Проводник Сталкер вместе с Писателем и Ученым отправляются в путь через Зону. Их цель — найти Комнату, где исполняются все желания. Фильм-притча снят по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Фантастика, Драма |
0+ |
Андрей Тарковский |
25 мая 1979 |
25 октября 2018 |
2 часа 43 минуты |
Падение метеорита приводит к появлению на Земле загадочной Зоны. По легендам, там, среди множества смертельно опасных ловушек, находится комната, выполняющая желания. Сталкер (Кайдановский) ведет туда Профессора (Гринько) и Писателя (Солоницын), каждый из которых преследует собственную цель.
Последний фильм, снятый Тарковским в СССР, — самый зрелый, сложный, при этом скупой до минимализма и избавленный от очевидного символизма, — как ни парадоксально, имел сравнительно мало проблем с цензурой и вышел во вполне широкий прокат. А если бы режиссер снимал его в Европе, «Сталкер» мог бы пополнить траурный лист неосуществленных проектов: тысячи метров отснятого материала безвозвратно пропали при проявке в лабораториях «Мосфильма», и только покровительство руководства Госкино позволило фактически снять фильм заново. По новому, переписанному в очередной раз, сценарию. От первоисточника, повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», уже ничего не оставалось, кроме понятий «Зона» и «Сталкер». Тогда, кстати, и появилась идея сделать главного героя юродивым.
Бесконечный проезд на дрезине, во время которого большинство зрителей засыпает, знаменует щелчок в сознании — переход из реального (черно-белого) пространства к сюрреалистическим цветам Зоны. Постапокалиптический ландшафт населен чистыми (но мутными для случайных гостей) сущностями: в этой трубе — Смерть, в том ручье — Память, а здесь комната, где живет Счастье. Человек, как ему свойственно, заблуждается. Каждая реплика в споре «физика» с «лириком» и обоих интеллигентов — с блаженным проводником сбивает с прямого пути; таковых в Зоне нет. Однако выйти из нее прежним невозможно, это единственное, в чем нет ни малейшего сомнения. «Сталкер» — радиоактивный объект, облучающий каждого зрителя, вне зависимости от возраста, вкусов или образования. Фильм вопросов, а не ответов, в чем и заключен его секрет.
Удивительно многослойная вещь... Сегодня пересморел в 4-й раз, потрудился прочитать профессиональные рецензии, хотел знать что думают цензоры, те, кто по настоящему способен "видеть" язык мастера... Сравнил с собственным восприятием. Что-то совпало, но вариативность возможных трактовок и укладывающихся в их рамки конепций, на мой взгляд, превосходят все возможные ожидания и способы восприятия. Тот случай, когда изначальный смысл, заложенный автором, выражающийся и в поставленных вопросах, и в задействованном символизме, не говоря уже о фантастическом в своей простоте и изящности визуально-звуковом ряде,... располагает к мистификации и додумыванию буквально каждого незначительного эпизода, сцены, слова.
Играя оттенками и полутонами смыслов, но не разрозненных, а цельно спаянных в некое единое "нечто", говорящее с тобой на языке твоего подсознания, и вызывающее к жизни сильный эмоциональный отклик тех сторон твоей личности, о существовании которых, ранее, даже не догадывался; картина выхватывает зрителя из контекста его пространства и времени и погружает в особенную среду знаковых явлений той ирреальности происходящего, которые находят своё отражение необычного в обычном.
Архетипичность образов главных действующих персонажей, не смотря на тщательную выверенность и дозацию в малейшем её проявлении, тем не менее оставляет полную свободу к сопереживанию и соотнесению переживаний каждого из героев - своим собственным впечатлениям, во многих случаях синхронно и без обоюдоострого взаимоисключения. Сильнейшая психодрамма для зрителя, но в роли непосредственного участника всего происходящего действа...
... Всем ценителям этой картины предлагаю достойное занятие для ума и психики - попробуйте обяснить смысл появления в конце фильма, очередного образа - чёрного пса... что он есть и почему, последовал за сталкером ЗА пределы Зоны...
Говоря о шедевре, очень трудно оставаться объективным и не сбиться на банальное перечисление хвалебных эпитетов, а попытаться разобраться, чем же в действительности так хороша данная картина. Уникальность “Сталкера” это, прежде всего, уникальность визуального восприятия и мировоззрения Тарковского, которое он, с помощью камеры, создаваемых ею образов, пытался донести до зрителей.
“Кинематограф должен оперировать образами реальной действительности”.
Образ, один из главных терминов в теории Андрея Тарковского, есть пристальное наблюдение за различными жизненными проявлениями. Именно поэтому наблюдению в “Сталкере” (да и во всех фильмах режиссера) уделено столько внимания. Характер персонажей формируется путем длительного созерцания героев, причем никаких действий они при этом не совершают. Когда Сталкер, Профессор и Писатель едут в Зону на дрезине, камера крупным планом демонстрирует их лица, словно проникает в их мысли. И мы практически можем видеть, о чем они думают, чего ожидают от поездки. И желания характеризуют героев больше, нежели слова, которые они говорят. И чем больше мы следим за ними, тем целостнее становится образ.
Для создания образа жизни вокруг Зоны, Тарковский использует сепию. Мрачная, постапокалиптическая картина, благодаря сепии, приобретает еще более тяжелую атмосферу разрухи и опустошения. Удивительно, но мертвая Зона изобилует красками. Как только герои въезжают в Зону, попадают домой, по словам Сталкера, как цвета на экране меняются. Трава, как и положено, становится зеленой, а небо голубое. Это самое красивое место на земле, говорит Сталкер и цветная, радующая глаз, картинка словно вторит ему, - ты прав.
