Драма |
Фридрик Тор Фридрикссон |
27 сентября 2002 |
Выйдя из тюрьмы, американец (Кэррадайн) летит на родину своей матери, в Исландию, навестить старуху тетку и покончить со своей 50-летней жизнью.
Перед вами осень патриарха исландского кино Фридриксона («Холодная лихорадка», «Ангелы Вселенной»), который основал в 1987 году Исландский киноинститут, и, по большому счету, исландское кино придумал. «Соколы» — роуд-муви с очень красивыми съемками Исландии и Ростокского порта; понятно становится, что небеса близко. Герой — того возраста, когда мужчина зависает между небом и землей: любит пихать себе в рот дуло ружья, да не жмет на курок и воображает, что прекрасная 30-летняя незнакомка — его незаконнорожденная дочь, лишь бы не подвергать себя постельным испытаниям. Люди делятся на очень плохих, которые жадны до денег и секса (такие убивают пушистых добромордых лаек), и очень хороших, которые жертвуют последние деньги в фонд путешествий жителей дома престарелых (такие холят раненых соколов). Хорошие вынуждены бежать от плохих, но зло, сменив обличье, настигает добро даже в другой стране, скрыться от него можно только в небесах. Все это клинически наивно, зато искренне и адекватно исполнено. Один момент: американец, записывая свои исландские впечатления на диктофон, начинает со слов: «Тому, кого это может касаться. Хотя таких может не оказаться». Боюсь, это могло бы служить эпиграфом и к «Соколам» в целом.
Есть в северо-европейских фильмах какая-то прозрачность сродни хрустальности горного воздуха и ломкости лучей снежинки. Этот тоже из таких…
Фильм с ярко выраженной рыжиной – рыжая девушка, которая едет с первым встречным потому, что у того «хорошие руки», рыжие всполохи огня горящего дома, черное на рыжем лицо заканчивающего жизнь, рыжее платье проститутки, втравившей героя в неприятности…
«Вернуться, чтобы забыть» и неожиданно найти себя и реализовать шанс быть кому-то полезным, хоть на немного улучшить мир, который остается потомкам…
И соколы с одинаковой аурой – голубой, белой и желтой…