Киноафиша Москвы

Фильм «Профессия: Репортер»

Professione: reporter (1975, Италия, Испания, Франция)

7.2
Кино: «Профессия: Репортер»

Джек Николсон в драме Микеланджело Антониони

Репортер Дэвид Лок, находящийся где-то в районе сердца Африки, после тщетных попыток наладить связь с внешним миром возвращается из пустыни в гостиницу и там меняет свою жизнь на жизнь случайного знакомца из соседнего номера, умершего от сердечного приступа. Поменявшись с мертвецом багажом и заменив фотографии в паспортах, он вылетает обратно в Европу. Теперь его зовут Дэвид Робертсон.

Режиссер фильма «Профессия: Репортер»

Умер в 2007 году в возрасте 94 лет Фильмов: 17

Писал о кино в журналы Cinema и Bianco e nero. Став одним из теоретиков неореализма, решил перейти от слов к делу — и сам стал снимать фильмы. Выход знаменитой черно-белой «трилогии отчуждения» в 1960-х («Приключение», «Ночь», «Затмение») совпал с распространением в мире философии экзистенциализма: картины представляли кинематографический взгляд на проблему отчуждения и непонимания.

Первый эксперимент с цветом в «Красной пустыне» принес Антониони венецианского «Золотого льва», а «Фотоувеличение» стало первой англоязычной работой мастера и удостоилась «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а также оказала большое влияние на многих режиссеров (например, Брайан Де Пальма спародировал ее оригинальное название «Blow Up» в своем великом «Blow Out», «Проколе»). Тем не менее следующие англоязычные работы режиссера, чудесные «Забриски-Пойнт» и «Профессия: Репортер», не снискали успеха у критики, хотя впоследствии стали культовыми. В 1985 году Антониони перенес инсульт, после которого смог снять только один фильм с помощью немецкого коллеги Вима Вендерса — «За облаками».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Казаков
отзывы:
80
оценок:
41
рейтинг:
127
9

Репортер Дэвид Лок (Николсон), находящийся где-то в районе сердца Африки, после тщетных попыток наладить связь с внешним миром возвращается из пустыни в гостиницу и там меняет свою жизнь на жизнь случайного знакомца из соседнего но­мера, умершего от сердечного приступа. Поменявшись с мертвецом багажом и заменив фотографии в паспортах, он вылетает обратно в Европу. Теперь его зовут Дэвид Робертсон.

Похожее превращение происходит с человеком каждый раз, как только он становится кинозрителем. Ведь зрителю свойственно идентифицировать себя с главным героем. К тому же Антониони использует все возможные средства, лишь бы мы на время превратились в Дэвида Лока, превратившегося в Дэвида Робертсона. Лок-Робертсон смотрит на свой труп, поднимает глаза на вентилятор, и камера поднимается вместе с его взглядом. Незаметно Антониони перемещает нас в голову героя — мы слышим только то, что слышит он, и так же видим, и так же начинаем чувствовать. Но вдруг происходит сбой: на несколько секунд нам выключают звук, и с каждой минутой эти сбои будут возникать все чаще. Поселив нас в иллюзию, Антониони начинает ее планомерно разрушать, выталкивая нас в реальность самыми виртуозными и головокружительными способами, включая десятиминутный финальный эпизод, снятый одним кадром. Вместе с которым на экране впервые возникает настоящая жизнь.

Отзывы пользователей о фильме «Профессия: Репортер»

