Киноафиша Москвы

Фильм «Солярис»

1972, СССР

7.7
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Солярис

Смотреть трейлер

Драма Андрея Тарковского

Действие романа происходит на космической станции, расположенной на планете Солярис, покрытой странной субстанцией — Океаном. С Земли на Солярис прилетает психолог Крис Кельвин, который должен разобраться, что происходит с членами экипажа станции.

Актеры

Режиссер фильма «Солярис»

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Трофименков
отзывы:
83
оценок:
68
рейтинг:
232
9

Психолог Крис Кельвин (Банионис) поймет, что обитатели космической станции, наблюдающей за планетой Солярис, не так безумны, как кажутся, когда в его комнату войдет давно покончившая с собой возлюбленная Хари (Бондарчук).

«Низкие» жанры, включая фантастику, несут в себе больше мистического смысла, чем возвышенные трактаты. У истерзанных Солярисом астронавтов исступленные, угловатые лица, словно выписанные мастерами Северного Возрождения, не знавшего спокойной гармонии итальянского Кватроченто. Гармония лишь иллюзия, лишь сон космоса. За миллионы световых лет от Земли от нее остаются лишь бессмысленные, зря терзающие душу образы былых идолов, беззащитных перед идолом — Океаном. Мыслящий Океан Соляриса, наполняющий пространство стонами неприкаянных душ, терроризирующий людей нашествием их былых, теперь воплотившихся, грехов и преступлений, ужасен. Но ужасны и автострады Токио 1972-го. Ужасен дарованный Крису якобы идиллический муляж навсегда потерянного дома, населенного родными мертвецами. Знакомый дом вывернут наизнанку: дождь идет не на улице, а в комнатах. Вокруг расстилается все тот же безжалостный Океан, волны которого колеблют безобидные подмосковные водоросли. Ты хочешь обнять любимую женщину, а ее кожа покрывается панцирем льда. Хочешь прикоснуться к знакомому хрупкому телу, а оно разносит в осколки металлическую дверь. «Солярис» — замаскировавшийся фильм ужасов. Но речь в нем идет об ужасе воскресения и об ужасе вечной жизни, которую обретают (для тех, кто остался на Земле) покинувшие ее астронавты.

3
0
...
1 января 2001

Лучшие отзывы о фильме «Солярис»

Фото Олег Подковыров
отзывы:
40
оценок:
101
рейтинг:
101
7

Гипнотический, проникновенный фильм великого русского режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского, снятый по роману известного польского фантаста Станислава Лема. Один из немногих фильмов, попадающих под определение научная фантастика. Что удивительно, ведь творчество Тарковского было далеко от этого, в общем то коммерческого и массового, жанра. Однако фантастическим оказался лишь фон, за которым скрывалась поэтическая, чувственная история о вине и искуплении, любви и потерях.

Ученый Крис Кельвин отправляется на космическую станцию, находящуюся на орбите планеты Солярис. Поверхность планеты покрыта океаном, который оказывается разумным, мыслящим существом, способным извлекать из сознания человека воспоминания и материализовывать их. На станции Крис встречается со своей женой Хари, покончившей жизнь самоубийством несколько лет назад.

Это напоминает катарсис. Крис, страдающий от чувства вины, считающий себя виноватым в смерти супруги. Ужас Хари, осознающей, что она не человек. Взгляд на кинопленку, привезенную Крисом с земли, - для него в прошлое, для нее – открытие нового мира. Мира, которому она не будет принадлежать никогда. Момент истины – покаяние, искупление своего греха, герой видит лишь в одном – полюбить нейронный клон жены, как настоящую женщину. При этом налицо полнейшее духовное очеловечивание Хари, высказывающую главную мысль фильма: “я люблю, а значит я человек!”.

Тарковский рисует невероятно глубокую картину. За неторопливыми, длинными кадрами, вроде бы лишенными явного действия, скрывается гипнотическая сила. Например, поездка Бертона на машине в город Токио. Эпизод, продолжительностью более 5 минут, в течение которого мы наблюдаем, как бы из глаз водителя, за дорогой. Постепенно сгущаются сумерки, зажигаются фонари и габаритные огни проезжающих мимо машин, свет в окнах домов. Мы погружаемся, все глубже и создается ощущение, будто мы отрываемся от Земли и летим к тому самому Солярису. Замечательная аналогия, потому что именно в это самое время Крис начинает свой полет.

Огромную роль в создании космической атмосферы играет музыка – неземные, синтетические звуки, воспроизведенные синтезатором. Кроме этого в картине присутствует лишь фа – минорная хоральная прелюдия Баха.

