Киноафиша Москвы

Фильм «Девушка со спичечной фабрики»

Tulitikkutehtaan tytto (1990, Швеция, Финляндия)

5
Кино: «Девушка со спичечной фабрики»

Актеры

Также в ролях:

Режиссер фильма «Девушка со спичечной фабрики»

61 год Фильмов: 23

Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям.

Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Мур Соболева
отзывы:
89
оценок:
11
рейтинг:
127

Работница спичечной фабрики (Оутинен) тайком мечтает о любви, как в книжках, а после встречает в баре бородача. Она думает, что это любовь, он думает, что она проститутка. Самый жесткий, самый медленный и самый лучший фильм Каурисмяки.

Отзывы пользователей о фильме «Девушка со спичечной фабрики»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Жизнь обычной девушки Ирис (Кати Оутинен) больше похожа на механический конвейер. Проснулась с утра, оделась, пошла на скучную работу контролировать автомат расфасовки спичек, зашла в бар, скучно посидела, пришла домой, приготовила поесть апатичной матери и ненавидящему отчиму. Редкие отступления от колеи тоже серы и безрадостны – в день зарплаты она отдает деньги своим «родителям», а если купит какое-то платье, то получит выговор в том, что она шлюха, а-то и вовсе взбучку устроят. Однажды, правда, ее мир вроде бы меняется. Она знакомится с человеком в баре, который не прочь провести с ней время и вот она уже строит планы относительно своего светлого будущего, как она со своим возлюбленным и их ребеночком будут жить да поживать, но это же фильм Каурисмияки и реальность вновь лупит ее наотмашь, после чего она, все с тем же непроницаемым выражением на лице, решает, что с нее достаточно и люди должны получить то, чего они заслуживают. Локальный апокалипсис в личном мире обычной девушки, которая отличается от каждого из нас лишь в деталях.

Один из самых лучших, точных и идеальных фильмов финского режиссера Аки Каурисмияки. На месте весь фирменный минимализм почерка, выражающийся в близком к практически полному отсутствию не только диалогов, но и эмоций, а также в аскетичности постановочного материала – фильм был снят за неделю в самом обычном финском захолустном дворе. Лаконичность действия и смысла доведено до критического состояния. Аки явно не только нашел свой идеальный кино-язык, но и смог лично его воплотить в жизнь – сам автор сценария, сам режиссер, сам монтажер, а в главной роли – его главная актриса всего его творчества.

Название фильма часто вызывает ассоциации с «Девочкой со спичками» Андерсена и короткометражкой Ренуара, поставленной по короткому рассказу датского сказочника. Но это не до конца верно, хотя в некотором смысле «Девушку со спичечной фабрики» можно назвать переосмыслением этой истории. Как рассказывает сам режиссер, идея снять подобный фильм пришла ему во время одного спора, когда он сказал, что не стоит ругаться на отсутствие хороших историй в современном кино, ведь на самом деле, при желании, можно снять фильм с интересным сюжетом на любую тему, например... про спичку. Как сделали эту спичку? Где сделали эту спичку? Кто сделал эту спичку? Наверняка у нее есть какие-то свои переживания, проблемы, трагичная история.

Впрочем, Каурисмияки тот еще болтун и затуманить понимание и природу собственных фильмов для него ничего не стоит. Например, на обвинения в том, что фильм получился, мол, очень мрачный и грустный, он как-то объявил: «Да это вы все себе навыдумывали в своей голове. Не было никаких убийств. Такая доза крысиного яда не способна привести к смерти. А те люди, кого вы видите в конце – это может и не полицейские вовсе никакие, а ее родственники, которые показали ей умилительную фотографию и позвали на природу, на пикник. Убийства у вас в головах, дорогие мои». Так или иначе, в одном он прав – фильм имеет больше общего скорее с удрученным фильмом «Мушетт» Брессона, чем с творчеством Ренуара и тем более Ганса-Христиана Андерсона, хотя определенно Каурисмияки все это держал в уме, когда снимал свой фильм.

