Киноафиша Москвы

Фильм «Сатирикон»

Fellini — Satyricon (1969, Италия, Франция)

5.4
Кино: «Сатирикон»
Кино: «Сатирикон»

Петроний в вольной интерпретации Феллини

Римский юноша Энкольпио и его товарищ Аскильто не смогли поделить юного красивого мальчика и предложили ему выбирать самому. Тот ушел с Аскильто, а Энкольпио, потеряв своего любовника, решает свести счеты с жизнью. Вольная экранизация одноименного произведения Гая Петрония. Премия «Оскар» за лучшую режиссуру.

Режиссер фильма «Сатирикон»

73 года Фильмов: 25

С юных лет проявлял склонность к творчеству и постановке представлений. Самым сильным детским впечатлением для Феллини стал приезд бродячего цирка, который потом превратился в один из центральных образов его фильмов. До того как стать режиссером, Федерико освоил профессию репортера, работал страховым агентом, карикатуристом, автором текстов для радоиоспектаклей и комических трюков в кино. Все это время он писал сценарии и накапливал жизненный опыт. Дебютировал «Огнями варьете», снял несколько шедевров, которые принесли ему множество наград, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Канн («Сладкая жизнь») и 5 «Оскаров» (за фильмы «Дорога», «Ночи Кабирии», «8 1/2» и «Амаркорд»). Своим главным источником вдохновения называл жену, актрису Джульетту Мазину, а в фильмах умело сочетал балаган, театральность и символические образы с реализмом, создавая на экране то, что и является настоящей жизнью.

Отзывы пользователей о фильме «Сатирикон»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Вольная интерпретация одного из первых романов в истории человечества, насколько вообще можно считать «вольным» экранизацию с трудом сохранившегося произведения, состоящего из слабосвязанных сцен о похождениях нескольких молодых людей в реалиях и времени древнего Рима. Вот Аскилт (Хирам Келлер) продает в рабство актеру возлюбленного Энколпия (Мартин Поттер). Вот все они оказываются на безумном пиршестве, устроенным Трималхионом, бывшим рабом, но ставшим настолько богатым выскочкой, что может назвать себя поэтом и никто в здравом рассудке ему и не возразит. Вот парни захвачены в плен скучающим императором, везущим своих новых игрушек через море в трюме плавучей решетки. Вот они сражаются за свою жизнь, а вот женятся на странном мужчине. Вот они встречают непонятное племя и оказываются в вихре неизвестных ритуалов. Пик сумасшествия в творчестве Феллини настолько жутко и откровенно показывает разврат и пошлость древнего Рима, что становится страшно (и понятно, как много дало миру христианство), и при этом становится страшно вдвойне, когда понимаешь, что разницы между античным и нашим времени практически никакой.

По выходу фильма знатные итальянские обозреватели, да и вообще, знатоки латыни и всего, что к ней относится, поспешили обвинить Феллини в том, что он, мол, слишком уж свободно обошелся с первоисточником, не проявив никакого уважения к наследию человеческой культуры, памятнику античности. И были категорически не правы. Феллини прочел сие произведение задолго до того, как снял по его мотивам фильм. Еще будучи корреспондентом и журналистом «Марка Аврелия» он мечтал вместе со своими друзьями поставить что-то по «Сатирикону». Однако более четверти века все всегда упиралось в невозможность технического, да и финансового характера. А те, кто считают фильм «сложным» к просмотру (в том числе и я), пусть радуются, что режиссер решил отойти от одной из задумок сделать все на латыни и ограничился всего рядом фраз.

Опять же, «Сатирикон» - это, в первую очередь, питательная среда для буйства фантазий, в физиологичности которых Феллини как никогда близко подошел к творчеству одного из своих (в некоторой степени) учеников – Пьеру Паоло Пазолини, показав при этом, как на подобном материале можно снимать другого рода киноискусство. Буйство красок и потных лиц, фантасмагория и гротеск, если кому-то угодно, то даже в отрицательном смысле – все негативные эмоции, вызванные при просмотре, служат ему лишь на пользу. Ведь это удача именно режиссера, если вызывает отвращение то, что должно вызывать. Главное, скучно точно не будет.

Очень знаковым является и время появления картины на экран. 1969 год, когда по дороге от одного океана к другому выехали лохматые безумные ездоки, в небо по направлению к Забриски-Пойнт взлетели самолетики, а на фестиваль в Вудсток съехалась целая армия молодых людей. Феллини в этот момент показывает свое видение новой культуры хиппи, и его взгляд резко отличается от привычного отношения к субкультуре того времени. Развратные, не видящие дальше сегодняшнего дня пошляки и глупцы. Браво, маэстро. Кто еще, как не Вы, отпишете звонкого подзатыльника этой запутавшейся в собственных поисках толпе.

Однако, при всех невероятных достижениях изобразительного, стиля в «Сатириконе» совершенно элементарно заблудиться. Пугающие минотавры, хихикающие безумцы, стены самых неожиданных цветов, готовые рухнуть прямо на голову – все это лишь маленькая часть всего того, что схватит вас и ваши мозг (если он у вас есть, конечно) с самого начала фильма и не отпустит его. Никогда не отпустит. Даже если вы бросите его смотреть. Хотя кого-то этот фильм может оставить равнодушным. Но тем явно сюда заходить и вовсе не следовало. Поделом вам!

3
Фото scheet
отзывы:
600
оценок:
601
рейтинг:
96
3

Фильм представляет скорее костюмно-антуражный интерес. Ведь здесь нет благородных патрициев, нет гладиаторов, а Римская цивилизация, опередившая время на несколько веков показана чисто театрально, на фоне весьма пустынного пейзажа. Иногда кажется, что это фильм про африканских дикарей, иногда события вызывают улыбку(например венчание на корабле), иногда отвращение, как в истории с мальчиком-пророком, или в целом с "голубой" темой. Но цельного впечатления зрелище не произвело, потому наверное и вызвало интерес на уровня посетителя зоопарка, не более.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Довольно зрелищный, но слишком педерастичный фильм, снятый Феллини не от чистого сердца, но по контракту. Хорошо декорированный, широкоэкранный, эпический, фильм этот – это такая «Клеопатра» про пидоров. Не Феллини. Точнее, феллини-стайл проявляется там и сям – в любопытном панорамировании, например, но на этот раз даже не в музыке Нино Роты, даже не в актерах, даже не в катарсисе. Музыка невыразительна, актеры омерзительны (что, вестимо, входит в концепцию), катарсис отсутствует как класс (тоже по вполне понятным причинам). Необязательное, таким образом, кинцо.

0

Галерея