Тарковский, мастер зрительных образов, создает частичку Родины, используя лишь ящик с горстью простой земли, взятой Крисом с собой на орбиту и произрастающей зеленью в момент раскаяния героя. Тоску по Родине – через образ матери. Показывает красоту природы, первозданного мира, изображая дождь и колышущиеся в воде водоросли, надолго врезающиеся в память. А сцена невесомости… Великолепная, технически очень сложная работа оператора Вадима Юсова.

В картине так же прослеживаются мотивы схожие с евангельской притчей о блудном сыне. Крис оставляет дом отца, подобно блудному сыну и возвращается, раскаявшись, после скитаний по миру. Так же отчетливо цитируются картины Рембрандта, изображающих сюжет именно этой притчи. В сценах прощания Криса с Землей несколько раз появляется красивейший жеребец, отсылающий нас к картине “Блудный сын покидает дом”. Финальный эпизод с стоящим на коленях перед отцом Крисом – “Блудный сын”.

Темы Земли и родителей в романе Лема нет. Писатель был одним из немногих, кто подверг картину критике, при этом, так и не досмотрев ее до конца. “Тарковский снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести”,- говорил он – “Солярис - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским ”. Что сказать, - зря. Фильм-то хороший...

3
0
...
20 марта 2008
Фото Не Белинский
отзывы:
113
оценок:
113
рейтинг:
98
9

Психолога посылают на космический корабль, на котором остались всего три человека. Цель ихнего там пребывания: исследовать загадочную планету Солярис, а точнее океан на этой планете, который отличается от земных океанов тем, что осуществляет мозговую деятельность. Почему людей осталось так мало? Просто соляристика вымирает, так как никаких существенных открытий за долгое время её изучения сделано не было. Но это не основная причина. Солярис губительно действует на человека, вытаскивая из него его самые сокровенные воспоминания и материализуя их. Вследствие чего люди, вдобавок ко всему находящиеся далеко от Родины, перестают чувствовать себя людьми, теряют ощущение полноценной жизни и здравость ума. Задачей же психолога является выяснить, можно ли дальше проводить исследования, или учёные, находящиеся на станции, уже недееспособны. Приехав же на космический корабль наш герой встречает там свою жену, умершую много лет назад, и понимает, что на Солярисе происходит нечто более интересное, чем простое помешательство.
На мой взгляд, конкурировать с данным фильмом в жанре "человек в космосе" может только кубриковская "Космическая одиссея 2001г.", но и она, в общем, уступает кое в чём драме Тарковского. Идея "Соляриса", бесспорно, идёт гораздо глубже. Если Кубрик просто оповещал о том, что в ближайшем будущем машины выйдут из под человеческого контроля и пойдут против своего создателя, то Тарковский говорит о родстве человека, технологий и мистики. Ведь для многих людей фантазии занимают более важное место, чем повседневная жизнь, и они готовы предаваться им как можно дольше. Так и с мистикой. Главный герой не понимает как оказалось возможным появление на космическом корабле его умершей жены, но он не боится этого незнания - самого ощущения, что она рядом, для него достаточно. Тарковский рассуждает, также, и о том, что человек не сможет рационально использовать новые полученные знания без подъёма своей нравственности. Без этого открытия лишь приведут к гибели человека, или, в лучшем случае, никак ему не помогут.
Но и помимо интересной философии здесь есть на что посмотреть: актёры подобраны идеально, в глазах их так и сквозят меланхолия и некоторое сумасшествие. Музыка полностью отражает происходящее на экране. Многих может спугнуть солидный хронометраж, но это как раз тот случай, когда без него не обойтись - такую историю в двух словах не расскажешь.

2
0
...
30 декабря 2009
Фото Родерик Споуд
отзывы:
110
оценок:
110
рейтинг:
118
9

Забавно, а общий рейтинг Соляриса всего на четверочку...
оплошал, видать, Тарковский, - не справился.
:)

Обсуждать, насколько хорошо снят фильм я не буду, (это не обсуждается).
Хочу поделиться парой-тройкой соображений.

Первое - с отправлением своих любимых в безвоздушное пространство.

По сюжету у главного героя появлялась Любимая, его начинала мучить совесть, и он от нее избавлялся. Потом возникала новая Любимая, точно такая же как старая, его снова начинала мучить совесть и он снова сажал ее в ракету, потом появлялась новая и так далее.

Как я себе это вижу:
Речь идет о мужчине, который как 99% мужчин делал что-то такое, после чего его могла мучить совесть, в результате чего Любимой и его совести становилось слишком тесно на этой планете, и от Любимой приходилось избавиться.

Потом он опять же как мужчина,... а у мужчины имеют свойства появляться рядом "Любимые", заводил вроде бы как новую Любимую, которая очень, очень сильно напоминала старую, (можно даже сказать, была ее точной копией).
Некоторые вообще считают что все женщины одинаковые, но мы комментировать это не будем.