Как можно заметить, этот фильм вновь начинается с внимательного изучения механизированного процесса на одной из фабрик – в этот раз по производству спичек. Кроме уже обозначенной любви и личного опыта работы Каурисмияки на заводе, тут можно углядеть довольно тривиальную, но не менее страшную вещь. Вся жизнь Ирис – как поточная линия, все отступления от которой пресекаются контролем, и смысл этой жизни, при столь пристальном приближении, не ясен. Кроме того, за пределами фабрики, жизнь остается такой же бездушной и жестокой, по сравнению с чем конвейер по превращению бревна в набор спичек – чуть ли не олицетворение гуманизма. Тут можно провести так же параллель с дебютным фильмом Аки «Преступление и наказание», в котором визуализация индустриальной механизации шла в рифму с убийством в начале картины, тогда как в «Девушке» убийство происходит в конце.

Необходимо также отметить, что в главном и довольно привычном конфликте творчества Каурисмияки жалкого человека и современной урбанистической системы, происходит легкая, но очень важная трансформация. Вместо привычного мужчины на позиции асоциального маргинала в этот раз выступает женщина. Казалось бы, разница несущественна, однако в ракурсе полной ретроспективы творчества режиссера, это действительно важно. Практически каждый обездоленный бедняга из картин Каурисмяки в конце концов находит женщину (зачастую героиню актрисы Оутинен) и они уплывают на огромном пароходе. Но что делать, если в подобную ситуацию попадает именно женщина? Ведь найти себе пару она не сможет, так как мужчины в фильмах финского режиссера – ленивы, трусливы, озлоблены, жестоки и коварны. Выхода действительно нет. Точней, он один и до боли в ладошах ожидаем.

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Не шибко фонтанная в целом, «Девушка со спичечной фабрики» зачаровывает зато своим проникновенным образом: что и говорить, блондинистая безэмоциональная тёлочка в черном, травящая двуногое отребье крысиным ядом, – это круто. Круто и, как почти всегда у Аки (вопиющее исключение – всё про ленинградских ковбоев), музыкальное сопровождение, крайне крут финал (последние столько-то минут – в общем, начиная с этого самого яда). Хорошо и то, что все смерти и даже попадание героини под машину выносятся за кадр. Возможно, Аки просто лень было это снимать или он прекрасно понимает, что подлинной натуралистичности всё равно киношной имитацией не добьешься, – но смотрится такая «лень» неплохо – зато в фильме не показаны никакие корявости, никто карикатурно не корчится и не падает лицом в стол. Да, где-то этот фильм расхваливал великий писатель Саша Соколов, – признаться, я не очень разделяю его восторги. Но недурная такая фильма, недурная. Не самая дурная.

Фото Биоле
отзывы:
3
оценок:
2
рейтинг:
8

Очень реалистичная, тяжелая картина. Неудачник в женском обличии воспринимается намного мрачнее, чем в мужском - "огни окраин" не идет ни в какое сравнение. Послевкусие от фильма сохраняется очень на долго. Видимо и впрямь - лучшая картина Аки. Очень яркая и выразительная главная героиня: улыбается в фильме всего-то пару раз - каждый из них за мгновение до душераздирающей сцены унижения, - но и ради этой улыбки стоит идти на просмотр.

Фото Елизавета
отзывы:
751
оценок:
1112
рейтинг:
572
7

Высокая оценка за чудесную, как и в тех фильмах, что я уже видела у Каурисмяки - "Береги косынку, Татьяна" (изумительное кино!!) + "Ариэль" песенную составляющую - особенно с парнем-брюнетом-солистом на эстраде на танцах))). Это не то чтобы бравурная, но и не меланхоличная песенная радость..
Прекрасная сценарная работа - это особо проявляется в мелочах - жестко резко - как мама походя быстро берет вкусный кусок с тарелки дочери.. И та и носом не ведет - считает, сама по себе ничего не стоит.. И платье покупает оттого же - мол, я-то кому нужна, платье заметят.. И когда пишет о своей беременности - опять - соблазняет мужчину не собой, ребенком..
Мне было не особо интересно все это смотреть, девушку не жаль..

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить