Киноафиша Москвы

Фильм «Дерсу Узала»

デルス・ウザーラ (1975, СССР, Япония)

6.0
оценить
Кино: «Дерсу Узала»
Кино: «Дерсу Узала»

Кино Куросавы о путешествиях русского ученого и писателя Арсеньева

О путешествиях русского ученого и писателя В.К.Арсеньева. В центре — образ таежного охотника Дерсу Узала, мудрого, доброго и отважного человека.

Режиссер фильма «Дерсу Узала»

88 лет Фильмов: 27

Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого).

Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.

Отзывы пользователей о фильме «Дерсу Узала»

Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
9

Историю «Дерсу Узала» можно рассматривать в трех временных пластах. 1902—1907 годы, когда происходят события автобиографического романа. 1964—1975 — в свет выходят две экранизации, одна из которых принадлежит великому Акире Куросаве, и 2010 год, акцентирующий внимание на том, что с развитием урбанизации, возрастает значимость этой щемящей истории о дружбе геолога Арсеньева и гольда Дерсу Узалы. Действительно, прошло уже более ста лет, а один эпизод из жизни одного человека стал более чем известен всему миру. Историй интересных много, но лишь некоторые награждают высокими премиями, и еще меньше становятся документом эпохи и манифестом. «Дерсу Узала» — это манифест смертельного взаимодействия человека и природы.

В красивейших суровых таежных пейзажах разворачивается история освоения Уссурийского края времен Российской империи. Группа геологов во главе с Владимиром Арсеньевым встречает на своем пути нанайца Дерсу Узалу, который уже много лет один одинешенек живет среди тигров, медведей и пронырливых китайцев, ворующих пушнину и женщин. Дерсу выражает мысли фольклорно, по-чукотски, так что иногда моя его не понимай, но в его словах много мудрости, той, без которой не выжить в безлюдных краях. Сам по себе, он олицетворение симбиоза с природой, когда-то потеряв семью, Дерсу обрел ее сызнова в окружающем мире. Мы привыкли считать северные народы даже не глупыми, а шаманскими. Каждый эвенк, чукча, нанаец для нас шаман с бубном или оленевод, и в этом есть доля истины. Вода для них «люди», огонь — «люди», ветер — «люди» и когда эти «люди» сердятся, может произойти трагедия. Будучи природным человеком, Дерсу Узала способен предотвратить эти трагедии, так он спасает Арсеньева в снежный буран, смастерив из травы и топографического инструмента берлогу. Замечательный охотник, меткий стрелок, Дерсу проводит исследовательскую группу по укромным уголкам Уссурийского края, невообразимо облегчая работу геологам, открывая им философию жизни в этом суровом крае. Но когда зрение у Дерсу слабеет и Арсеньев забирает друга в город, оказывается, что ничто не способно предотвратить трагедии, которую приносят с собой люди. «Злые вы, уйду я от вас» — есть такая поговорка, и после «Дерсу Узала» она кажется очень осмысленной. Став для семьи Арсеньева родным человеком, Дерсу Узала задыхается в городе (Хабаровск) и просит отпустить его обратно в таежные сопки. Арсеньев дарит слабовидящему другу новейшую винтовку с отличным прицелом. И вот маленький человек, переживший все опасности первобытных лесов, обитающий в местах, где простому горожанину не выжить и трех дней, становится жертвой простого разбоя. Это очень грустно.

Честно говоря, я не могу передать, какие чувства захлестнули меня после просмотра этого фильма. Да, он снят очень красиво, есть моменты столь напряженные, что на месте не усидеть, большую часть фильма смотреть не так интересно, но в конце, после трагического финала охватывает такая печаль и обида за маленького, но храброго Дерсу, что не передать. И будучи таким же городским человеком, который, наверно, не способен понять обожествление и поклонение духам леса, кажется, что человек столь испорчен жадностью, что дальше некуда, а мир катится куда-то в пропасть. Даже о китайской экспансии забываешь, которая актуальна не только сто лет существования этой истории, но, пожалуй, весь период взаимоотношений России и Китая.

«Дерсу Узала» принадлежит Акире Куросаве, действие фильма разворачивается во время русско-японской войны. Не знаю, играло ли это роль, при сотрудничестве Куросавы и СССР. Но Оскар за лучший иностранный фильм создатели получили более чем обоснованно. Есть истории камерные, не выходящие за пределы самих себя, «Дерсу Узала» история тоже камерная, однако, столь глубокая, что и Вселенной мало, чтобы вобрать в себя весь ее смысл.

1
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
507
7

Владимир Клавдиевич Арсеньев (Юрий Соломин) — капитан белой гвардии, исследователь и географ, а также писатель по совместительству, отправляется в сложную и тяжелую геологоразведку вместе со своими верными солдатами на Дальний Восток, бродить среди тигров и комаров ради не совсем очевидных сейчас, но очень важных для будущего страны, целей. Там он совершенно случайно встречает местного не-корейца и не-китайца, а нанайца по имени Дерсу Узала, который эту Уссурийскую тайгу, что называется, как свои пять пальцев. Нет, на самом деле, удивительный человек — и белке в глаз за сотни метров попадет, и кабана за километр учует, и живность уважает, а та отвечает ему взаимностью. С Дерсу капитану Арсеньеву предстоит пережить большое количество опасных и интересных приключений. Причем их общение происходит в три этапа. Знакомство во время первой зимней экспедиции, случайная встреча во время второй — на этот раз летней. И самая тяжелая экспедиция для самого выросшего в лесу нанайца — экспедиция в город, страну теплых печек, платной воды и улиц, где палить в воздух запрещено.

