Киноафиша Москвы

Фильм «Тени в раю»

Varjoja paratiisissa (1986, Финляндия)

4.0
оценить
Кино: «Тени в раю»
Кино: «Тени в раю»

Режиссер фильма «Тени в раю»

62 года Фильмов: 23

Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям.

Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Тени в раю»

Фото kinomedved.livejournal.com
Фото kinomedved.livejournal.com

kinomedved.livejournal.com о фильме «Тени в раю»

отзывы: 946
оценок: 965
рейтинг: 156
1

Вздорная мелодрама, сделанная не без обаяния, но необязательная, конечно. Куда как необязательная, хотя в случае Каурисмяки приятно уже и то, что каждый его следующий фильм однозначно лучше предыдущего. Но той самой финской мульки, особицы, которая теперь ассоциируется с Каурисмяки, тут еще нет. Точнее, есть, но в зачатке. И сам фильм – это еще зачаток, еще только зерно, из которого вырастут поздние и лучшие фильмы Каурисмяки, кои наверняка – лучшие из финских фильмов как таковых.

1
0
...
17 марта 2011
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson

M_Thompson о фильме «Тени в раю»

отзывы: 1370
оценок: 1383
рейтинг: 541
7

По большому счету, это первая работа Аки Каурисмяки. По крайней мере того Аки Каурисмяки, которого знают во всем мире именно таким, каким знают. Нет, у него были и картины до этого, но именно с этого фильма его стилистический почерк и тематические очертания историй, а также любимые актеры и музыка – становятся на свои места.

История, как это часто бывает в фильмах Каурисмяки, принадлежит обычному человеку с самого дна общества. Как-то сложно положительно охарактеризовать образ жизни человека по имени Никандер (Матти Пеллонпяя), работающим сборщиком мусора, после работы отправляющегося в бар, чтобы или проснуться на следующий день с похмелья и на работу, или очутиться в полиции, а-то и вовсе на мусорке. То есть, если в его жизни и есть что-то хорошее, то это хорошее осталось за кадрами картины. Кстати, что интересно, Пеллонпяя сыграл в дебютном фильме Каурисмяки «Преступление и наказание» персонажа по имени Никандер, а Никандер из «Теней в раю» упоминает, что работал как-то мясником. То есть Каурисмяки намекает таким образом, что это может быть один и тот же человек.

Так вот, Никандеру подобная жизнь уже поперек горла и он решает что-то поменять. Например, работу, раз уж представилась возможность – один его коллега решает открыть собственную компанию по сборке мусора и Никандер соглашается рискнуть. Однако, когда все мосты уже сожжены, его будущий партнер по бизнесу умирает от инфаркта, что заставляет главного героя искать себе напарника по бизнесу и работе. Им становится довольно крепкий физически, но не очень надежный по характеру Мелартин, с которым Никандер познакомился, когда был в полицейском управлении, угодив туда по пьяной лавочке после драки в баре. Работа постепенно налаживается, но это был бы не фильм Каурисмяки, если бы все пошло по накатанной колее к светлому будущему.

Параллельно с этим Никандер знакомится в супермаркете с кассиршей Илоной (Кати Оутинен) и у них развивается довольно странный роман. Будем откровенны, ни Матти Пеллонпяя, ни Кати Оутинен особой внешней красотой и статью не отличаются. А их герои в фильме и внутренне-то не особо прекрасны. Он – человек, стоящий на грани пьянства от того, что места ему в этом обществе не найти, да и сам он пробираться вверх не стремится. Она же давно распрощался с какими-то надеждами на жизнь и пессимистично отсчитывает дни своего существования. Роман их столь же скуп и аскетичен – никаких поцелуев или красивых слов. Просто параллельные трассы по этой бесцветной и безнадежной равнине по имени жизнь.

Таким образом Каурисмяки погружает зрителя в ад жизни городских окраин, где есть место для работы, для существования, но вся остальная жизнь, будто несмазанный механизм, со скрежетом переходит из одного состояния в другое – работа, обязательность развлечения, видимость общения, необходимый изношенному организму сон и еда. И никакой цели и надежды. Мир выживания, где каждый сталкивается день за днем лицом к лицу с безнадежным и жестоким одиночеством. И если ты нашел кого-то ровно такого же безликого и серого человека, то разве для того, чтобы хоть как-то разделить собственную убогость бытия.

И тут в этом пыльном и тоскливом омуте вдруг происходит всплеск, меняющий жизнь обоих «влюбленных» навсегда. Илону увольняют и она, будучи скорее разозленной, чем расстроенной, ворует портативный сейф с зарплатой. Сейф взламывает ломом Никандер. Парочка садится в машину и отправляется в путь – убегая от закона, да и самих себя, прежних. И, если от закона уйти получается, благодаря хитрому трюку Никандера, который подбрасывает сейф обратно в офис, то истинная природа человека берет свое. Найдя новую работу в магазине, девушка отвечает на ухаживания своего шефа и стесняется того факта, что ее друг Никандер работает мусорщиком. Его же подобный оборот событий расстраивает до глубины души и он отправляется в свой уголок зализывать душевные раны.

Однако, не все так плохо, как того можно было бы ожидать и как обычно происходит в картинах Каурисмяки. В очередной раз напившись и подравшись на улице, Никандера избивают до полусмерти и оставляют провести ночь под луной на помойке. Только брат по цеху мусоросборщиков невольно спасает Никандера, найдя его рано утром в бессознательном состоянии и отправив лечиться в ближайшую больницу, выйдя из которой Никандер меняется и решает изменить Илону, вопреки тому, что они ни меняться, ни встречаться с Никандером не хочет. Он находит новоиспеченных влюбленных, чистит морду шефу Илоны (по понятным причинам прямо на глазах превращающегося в бывшего шефа Илоны), забирает ее и они чудесно проводят время на берегу пляжа. В заключительной сцене отправиться на белоснежном советском пароходе к берегам магической Эстонии. Если у Одзу символом счастливого финала были уезжающие в даль поезда, везущие молодоженов, то для Каурисмяки подобный функционал выполняют огромные советские морские лайнеры или, на худой конец, паром или даже лодка, как это было в «Союзе Каламари». Довольно сомнительный социальный посыл, конечно, но Каурисмяки видней.

Этот фильм, ставший эталонным для среднестатистической картины самого главного в истории страны режиссера, стал поперек горла финским властям. Дело в том, что появилась эта картина примерно в то же время, когда Финляндия стала развиваться бешеными темпами и пыталась завоевать имидж передовой страны, в которой органично сочетаются как индустриальный бум, так и чистейшая экологическая система. Однако этот вредный парень, вызывающий пристальное внимание своими фильмами, снимает не совсем о том, о чем хотелось бы. Впрочем, Финляндия – страна культурная и палок в колеса Каурисмяки никто не вставлял. Да и сам автор страну свою любит, как никто другой. Пусть и не в современном ее виде. Хоть не критикует особо, и-то хлеб.

1
0
...
26 февраля 2011

Галерея

Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб
Главная фотография предоставлена пользователем: Юрий Падюков