Идеи, вне всякого сомнения, носятся в воздухе, но факт встречи на экранах фильмов "Госфорд-парк" и "СМЕРТЬ В ГОЛЛИВУДЕ" говорит об удивительной общности двух людей, пронесенной сквозь годы. Режиссеры Роберт Олтман и Питер Богданович стали работать в кино одновременно в конце 60-х и стали двумя главными американскими киносенсациями-71-73. Творчество обоих открыло дорогу так называемому аллюзивному кино (позже к ним присоединились Скорсезе и Коппола), которое обращено не столько к реальности, сколько к стандартам ее отражения в классическом Голливуде. Олтман и Богданович - бесповоротные киноманы; но если первый, как маленький хулиган, всегда норовил разобрать любимую игрушку и выворачивал жанры и приемы наизнанку, то Богданович их с нежностью воскрешал. Сейчас оба сняли ретрофильмы об убийствах в замкнутом пространстве (у Олтмана - поместье, у Богдановича - яхта), в которых исторические детали быта и поведения высшего общества, хитросплетение психологий героев и ироничные акценты их положения в обществе занимают куда больше пространства, чем преступление. Богданович обращается к известному эпизоду 1924 года, когда один из первых кинопродюсеров Томас Инс не вернулся живым с морской прогулки на яхте миллиардера Херста (среди прочих гостей были Чарли Чаплин, кинозвезда Марион Дэвис и светская журналистка Луэлла Парсонс, державшая под ногтем весь Голливуд вплоть до 60-х). Правда до сих пор не установлена, но версия Богдановича основана, по признанию режиссера, "на самом распространенном слухе, до сих пор пересказываемом шепотом".
Очень рекомендую фильм. Он рассказывает об одном таинственном эпизоде из жизни голливудского бомонда 20-х, в котором фигурирует великий Чарли Чаплин (в исполнении великого Эдди Иззарда). И он там совершенно не такой, каким мы его себе представляем. Он там звездный тусовщик не первой молодости, он там соблазняет чужую жену и тем самым косвенно провоцирует пьяное убийство бедолаги (на момент выстрела являвшегося знаменитым режиссером), которого ревнивый муж принимает за него, за Чарли. Поэтому наши прокатчики, чтобы хоть как-то привлечь интерес широкой публики к этому негромкому фильму, "вольно" перевели его название (The Cat's Meow) как "Смерть в Голливуде". А жену, старлетку Мэрион Дэвис, играет (причем божественно) Кирстен Данст с короткой стрижкой. И ее порочно-невинный чарльстон с Чарли после игры в шарады на яхте, плывущей по океану шампанского, является одним из самых-пресамых волнующих киномоментов для меня. Да фильм и в целом хорош. Там все как надо.