После тяжело провальных двух последних фильмов - «Красная борода» и «Додескаден» - финансирование творчества Куросавы было прикрыто. Автор чуть не покончил с собой, переживал тяжелую депрессию и долгое время не мог найти возможность снять кино у себя на родине (откровенно говоря, и не сможет найти еще в течении пяти лет). Возможность снять новый фильм появилась на родине его любимых писателей, в России, тогда еще СССР. Мосфильмовские начальники решили, что было бы неплохо позвать поработать простаивающего режиссера, который довольно много и сильно критиковал ненавистную капиталистическую систему мировоззрения, а Куросава был рад поработать хотя бы так.

На самом деле «Дерсу Узала», несмотря на полную визуальную противоположность камерному постапокалиптическому «Додескадену», «Дерсу Узала» ухватывает за хвост ту жизненную трагедию, которая приводит к аду, гремящему под стук трамвайных колес, а именно — угасание жизни и трагичность ее неотвратимых последних дней. Однако то, что выпарилось из мира «Додескадена» - мораль человеческих отношений и их природа — стало основой для идеологической структуры «Дерсу Узала».

Сильные изменения коснулись и контекстной привязки творчества Куросавы. Место и время действия — Дальний Восток России начала 20-го века — были вообще не характерны для творчества японского автора, ставшего знаменитым своими историческими лентами, перенесенными в гораздо более давние эпохи — Сэнгоку, Токугава, Эду.

На самом деле, особой проблемы в отрыве от собственной страны Куросава не испытывал. Он называл себя гражданином Мира и совершенно спокойно относился к тому, что работать придется за пределами Японии, где ему не давали шанса снять фильм. К тому же, работая над «Дерсу Узала», режиссер получил возможность отправиться в дикие и суровые леса советской природы, что давало ему возможность внести в систему драматических отношений интересную для автора составляющую — природу. Вообще, Куросава, как и многие японские художники, очень чутко относился как временам года, так и проявлениям различных атмосферных явлений, делая их функциями выражения усиления тех или иных эмоциональных образов.

Новый же фильм дал режиссеру возможность сделать все это лейтмотивом картины. И раньше в фильмах Куросавы природа играла важную роль. Да даже в совсем урбанистском «Додескадене» один из персонажей произносит речь, в которой отмечает важностью природы в культурных традициях японцев, но в «Дерсу Узала» тайга становится главным действующим лицом и прямо-таки жизнеопределяющим фактором.

Даже стилистически Куросава подошел к работе над подобным фильмом очень и очень уважительно. Фильм изобилует долгими планами, общими ракурсами, последовательным монтажом. То есть привычных обратных склеек и сознательных нарушений 180 градусов тут практически нет. Все это, в совокупности с новыми интересами в визуальном повествовании, радикально изменило стиль и способ работы над фильмом. Принцип съемки с длиннофокусных камер был заменен желанием запечатлеть фотографичность и статичность природы. Кинетическая энергия покинула авторский почерк Куросавы — большинство сцен фильма сняты неподвижной камерой. Да и по другому быть не могло, так как «Дерсу Узала» - это фильм об одержимости тайгой, о жизненной силе, ограниченной этими холмами, о таящейся внутри этих рек невероятной силе, о суровой и неукоснительной правде, что правит этими сопками. Природной силе, что живет в этих лесах веками. Какая уж тут спешка и быстрый монтаж?

Так или иначе, несмотря на очередную кучу наград и ликование критиков, банковский потенциал творчества Куросавы после «Дерсу Узала» на родине не вырос и никто не собирался давать ему денег для следующей картины. Более того, когда пять лет спустя автор снял «Тень воина», снят он был на деньги, не имевшие к Японии особенного отношения, хотя и снят он был на родине.

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена агентством «Артефакт»

1902 год, Уссурийский край. Проводя топографическую съемку местности, казачья экспедиция под руководством капитана Арсеньева встречает в тайге пожилого гольда Дерсу из рода Узала. Арсеньев уговаривает старика стать проводником его отряда, и во время путешествия между ними завязывается дружба, которая крепнет, когда на озере Ханка Дерсу спасает капитана от неминуемой смерти. Следующая встреча русского офицера и таежного охотника происходит через пять лет: Дерсу вновь сопровождает экспедицию Арсеньева. Когда Дерсу начинает стремительно терять зрение, Арсеньев уговаривает того пожить у него в Хабаровске. Старый гольд принимает приглашение, но не выдерживает долгого пребывания в «коробке» и уговаривает капитана отпустить его обратно в сопки.