- Москва
- Санкт-Петербург
- Абакан
- Азов
- Альметьевск
- Анапа
- Ангарск
- Арзамас
- Армавир
- Артем
- Архангельск
- Астрахань
- Ачинск
- Балаково
- Балашиха
- Балашов
- Барнаул
- Батайск
- Белгород
- Белорецк
- Белореченск
- Бердск
- Березники
- Бийск
- Благовещенск
- Братск
- Брянск
- Бугульма
- Бугуруслан
- Бузулук
- Великий Новгород
- Верхняя Пышма
- Видное
- Владивосток
- Владикавказ
- Владимир
- Волгоград
- Волгодонск
- Волжский
- Вологда
- Вольск
- Воронеж
- Воскресенск
- Всеволожск
- Выборг
- Гатчина
- Геленджик
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Губкин
- Гудермес
- Дербент
- Дзержинск
- Димитровград
- Дмитров
- Долгопрудный
- Домодедово
- Дубна
- Евпатория
- Екатеринбург
- Елец
- Ессентуки
- Железногорск
- Жуковский
- Зарайск
- Заречный
- Звенигород
- Зеленогорск
- Зеленоград
- Златоуст
- Иваново
- Ивантеевка
- Ижевск
- Иркутск
- Искитим
- Истра
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Каменск-Уральский
- Камышин
- Каспийск
- Кемерово
- Кингисепп
- Кириши
- Киров
- Кисловодск
- Клин
- Клинцы
- Ковров
- Коломна
- Колпино
- Комсомольск-на-Амуре
- Копейск
- Королев
- Коряжма
- Кострома
- Красногорск
- Краснодар
- Краснознаменск
- Красноярск
- Кронштадт
- Кстово
- Кубинка
- Кузнецк
- Курган
- Курск
- Лесной
- Лесной Городок
- Липецк
- Лобня
- Лодейное Поле
- Ломоносов
- Луховицы
- Лысьва
- Лыткарино
- Люберцы
- Магадан
- Магнитогорск
- Майкоп
- Махачкала
- Миасс
- Можайск
- Московский
- Мурманск
- Муром
- Мценск
- Мытищи
- Набережные Челны
- Назрань
- Нальчик
- Наро-Фоминск
- Находка
- Невинномысск
- Нефтекамск
- Нефтеюганск
- Нижневартовск
- Нижнекамск
- Нижний Новгород
- Нижний Тагил
- Новоалтайск
- Новокузнецк
- Новокуйбышевск
- Новомосковск
- Новороссийск
- Новосибирск
- Новоуральск
- Новочебоксарск
- Новошахтинск
- Новый Уренгой
- Ногинск
- Норильск
- Ноябрьск
- Нягань
- Обнинск
- Одинцово
- Озерск
- Озеры
- Октябрьский
- Омск
- Орел
- Оренбург
- Орехово-Зуево
- Орск
- Павлово
- Павловский Посад
- Пенза
- Первоуральск
- Пермь
- Петергоф
- Петрозаводск
- Петропавловск-Камчатский
- Подольск
- Прокопьевск
- Псков
- Пушкин
- Пушкино
- Пятигорск
- Раменское
- Ревда
- Реутов
- Ростов-на-Дону
- Рубцовск
- Руза
- Рыбинск
- Рязань
- Салават
- Салехард
- Самара
- Саранск
- Саратов
- Саров
- Севастополь
- Северодвинск
- Североморск
- Северск
- Сергиев Посад
- Серпухов
- Сестрорецк
- Симферополь
- Смоленск
- Сокол
- Солнечногорск
- Сосновый Бор
- Сочи
- Спасск-Дальний
- Ставрополь
- Старый Оскол
- Стерлитамак
- Ступино
- Сургут
- Сызрань
- Сыктывкар
- Таганрог
- Тамбов
- Тверь
- Тихвин
- Тольятти
- Томск
- Туапсе
- Тула
- Тюмень
- Улан-Удэ
- Ульяновск
- Уссурийск
- Усть-Илимск
- Уфа
- Феодосия
- Фрязино
- Хабаровск
- Ханты-Мансийск
- Химки
- Чебоксары
- Челябинск
- Череповец
- Черкесск
- Чехов
- Чита
- Шахты
- Щелково
- Электросталь
- Элиста
- Энгельс
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Ялта
- Ярославль
Фильм Тени в раю
Varjoja paratiisissa (1986, Финляндия), IMDb: 7.5








Актеры


- 10
- 9
- 8
- 7
- 6
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Лучшие отзывы о фильме «Тени в раю»