Фото Олег Грознов
отзывы:
14
оценок:
14
рейтинг:
37
7

Притча о безысходности

Антониони ведет рассказ неспешно, избегая визуальной изысканности и вычурного эстетизма. Камера отстраненно наблюдает за героем, плавно следуя за ним всюду, куда бы он ни поехал; а ездить ему приходится много. Путешествуя по Европе, появляясь то в Мюнхене, то в Барселоне, он безуспешно пытается убежать от своего прошлого. Но, как всегда у Антониони, герой бежит по кругу: он выбивается из сил, но, в конце концов, оказывается там, где начал путь. Так было в «Даме без камелий», героиня которой искренне пыталась изменить и свою карьеру, и всю свою жизнь, но так и не смогла стать серьезной актрисой и не встретила настоящую любовь. Так было и в «Крике», герой которого, отвергнутый любимой женщиной, как не пытался, не смог ее забыть и, после долгих скитаний, умер у ее ног.
Разобщенность, взаимонепонимание – коронные темы Антониони. «Некоммуникабельность чувств» – термин, навсегда закрепившийся за мастером экзистенциального детектива. «Мне кажется, что мы перестали понимать друг друга» – эта фраза, из «Крика», в равной степени подходит как для супругов из «Ночи», так и для героев «Профессии: репортер», где жена и муж перестали не только понимать, но и узнавать друг друга. – В конце фильма жена не в состоянии опознать труп мужа.
Мелкие, профессиональные трудности, одолевающие героя в начале истории, являются лишь незначительной частью назревшего творческого кризиса. Герой чувствует, что давно уже превратился в конформиста и циника (сцена интервью с президентом). Жизнь, наблюдаемая через объектив телекамеры, сделалась ему не интересной и перестала трогать сердце. Документальные кадры расстрела, на которых автор намеренно акцентирует внимание, производят на зрителя сильное впечатление, но для героя это лишь рабочий материал. В его душе гнездятся безразличие и внутренняя опустошенность. Когда шаман, в одной из сцен, направляет на него камеру, герою нечего сказать о себе, он смущенно молчит и заканчивает интервью.
Застрявшая в песке машина, жара и отсутствие в номере мыла – последние капли в череде личных и творческих неудач, – впереди ясно вырисовывается тупик. Единственной возможностью продолжать жизнь оказывается перевоплощение в другого человека. Однако сколько бы герой не колесил по Европе, с новым именем, новой биографией и молодой красивой попутчицей, внутри он остается все таким же инертным, замкнутым и усталым. Поэтому и шпионские приключения, и новая любовь только утомляют и обессиливают его. Жизнь могла бы быть интересной, девушка могла бы сделать его счастливым, однако сил на это уже не осталось. Поэтому смерть в придорожной гостинице от усталости жить, от нежелания продолжать никчемный фарс с переодеванием, становится единственным и логичным итогом этой заранее обреченной на провал попытки бегства от самого себя.

Фото Igor' Bannikov
отзывы:
3
оценок:
4
рейтинг:
1
9

I 've run out of everything


Постоянно находясь в движении, Антониони вместе с главным героем, все два часа экранного времени водит зрителя за нос, чтобы в конце заткнуть его двумя пальцами и научить дышать ртом.

Маэстро, известный умением создавать масштабные пейзажи, издавна плененный идеей показывать в своих картинах мир в его первозданности, с каждой новой работой ищущий для себя новый вид, новый пейзаж, в данной картине приходит к совершенно иной консистенции, в результате чего это его умение раскрывается много шире и глубже, делая данное произведение куда многограннее, чем все его предыдущие, заставляя зрителя ощущать каждый квадратный метр кинопленки, практически проникнуть за обратную сторону экрана и вместе с главным героем проследовать по открытому миру, или же, расположившись в одном из соседних домов, наблюдать за ним из окна, а то и вовсе проникнуть вглубь его внутренних противоречий.

Беря начало с Африки, сюжет постепенно перенесет зрителя в Испанию, и не стоит ждать ни резких монтажных скачков, ни неожиданных сюжетных поворотов, ибо им здесь не остается места – камера, беспрекословно следуя за героем, предоставляет удивительно широчайший диапазон ощущений, тем самым давая зрителю желанную возможность, полностью погрузившись в местную атмосферу, утонуть в картине.

Антониони всегда двигался быстрее своего (и не только) времени - снимая с уставшего от близорукости зрителя короткий поводок, он предлагал ему нечто новое, отличное от виденного ранее, так что, при желании, тот превращался в своеобразного исследователя, вольного решать, что видеть в кадре и на какие детали обращать внимание, в результате чего это кино становится по-настоящему ценно и интересно.

