Москва

Фильм
Страх съедает душу

Angst essen Seele auf (1974, Германия), IMDb: 8.1

7.0
оценить
16+
1 час 33 минуты
Дата выхода в мире
5 марта 1974

Актеры

Режиссер фильма «Страх съедает душу»
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Лучшие отзывы о фильме «Страх съедает душу»

Фото scheet
Фото scheet
отзывы: 617
оценки: 618
рейтинг: 105
9

Фассбиндер не особо раздумывая сразу втягивает зрителя в вулкан своего где-то провокационного сюжета. Сложность отношений между героями фильма возведена режиссёром наверное не в квадрат, а в целый куб. Потому, что любовь - мука душевная по любому, плюс разница в возрасте, а ещё и по национальности. Не думаю, что с момента съёмок фильма, терпимость и толерантность общества на заданную тему повысилась даже в Германии. Равнодушия стало возможно больше, а неприятие, либо показывание пальцами всё-равно осталось. А вот окружающие героев фильма люди в своей зависти ли, злобе ли, наверное специально показаны покарикатурнее: отбросив мелочные предрассудки так можно лучше понять, и себя и других. Также хорошо, что конец фильма выведен таким, что устроит и просто сопереживающего зрителя, и требующего жертв киноманьяка.

1
0
...
6 июля 2011
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
9

Однажды, спасаясь от противной погоды на улице, уже немолодая уборщица Эмми (Бригитте Мира) заходит в какую-то арабскую забегаловку, где решает заодно ознакомиться, хотя бы поверхностно, с представленной тут культурой. На спор к ней подходит молодой и красивый араб Али (Эль Хеди бен Салем) и приглашает на танец. Вскоре они оказываются у нее дома, пьют кофе и коньяк, парень рассказывает о своей непростой доле - тяжелая работа, комната на шестерых, ежедневные пьянки. Эмми жалеет Али и вот они уже живут вместе, а потом и женятся - лендлорд категорически против проживания в квартире посторонних лиц, только официально зарегистрированные лица. Подобный поступок осуждают все - в местном ларьке не продают маргарин, соседки настаивают на дополнительной смене уборки, а сын в сердцах разбивает телевизор (не свой). А тут еще и Али тянет поесть “кус-кус”, который Эмми не собирается учиться готовить, а его знакомая делает это вполне сносно. Сложная взрослая любовь представителей настолько разных двух миров, что оторваться от истории о ней просто решительно не получается. Один из самых мощных, острых и болезненных фильмов Фассбиндера.

В истории кинематографа много фильмов о мезальянсах. На протяжении всего того времени, пока фильмы снимали на целлулоид, а потом и на цифру, истории о двух влюбленных, которые преодолевают возрастные, социальные, национальные барьеры существуют и будут существовать. Фассбиндер же доводит эту тему до какого-то совершенно недосягаемого уровня глубины и яркости. Он не только заставляет двигаться и развиваться историю двух возлюбленных, но и эволюцию отношения к подобным союзам со стороны общества. Фильм работает на многих плоскостях, критикует множество тем, поэтому концентрироваться на чем-то одном просто нельзя. Тут есть и яростная критика ксенофобии, и сомнения относительно морального здоровья всего общества, да и любовная история, скажем так, далеко не “Ромео и Джульетта”, романтика тут настолько бытовая, что будто происходит на соседней улице. Но самое интересное происходит, когда все эти темы, все эти пласты сходится в единой плоскости соприкосновения. Ведь неспроста кризис в отношениях двух героев возникает именно тогда, когда спадает груз давления со стороны окружающих. Что есть любовь? Фассбиндер уже неоднократно искал вопросы на эту тему. Ответы пугают один сильней другого.

Отдельное спасибо хочется сказать режиссеру за то, что он снял очень отстраненный фильм, выбросив почти все эмоции из фильма. Нет, конечно, некоторых персонажей отметелить хочется, все-таки. Но вспомните какой-нибудь фильм на подобную тематику (желательно французского или американского кинопроизводства) и сравните драматически-сентиментальный накал страстей. Фассбиндер явно апеллирует к разуму, а не сердцу, и это оказывается гораздо действенней, чем очередной шквал слабо заточенных слезовыжимающих стрел, которые отскакивают без малейшего следа от щита сарказма и цинизма любого более-менее натренированного зрителя. И тут, когда этот зритель полностью уверен, что диспут ведется с его разумом, внезапно начинает понимать, что эмоции задействованы по полной программе.

Интересно, что этот один из самых важных фильмов в творчестве немецкого режиссера изначально не планировался быть таким уж важным. Фассбиндер снял его за пару недель, пока отдыхал от двух своих более “больших” (как он думал) работ. Более того, задумка фильма была рассказана одной из героинь авангардного нуара “Американский солдат”, который режиссер снял до этого. То есть, конечно, понятно, что первоисточником фильма принято считать ленту американского режиссера Дугласа Сирка “Все, что дозволено небесам”. Однако тот рассказ о турке по имени Али тоже имеет весьма важное отношение. Так или иначе, но этот проходной фильм довольно быстро, если учитывать награды на Каннском фестивале, стал важной вехой в истории немецкого кинематографа. Что ж, такое тоже бывает. Кто-то снимает сложный и серьезный фильм, в расчете получить награды и у него ничего не выходит, а кто-то просто настолько гениален, что может снять что-то со скуки и остаться в сердцах поклонников кинематографа навсегда.

0
0
...
29 июля 2013