех кому за 30, а может, даже и за 40 :) А мне 30 только через месяц, но вот - очень понравилось.
Очень атмосферное кино. Казалось бы, два друга поехали на несколько дней выпить вина и поиграть в гольф перед свадьбой одного из них - телеактера. Но будущий жених пытается вернуть веру в себя другому - писателю и школьному учителю литературы, тюфяку и алкоголику - главному герою двухчасового фильма. Способ для этого избирает тривиальный, но эффективный: случайный перепихон на отдыхе, так сказать, мини курортный роман. Да так увлекается, что и сам не прочь насадить на болт пару телочек.
Но ему удается и растормозить старого друга, подтолкнуть к новым сильным чувствам. Это, кмк, оправдывает пьянство, блядство и ложь друзей по отношению к двум прекрасным женщинам (выглядящим как девушки), встретившимся нашим героям в виноградниках калифорнии. Короче, жизнь бьет ключом, у всех случился хэппиенд, ну, почти...
Два великовозрастных чувака Майлз и Джек решают недельку перед свадьбой последнего прошвырнуться по Калифорнии. Майлз (Пол Джиаматти), интеллигентный бородач, школьный учитель литературы и автор неопубликованного романа, два года как разведен, но еще не оправился от шока. Джек, актер, снимающийся в рекламных роликах, полная ему противоположность, душа компании, любимец женщин. Их ждут семь солнечных дней, солнечные долины, и солнечные же калифорнийские виноградники. Майлз разбирается прекрасно в винах, и раз за разом пробует его в различных ресторанчиках и барах винных заводиков, знакомый почти с каждым виноделом. Хотя Джек скорее не прочь перед свадьбой затащить какую-нибудь девчонку в постель, парни верны первоначальной программе: гольф, хорошая еда и дегустация местных вин.
Майлз пересыпает названиями виноградников, как где-нибудь и кто-нибудь пересыпал бы названиями фильмов и литературных школ. Вино связывает его с бывшей женой, по которой он скучает. Она прекрасно разбиралась в сортах и урожаях. Он звонит ей пьяным вдрызг и плачется в телефонную трубку, выводя ту из себя. Mr. Lonely, за пару лет безбрачной жизни он загнал себя в уютный маленький мирок холостяка. Преподавание, пьянство, жалость к себе и одиночество. Но именно вино свяжет его с разведенной официанткой Майей (Вирджиния Мэдсен), разбирающейся в букетах и правилах распития ничуть не хуже. И когда, наконец, Джек пустится во все тяжкие, легко уболтав первую же попавшуюся незнакомку на ни к чему не обязывающий "перепих", Майлз, скромный парень, будет смущаться и как последний осел заводить эстетские разговорчики с Майей о том, почему ему нравится «Пино», и не по душе «Каберне». Кажется, что героиня Мэдсен, буквально заглядывая ему в рот, хочет уже только одного - в то время, как герой Джиаматти тонет в бесчисленных названиях вин, проговаривая их на автопилоте, точно заученные молитвы, заговаривая не женщину, а самого себя.
Фильм, вроде бы, типичный роад-муви о человеческих взаимоотношениях, ошибках, вранье, прощении, понимании, любви и расставаниях, но, Господи же ты, Боже мой, сколько в этих двух часах болтовни о винах, прогулках по виноградникам и ссорах счастья. Соу мач факинг хаппинесс, май гад, плакать хочется. Кино, сделанное со вкусом, с любовью к деталям, к актерской игре, и, в особенности, к жизни, призывает смаковать каждый прожитый новый день как еще один глоток отличного вина, которого и осталось-то на дне бутылке - даже если оно немного кислит. We live in a beautiful world, чуваки, словно хочет сказать нам режиссер. И, good Lord, Jeeves, все два часа в это отчаянно хочется верить.
В Вирджинию Мэдсен, которую я впервые заметил в завораживающем «Кэндимене» (Candyman, 1992), и которая по-настоящему меня очаровала в не менее великолепном «Готэме» (Gotham, 1988), где сыграла едва ли не самую очаровательную роковую суку в истории кино; так вот, в Мэдсен здесь невозможно не влюбиться. И эпизод с разговором двух разведенных чудаков на кухне о вине, черт, он гениально сыгран, конечно.
цитата:
- я кое-что берегу, например шеваль бланк 61-го года...
- так что же ты стоишь?
- не знаю, жду особого случая, я берег его на 10-летнюю годовшину нашей свадьбы.
- открыть шеваль бланк 61-го года и есть тот особый случай.
Боже, боже, какое же это мучительное испытание, убил бы. Всех. Второй актер, который не Джаматти - собран из кусков Уиллема Дефо, Мика Джаггера, Арнольда Шварценеггера, Вуди Харельсона и какой-то собаки. Буээээээээээээээ