Затмение









Гипнотическая мелодрама Микеланджело Антониони
Виктория расстается со своим женихом, писателем Рикардо. Она отправляется в центр города, где знакомится с биржевым брокером. с которым оказывается вовлечена в еще более безнадежные отношения.
Виттория (Витти), устав от ссор с Риккардо (Рабаль), своим предыдущим любовником, оказывается вовлечена в еще более безнадежные отношения с молодым брокером Пьеро (Делон).
В Музее Антониони в Ферраре висит множество картин мастера с изображениями гор. Уроженец равнины всегда стремился к тому, чего не было рядом. Таковы же его герои: им хорошо там, где их нет. Делон в «Затмении» — воплощение ледяной красоты, Витти — харизматичное, прелестное в своей изменчивости лицо середины XX века. Но великолепная пара никак не склеивается: лежа в обнимку с возлюбленным, Виттория вдруг замечает, что одна рука «лишняя», ее некуда девать. Нервный смех этой девушки взорвал унылую респектабельность советского проката: «Затмение» стало в нем первой ласточкой буржуазного модернистского шика. В кинозале тоже смеялись — от неловкости, от непонимания. Потом научились объяснять: это — холод буржуазного отчуждения, даже слово особое придумали — «некоммуникабельность». Антониониевское кино первой половины 60-х полно символов, которые сегодня кажутся чересчур прозрачными: солнечное затмение чувств, красная пустыня эротизма. Но никогда не устареет гипнотически замедленный ритм этих картин, а танец блондинки Витти, выкрашенной в дикарку-негритянку, останется великолепным прорывом в постмодернизм и сексуальную экзотику конца века.
Фильм очень красивый. Но чтобы понять это, мне кажется, надо полностью в него уйти. Забудьте о всех своих делах, отключите телефон и наслаждайтесь!
Каждый кадр-что-то, да означает. Взгляд актрисы, пустынная улица, невольно брошенная фраза, автобусная остановка, складка на платье, гул биржи и тишина...Нарастающая гнетущая тишина...напряжение! Оно разрастается, чувствуется дискомфорт. Его ощущает и героиня, и мы-зрители. Дискомфорт в ее душе. И уже не понимаешь, от чего изначально он появился, когда он закончится и к чему приведет.
Виттория живет, потеряв себя, не ощущая движения жизни. Затмение. Это затмение ее души. Временная вспышка, отключившая все чувства и эмоции.
Если бы Моника Витти не была бы любимой женщиной режиссёра Антониони, наверное "Затмение" и не стало бы таким запоминающимся фильмом. А так - всё здесь кричит о НЕЙ: меланхолия, причёска, туалеты, стройная фигура. И удивительно ещё, что герой Делона как-то не сразу клюнул на таковое великолепие. Оно с виду, на грани девушки лёгкого поведения, а на деле вовсе и наоборот. Камера здесь поразила фотографической точностью, особенно в начале фильма. Может быть оператор Венанцо был тайно влюблён в исполнительницу главной роли?