По большому счету, это первая работа Аки Каурисмяки. По крайней мере того Аки Каурисмяки, которого знают во всем мире именно таким, каким знают. Нет, у него были и картины до этого, но именно с этого фильма его стилистический почерк и тематические очертания историй, а также любимые актеры и музыка – становятся на свои места.
История, как это часто бывает в фильмах Каурисмяки, принадлежит обычному человеку с самого дна общества. Как-то сложно положительно охарактеризовать образ жизни человека по имени Никандер (Матти Пеллонпяя), работающим сборщиком мусора, после работы отправляющегося в бар, чтобы или проснуться на следующий день с похмелья и на работу, или очутиться в полиции, а-то и вовсе на мусорке. То есть, если в его жизни и есть что-то хорошее, то это хорошее осталось за кадрами картины. Кстати, что интересно, Пеллонпяя сыграл в дебютном фильме Каурисмяки «Преступление и наказание» персонажа по имени Никандер, а Никандер из «Теней в раю» упоминает, что работал как-то мясником. То есть Каурисмяки намекает таким образом, что это может быть один и тот же человек.
Так вот, Никандеру подобная жизнь уже поперек горла и он решает что-то поменять. Например, работу, раз уж представилась возможность – один его коллега решает открыть собственную компанию по сборке мусора и Никандер соглашается рискнуть. Однако, когда все мосты уже сожжены, его будущий партнер по бизнесу умирает от инфаркта, что заставляет главного героя искать себе напарника по бизнесу и работе. Им становится довольно крепкий физически, но не очень надежный по характеру Мелартин, с которым Никандер познакомился, когда был в полицейском управлении, угодив туда по пьяной лавочке после драки в баре. Работа постепенно налаживается, но это был бы не фильм Каурисмяки, если бы все пошло по накатанной колее к светлому будущему.
Параллельно с этим Никандер знакомится в супермаркете с кассиршей Илоной (Кати Оутинен) и у них развивается довольно странный роман. Будем откровенны, ни Матти Пеллонпяя, ни Кати Оутинен особой внешней красотой и статью не отличаются. А их герои в фильме и внутренне-то не особо прекрасны. Он – человек, стоящий на грани пьянства от того, что места ему в этом обществе не найти, да и сам он пробираться вверх не стремится. Она же давно распрощался с какими-то надеждами на жизнь и пессимистично отсчитывает дни своего существования. Роман их столь же скуп и аскетичен – никаких поцелуев или красивых слов. Просто параллельные трассы по этой бесцветной и безнадежной равнине по имени жизнь.
Таким образом Каурисмяки погружает зрителя в ад жизни городских окраин, где есть место для работы, для существования, но вся остальная жизнь, будто несмазанный механизм, со скрежетом переходит из одного состояния в другое – работа, обязательность развлечения, видимость общения, необходимый изношенному организму сон и еда. И никакой цели и надежды. Мир выживания, где каждый сталкивается день за днем лицом к лицу с безнадежным и жестоким одиночеством. И если ты нашел кого-то ровно такого же безликого и серого человека, то разве для того, чтобы хоть как-то разделить собственную убогость бытия.
И тут в этом пыльном и тоскливом омуте вдруг происходит всплеск, меняющий жизнь обоих «влюбленных» навсегда. Илону увольняют и она, будучи скорее разозленной, чем расстроенной, ворует портативный сейф с зарплатой. Сейф взламывает ломом Никандер. Парочка садится в машину и отправляется в путь – убегая от закона, да и самих себя, прежних. И, если от закона уйти получается, благодаря хитрому трюку Никандера, который подбрасывает сейф обратно в офис, то истинная природа человека берет свое. Найдя новую работу в магазине, девушка отвечает на ухаживания своего шефа и стесняется того факта, что ее друг Никандер работает мусорщиком. Его же подобный оборот событий расстраивает до глубины души и он отправляется в свой уголок зализывать душевные раны.
Однако, не все так плохо, как того можно было бы ожидать и как обычно происходит в картинах Каурисмяки. В очередной раз напившись и подравшись на улице, Никандера избивают до полусмерти и оставляют провести ночь под луной на помойке. Только брат по цеху мусоросборщиков невольно спасает Никандера, найдя его рано утром в бессознательном состоянии и отправив лечиться в ближайшую больницу, выйдя из которой Никандер меняется и решает изменить Илону, вопреки тому, что они ни меняться, ни встречаться с Никандером не хочет. Он находит новоиспеченных влюбленных, чистит морду шефу Илоны (по понятным причинам прямо на глазах превращающегося в бывшего шефа Илоны), забирает ее и они чудесно проводят время на берегу пляжа. В заключительной сцене отправиться на белоснежном советском пароходе к берегам магической Эстонии. Если у Одзу символом счастливого финала были уезжающие в даль поезда, везущие молодоженов, то для Каурисмяки подобный функционал выполняют огромные советские морские лайнеры или, на худой конец, паром или даже лодка, как это было в «Союзе Каламари». Довольно сомнительный социальный посыл, конечно, но Каурисмяки видней.
Этот фильм, ставший эталонным для среднестатистической картины самого главного в истории страны режиссера, стал поперек горла финским властям. Дело в том, что появилась эта картина примерно в то же время, когда Финляндия стала развиваться бешеными темпами и пыталась завоевать имидж передовой страны, в которой органично сочетаются как индустриальный бум, так и чистейшая экологическая система. Однако этот вредный парень, вызывающий пристальное внимание своими фильмами, снимает не совсем о том, о чем хотелось бы. Впрочем, Финляндия – страна культурная и палок в колеса Каурисмяки никто не вставлял. Да и сам автор страну свою любит, как никто другой. Пусть и не в современном ее виде. Хоть не критикует особо, и-то хлеб.

Вздорная мелодрама, сделанная не без обаяния, но необязательная, конечно. Куда как необязательная, хотя в случае Каурисмяки приятно уже и то, что каждый его следующий фильм однозначно лучше предыдущего. Но той самой финской мульки, особицы, которая теперь ассоциируется с Каурисмяки, тут еще нет. Точнее, есть, но в зачатке. И сам фильм – это еще зачаток, еще только зерно, из которого вырастут поздние и лучшие фильмы Каурисмяки, кои наверняка – лучшие из финских фильмов как таковых.
- «Домашний киномарафон»: «ВандаВижен», «Дом с прислугой» и другие новинки в сетиJanuary 15 2021
- Как DC дошел до новой «Чудо-женщины» и почему действие сиквела происходит именно в 1984 году?January 15 2021
- Лучшие сериалы Marvel: от «Агентов «Щ.И.Т.» до экспансии Disney+January 15 2021
- Самые ожидаемые зарубежные сериалы 2021: выбор «Афиши»January 14 2021