Вариант второй, (фантастический), каждый раз к нему приходила одна и та же любимая. Но это, на самом деле не важно.

Фильм о том, что человек с Совестью чрезвычайно жесток. Его совесть не дает ему мирно жить с его "любимыми" и заставляет его как "порядочного человека", посылать их в космос, только для того, чтобы потом встретиться с точно таким же любящим экземпляром. Опыт, нашего астронавта ничему не учит.

Как здесь выход - я не знаю. Ведь настоящее кино только ставить вопросы, но не отвечает. Может сменить пристрастия и подбирать себе других "любимых", (по фильму, скажем, отобрать видение другого члена экипажа и строить дружбу с ним).

Второе:
Там по фильму звучит прямым текстом мысль - мы любим то что можем потерять.
Вот сейчас поняли что можем потерять планету и сразу ее полюбили.

Я с этим несогласен. Потому что это любовь невротика. Это не любовь а страх потерять. и Тем более страх потерять без выбора.

В моем понимании Любовь, это что-то вроде самопожертвования когда ты не столько боишься потерять другого, сколько не боишься потерять самого себя. И как следствие - любовь, это действие.

Как Любовь сочетается с совестью, фильм на мой взгляд, ответа не дает.

Мне так кажется, главный герой не отправляет Любимую очередной раз в космос не потому что понял, что любит ее, а потому что понял, что это бесполезно, - она все равно вернется к нему.

Только вот в реальной жизни все гораздо страшнее. Например, в фильме не рассматривается такой вариант, когда Любимая возвращается и застает там другую "Любимую".


2
0
...
20 декабря 2009
Фото Евгений Ткачёв
отзывы:
657
оценок:
5003
рейтинг:
1158
7

Скафандры в шкафу

Психиатр Крис Кельвин (Банионис) прибывает на станцию планеты Солярис и находит её в жутком беспорядке. Персонал из двух человек влачит жалкое существование, а один – доктор Гиборян – покончил жизнь самоубийством, так как его заела совесть. У Кельвина, кстати, выражаясь астрономическим языком, тоже есть свои скафандры в шкафу. И в скором времени они материализуются в лице его бывшей и вроде как покойной жены Хари (Бондарчук). А такое возможно, потому что океан Соляриса, по сути, наделённое разумом существо, способное извлекать из закоулков человеческой памяти самые болезненные воспоминания.

Постановка Тарковского немногословна, и даже те слова, которые произносят главные герои, звучат чаще всего тихим голосом. Главную ударную силу тут на себя принимает ухо Баниониса – крупный план кинокамеры на несколько секунд фиксирует каждую его черточку. Как фиксирует и печаль на лице Натальи Бондарчук, которую не одним рентгеновским лучом не измерить. Кто-то состоит из атомов, кто-то из нейтрино. Тарковский в этом случае имел ввиду, что он ведёт рассказ не о исследование космоса, а людях (и о тех, кто в душе человек). О их непростых взаимоотношениях. О моральной выборе и нравственной стойкости. О том, что и на Земле и за её пределами, люди везде решают одни и те же проблемы, пусть иногда другого порядка. Однако, складывается впечатление, что его фильм и о том, что принято называть вечностью. Растянутая концовка с открытым финалом – время ужасных чудес ещё не прошло.

2
0
...
12 июня 2008
Фото Jean Claude
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
7
7

Фильм признанного гения мировой кинематографии Андрея Тарковского представляет собой интерпретацию режиссером одноименного научно – фантастического романа С. Лема. Интерпритация эта сильно отличается от первоисточника, и, главным образом, отличается она основной идеей.
Фильм Тарковского земной. Он не о космосе, он о людях. Планета Солярис не является предметом повествования, это лишь способ увидеть себя, свою совесть. Задуматься о своей жизни, об ошибках котрые совершил и, в конечном итоге, признать свою вину. Признаться самому себе.
Фильм для тех, кому ближе земные проблемы и переживания людей нежели стремление узнать, что или кто нас ждет там, в космосе.

1
0
...
5 декабря 2010

Галерея
Добавить фото

Информация от прокатчика «Солярис»

Информация предоставлена агентством «Артефакт»

Фильм снят по мотивам научно-фантастического романа Станислава Лема. В основе этой картины — размышления о космосе, Земле, человеке, его совести, жизни, смерти и ответственности перед будущим. Солярис — это планета, которая в состоянии сделать материальными воспоминания землян о доме, который остался на Земле, о близких, но давно умерших людях. Тайна этой планеты волнует людей уже многие десятилетия. Океан Соляриса представляет собой гигантский живой мозг. Его таинственную сущность и пытаются разгадать герои фильма. Но все попытки установить контакт с неизведанной цивилизацией терпят крах, а на космической станции происходят непонятные вещи…