Тарковский требовал максимального жизнеподобия и достоверности всего происходящего на экране. Он относил себя к режиссерам, которым нравилось не реконструировать действительность перед объективом, а создавать свой собственный мир. Гениальная игра Александра Кайдановского, Анатолия Солоницина и Николая Гринько, есть ни что иное, как следствие из этого требования. Они не просто играли свои роли, они жили в этом иллюзорном мире. Как можно сыграть проход по трубе – мясорубке так эмоционально, если не поверить в то, что ты действительно находишься в ней, и каждый шаг может стать последним. Только тогда зрители смогут ощутить реальность происходящего. И из таких эпизодов состоит весь фильм. Причем, с технической стороны, это была всего лишь демонстрация спины Писателя, с камерой следующей по пятам и крупные, портретные кадры его лица в моменты наивысшего напряжения.
“Кинообраз есть наблюдение, протекающее во времени”. Течение времени и время вообще, лучше всего реализовано в эпизоде привала. Уставшие герои расположились прямо на сырой земле, уснули, время для них остановилось. Камера медленно скользящая по месту их стоянки, текущая прозрачная вода, сквозь которую виден старый сломанный шприц, автомат, мертвые рыбы,… когда - то давно здесь были люди, однако теперь ничего не осталось. Только журчащая вода и хлам, который она скрывает. Время течет как эта вода, а для кого - то оно замерло.
“Время, запечатленное в своих фактических формах и проявлениях, - вот в чем заключается для меня главная идея кинематографа и киноискусства”.
Будучи настоящим художником, Тарковский ввел в картину ряд символов, окутанных тайной и вызывавших большой интерес. Его часто спрашивали, что означает в его фильме ветер, дождь, черная собака и рыбы, на что он отвечал:
«дождь, вода, ветер – все это часть материального мира, в котором мы обитаем. Я верю в жизненные истины и рассказываю о них. Соответственно, я удивляюсь, когда мне говорят, что люди не в состоянии получить удовольствие просто от созерцания природы, когда это с такой любовью перенесено на экран, а должны искать какую-то скрытую мысль, которая, как они чувствуют, должна там быть». Однако это объяснение не является совсем откровенным и автор, безусловно, что - то хотел этим сказать. Например вода, символ очищения, персонажи фильма постоянно контактируют с ней, а Сталкер даже спит посреди ручья, наверняка придает героям некую духовную силу, помогающую им в пути. А черная собака символизирует одиночество Сталкера, недаром она появляется в момент его полнейшего отрешения от мира, когда он лежит на небольшом островке в центре речки.
Андрей Тарковский, безусловно, гений. Можно бесконечно восхищаться выразительностью его картин, смотреть их по нескольку раз. Учиться думать и наблюдать. Чувствовать, искать тайный смысл. Для каждого он будет свой и, возможно, каждый раз разный.
Тарковский - хороший человек и большой мастер. Экранизация романа Стругацких, датированная 1979 годом, для свого времени рассказала очень многое из того, что сейчас, как это говорится, не продаётся "только ленивыми"..
Сюжет из серии "целый день проковыряться в грязи, чтобы понять себя" мне напомнил, во-первых, походы в детстве по Черкизовскому рынку (по принуждению родителей или бабушек, аргументированные необходимостью "купить что-нибудь новенькое"), когда после нескольких часов шатаний по рядам с картонными коробками, ржавыми металлическими остовами палаток, зазываниями вроде "Вай, малэнкый! Пасматры, что за красывый кофт!", душа начинала стенать и биться в груди, хотелось заорать и выбежать за предел этой свалки хрен знает чего.. Потом обычно происходил надлом и некое опустошение, это бывает, когда человек вынужден мириться с обстоятельствами "непреодолимой силы".
Во-вторых, сюжет использовался в книге Марты Кетро "О любви ко всему живому". Я вот сейчас ничего плохого не хочу сказать, но нечто очень похожее лежит в основе (не помню как называется) рассказа о человеческих отношениях, который следует после основного романа..
А, вспомнила! "Тот, кто останется". Очень мне понравилась эта вещь.
Поскольку "Иллюзион" одно из любимых мест моего обитания, ходила смотреть фильм именно туда. И было неописуемо уютно, и как-то соратнически я смотрела на людей, пришедших с той же целью: сесть и темноте кинозала, насладиться фильмом и атмосферой прошедшего советского времени, неоцифрованной плёнкой и неким уединенинем, когда даже звук открывающегося пива в зале нисколько не мешает, и чувствуется некое родство с теми, кто точно так же погружен в просмотр фильма.
Андрей Тарковский был воистину гениальным человеком.
Поверьте мне на слово: я был на русском кладбище в
пригородах Парижа и видел место его захоронения.
Особенность его таланта заключалась в способности
видеть насущные проблемы, используя свои методы:
декорации, паузы, напряжение и так далее.
Дело в том, что в этом фильме Андрей показал нашу
с вами жизнь в образе ЗОНЫ - некого котла, в котором
варится человечество. Мы даже не замечаем своих
действий, нам нужно остановиться и посмотреть на
нашу жизнь со стороны. И только тогда до каждого
из нас дойдёт, насколько он ошибался и был неправ.
Метко, серьёзно, точно и до грусти в глазах правдиво...
Убогая радиопостановка, по чистому недоразумению называемая фильмом. Бесконечные панорамы незатейливых помоек, разбавленные сомнительными философскими диалогам и. Кроме диалогов персонажей, в фильме ничего не происходит. Убедительность созданного режиссером мира Зоны - нулевая. В определенный кругах "Сталкер" считается культовым фильмом, так что щегольнув преклонением перед творчеством Тарковского, вы можете мгновенно обозначить себя как "интеллектуала".