Фото key witness
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
0
9

Всего лишь пассажир

“Профессия: Репортёр” – потрясающий фильм, кинематографический и философский шедевр. Я люблю Антониони, и это один из его самых лучших фильмов. Я смотрел его несколько раз, каждый раз открывая для себя новый момент или новый смысл. И актёрская игра, и операторская работа великолепны. Финальная сцена, длящаяся семь минут, за которые практически ничего не происходит – не имеет себе равных. Кроме того, фильм насыщен глубоким философским смыслом, уникально отличаясь от аналогичных фильмов которые показывают разочарованных жизнью, потерянных персонажей.

Про философскую символику фильма написано много. Но есть один интересный аспект фильма который отделяет его от других экзистенциалистских произведений. В типичном Сартровском восприятии мира, человек отчуждён от безразличной либо враждебной действительности, не чувствует свою связь с миром и людьми. В отличие от этого, сама жизнь героя “Профессия: Репортёр” отчуждена от него и противостоит ему. Попробую пояснить свою мысль. Как и многие люди, герой пытается убежать от надоевшей действительности, работы которая сделала его циником, неудовлетворяющей его семейной жизни. Но вместо того чтобы делать отдельные изменения, он пытается поменять свою жизнь целиком – отказаться от неё и попытаться стать кем-то другим. И теперь сама жизнь гонится за ним, готовая наказать его за нарушение правил. Впечатление такое, что герой - не более чем сосуд, наполненный жизнью, которая уничтожает его как только он пытается взять контроль в свои руки.

В какой-то момент герой заявляет: I used to be somebody else, but I traded him in. Примерный перевод: Я был кем-то другим, но я сдал его на обмен. (Например, как сдают старую машину автодилеру в обмен на новую). Но герой напрасно хвалится – он думает, что контролирует свой выбор, но скоро поймёт как ошибался. То, что сокрушает его в конце – не его судьба (он от своей отказался), и не его прошлое, а сама жизнь. Это противопоставление человеку его собственной жизни как самостоятельной, всемогущей сущности, уникально для изображения экзистенциальной борьбы.

В американском прокате фильм называется “Пассажир”, что на мой взгляд гораздо более соответствует его сути. Герой Джека Николсона и в самом деле репортёр по профессии. Однако по сути он всего лишь пассажир в своей жизни – управляет не он, и его привилегии ограничены. Его связь с жизнью не наполнена сердечностью и заботой, подобно тому как нет близости между пассажиром поезда и машинистом. Герой нарушил правила, и его билет более недействителен. Поезд помчится дальше без него.

Завораживающая и таинственная Мария Шнайдер играет Девушку. Герой меняет город за городом, но всюду натыкается на неё. Она абсолютно эфемерный персонаж, порхающий с места на место, по-видимому не связанная ничем скучным или традиционным, вроде работы или семьи. В фильме у неё нет имени, что очень подходит к её образу – одной связью с действительностью меньше. Вероятно, это единственный тип людей с которыми герой может теперь взаимодействовать, и которые могут общаться с ним. Возможно, она тоже пассажир, как и он? Возможно, все мы всего лишь пассажиры.

Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
608
7

Весьма интересное кино с некими элементами роуд-муви. Сюжет забавен тем, что имеет в основе цикличность для главного героя, которая в итоге прерывается его смертью.
Постоянное бегство от того, что у него есть и от того, кем он является. Ну проще же все взять и поменять, забыть и идти дальше. Но ведь не факт, что новое будет лучше старого, но стоит попробовать.
Николсон играет отлично, особенно на фоне Шнайдер, которая скорее напоминает случайно забежавшего из детдома подростка, чем богемную любительницу архитектуры.

В целом очень забавное и интересное.

Фото Short_story
отзывы:
234
оценок:
236
рейтинг:
186
5

У Антониони есть свой стиль в кино: неторопливый сюжет о потерянности и никчемности бытия на фоне бесконечно красивых кадров. Иногда кажется, что недосказанность и вымученность действий вполне гармонична и кино принимается как есть. Но в репортере слишком сильно хочется взбодрить и растрясти происходящее, в результате чего под конец красивые кадры уже не спасают и остается ощущение обидного недопонимания.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить