Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Человек без прошлого»

Mies vailla menneisyyttä (2002, Франция, Германия, Финляндия)
6.2
оценить
Кино: «Человек без прошлого»
Кино: «Человек без прошлого»

Едва сойдя с поезда на Хельсинкском вокзале, строгий мужчина в костюме (Пельтола) получает по голове от уличной шпаны, которой приглянулось его радио. Сочтенный мертвым, а позже воскресший, он бежит из больницы весь в бинтах на городскую свалку, откуда, чуть отлежавшись, и начинает спокойно и уверенно улучшать окружающий мир.

Режиссер фильма «Человек без прошлого»

61 год Фильмов: 23

Финский режиссер, сценарист и продюсер, младший брат режиссера Мики Каурисмяки. Снимает кино о социальных проблемах, но с изрядной долей характерного скандинавского стоицизма и иронии — именно за сочетание специфического черного юмора и тонкого лиризма Каурисмяки полюбился критикам и зрителям.

Действие большинства его фильмов (герои которых, как правило, простые рабочие или неустроенные по жизни люди) происходит в Хельсинки, но со временем режиссер расширил их географию. Одной из первых картин Каурисмяки стала адаптация (скорее даже вольная интерпретация) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», а всемирную известность ему принесла лента «Ленинградские ковбои едут в Америку». Среди других его знаковых работ: «Я нанял киллера», «Девушка со спичечной фабрики», «Юха», «Огни городских окраин», «Гавр» и, конечно же, шедевр «Жизнь богемы». Номинировался на «Оскар» за фильм «Человек без прошлого», а в 2017 году на Берлинском фестивале получил «Серебряного медведя» за режиссуру «По ту сторону надежды». Скептически относится к Голливуду и его жанровым клише — в 80-е даже снял короткометражную пародию на сталлоневского «Рокки».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Мур Соболева
отзывы:
89
оценок:
11
рейтинг:
128

Едва сойдя с поезда на Хельсинкском вокзале, строгий мужчина в костюме (Пелтола) получает по голове от уличной шпаны, которой приглянулось его радио. Сочтенный мертвым, а позже воскресший, он бежит из больницы весь в бинтах на городскую свалку, откуда, чуть отлежавшись, и начинает спокойно и уверенно улучшать окружающий мир. Гран-при и приз Оутинен как лучшей актрисе в Каннах-2002.

0

Отзывы пользователей о фильме «Человек без прошлого»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
9

В центре этого самого известного и, пожалуй, самого репрезентативного фильма финского режиссера Аки Каурисмияки. Вполне обычный работяга (Маркку Пелтола) приезжает из глубокой провинции в столицу, где его первым же делом бьют по голове и отбирают все ценное, что у него есть, в том числе и память. Пришедший в себя в больнице безымянный в том числе и для себя самого мужчина в полной растерянности - не только не понятно куда теперь идти, но и что делать вообще. В результате он оказывается на мусорке, где стайка хмурых, но добрых людей находит для него местечко. Памяти нет, что называется, совсем. Мужчина не помнит не только имени и адреса, где он живет, но и названий большинства предметов и действий. Все приходится учить заново, в том числе и эмоциям. Довольно скоро, впрочем, он становится на ноги - нехитро обустраивает свою хибарку, высаживает картофель, знакомится с хмурой, но доброй девушкой Ирмой (Кати Оутинен), что кормит бедолаг супом. И тут казалось бы жизнь наберет обороты, но это фильм Аки Каурисмияки, у которого градус абсурдного реализма не должен спасть ни на секунду. И в результате то банк продадут в Северную Корею, то все те же бандиты нападут. Но изгои друг друга в беде не бросают. И звенит над мусоркой пролетарский рок в честь Иванова дня.

Фильм "Человек без прошлого" стал с одной стороны главным успехом и главным разочарованием Каурисмияки как режиссера для мировой общественности. Посудите сами - фильм должен был выиграть Канны, но приз отдали менее сильному, но более политически острому "Пианисту" Романа Поланского, чем вызвали бурю недоумения и даже негодования со стороны разбирающихся именно в кино людей. Фильм номинировали на Оскар, но тут уже сам Аки не поехал в США, в знак протеста против войны в Ираке. Так или иначе, самого автора эти видимые неудачи совершенно не беспокоят, ведь главное, что фильм действительно стал лучшим в его кинематографической карьере, был лучшим на каннском конкурсе 2002 года, да и отхватил там пучок наград рангом поменьше, в том числе и Гран-при.

Отдельного упоминания достойна и Кати Оутинен, которая мало того, что сыграла очередную вариацию каурисмиякиевской героини, так автор ей позволил небольшую сцену счастья, где она впервые за все свои роли у финского гения меняет выражение на лице и превращается в Женщину. Метаморфоза имела столь поразительный эффект, что актрису тут же признали лучшей в конкурсе, а рецензенты сбились с ног, описывая ее красоту, наверстывая упущенное за прошлые годы.

Сам же фильм в целом тоже многозначителен и двузначен. С одной стороны - это классическая история о человеке с амнезией, но работает она не совершенно противоположном векторе, исследуя скорее неизвестное будущее главного героя, вместо того, чтобы гнаться за потерянным прошлым. Для него жизнь после больницы (чистилище?) становится своего рода раем, хоть и не без своих теней - проблемы не отступили, конечно же, но появились светлые оттенки человеческих отношений, проявляющиеся, как это ни парадоксально, в обществе отвергнутых обществом неудачников и тем самым играя контрапунктом с мотивом <Чуда в Милане> Де Сики. Иными словами, при всей довольно трагичной истории, <Человек без прошлого> - самый оптимистичный фильм Каурисмияки, показывающий всю ту же страшную историю социального маргинала, но уже под другим углом освещения.

Сама идея фильма, как рассказывает режиссер, появилась у него давным давно, когда он и сам страдал от потери памяти, но не от удара по голове, а от чего-то близкого по эффекту - алкогольного опьянения. В тот момент он смог посмотреть на миг совершенно по другому, не имея за глазами груза прожитых лет и не будучи ведом привычными штампами и стереотипами. Впрочем, для фильма Аки не мог использовать тот же метод потери памяти, который он лично пережил. Он слишком эмоционально скромен и вежлив, чтобы лить на экраны откровенную "чернуху". У него даже ограбление показано вполне спокойно и без особых подробностей. Конечно, некоторым совершенно далеким от творчества Аки Каурисмияки и кинематографа вообще людям это не мешает видеть в картинах финского режиссера "чернуху", но это скорее что-то на уровне восприятия. У кого <чернуха> в душе, тот увидит ее повсюду.

Стилистически фильм выдержан в самых любимых режиссером традициях странных сочетаний американских дешевых картин рубежа 20-го века и поэтическим романтизмом Виго и Ренуара. То есть с одной стороны автор бросает своих героев в нелегкие испытания, но с другой - испытывает к ним крепкую привязанность и заинтересованность в судьбе, чего так сильно не хватает многим социально острым европейским режиссерам нового поколения, которые максимум, что позволяют себе зачастую, так это критику экономического положения на макроуровне, забывая о том, что герои их картин тоже, в общем-то, люди.

О старых американских фильмах напоминает и манера съемок фильма. Эти теплые, даже в чем-то романтические тона декораций, скупая внешне, но насыщенная внутренне актерская игра. Плюс идеально минималистичная операторская работа с минимальным движением камеры в духе Ясудзиро Одзу и отсутствием каких-либо красот в кадре.

Но к привычным уже темам и приемам режиссера добавляется то, что уже не раз проскакивало в поздних фильмах Каурисмияки, а теперь звучит в полный голос - герой-неудачник не собирается смириться с собственными бедами и бежать от них в далекую и недостижимую Эстонию. Он берет все в собственный руки, и вот никому не нужный ансамбль Армии Спасения набирает обороты под чутким руководством человека без прошлого, но человека с будущим.

4
Фото Valentina Mayak
отзывы:
11
оценок:
36
рейтинг:
3
7

Моментами - гениально, местами - скучно. В целом - первоклассный фарфор, а не фильм. Одна счастливая Кати Оутинен и ансамбль Армии Спасения стоят многого.

1
Фото ivan  denisov
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1

Качественное кино , но смущает чрезмерная просчитанность , фильм явно ориентирован на фестивальный успех . Тут и эстетизированные "простые люди" , и отсылки к кинокласике , и эксплуатация стереотипов о Финляндии . Жюри такие вещи ценит на всех фестивалях .
&lt;br&gt; К тому же Каурясмяки упал в моих глазах после своего антиамериканского демарша . Смешно для режиссёра , который признаётся в любви к братьям Маркс и очевидно использует в "Человеке..." мотивы "Случая на мосту через Совиный ручей" Бирса .

1
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Поначалу возрадовался: почудилось, что фильма из того божественного Каурисмяки, который сымал на рубеже 80-х–90-х. Но очень скоро всё, увы, скатилось в расхожую бодягу позднего Каурисмяки – в эдакую балладу о презренном этом вашем «маленьком человеке». Хорошо хоть, что в замечательно фактурном актере нет ничего от какого-нибудь Башмачкина. За счет этого чела, похожего на полупожилого Тарантину, «Человек без прошлого» с нехуёвым счетом выигрывает у таких каурисмяковских унылок, как «Дрейфующие облака», «Юха», et cetera. И в кои-то веки у Аки в картине звучит очень приличная современная группа. В общем, не без удовольствия даже позырил я сию пусть необязательную, но во многом симпотную-таки ленту.

0
Фото Настя Черникова
отзывы:
2
оценок:
6
рейтинг:
1
7

Кино начинается, когда солидный мужчина с планами на лучшую жизнь и трудоустройство сходит с поезда в Хельсинки и моментально получает по голове от уличных хулиганов так, что за десять минут успевает впасть в состояние комы, очутиться в больнице, умереть и возродиться. Это воскрешение служит отправной точкой к цепочке чудес, которая будет сопровождать зрителя на протяжении всего фильма.
Кто-то назовет эту картину наивной и ненастоящей, искусственной и абсолютно не соответствующей реальности, но разве не прекрасно видеть сказку, которой действительно веришь, невзирая ни на что? Нельзя не оценить режиссерский подход в выборе образов актеров – бесстрастные и сдержанные, лишенные голливудской красоты и изящества – им удается вселить доверие и погрузить в атмосферу фильма с головой.

Неслучайно Кати Оутинен, сыгравшая роль возлюбленной из «Армии спасения» и, к слову, более известная, как исполнительница ролей в фильмах Аки Каурисмяки, удостоилась награды Каннского фестиваля как лучшая актриса в то время, как лента получила Гран-при и номинировалась на Оскар.

Невероятная комичность в сочетании с душевной раздробленностью и абсолютной растерянностью, которая сопровождает Потерявшего память с тех пор, как он покинул больницу, подтверждает непривычное определение жанра как «драмы/комедии».
Реакция еще одного любимца режиссера - Марку Пелтола, сыгравшего главную роль, не оставляет равнодушным – достаточно вспомнить эпизод с ограблением швейцарского банка – светлая непринужденность, с которой герой встречает грабителя достойна восхищения. На самом же деле все очень просто и объясняется лишь тем редкостным моментом восприятия, когда в фильме вообще не существует напряженных моментов и в подобное сцене нельзя ожидать ударов, выстрелов и крови, потому что в мире, созданном
Каурисмяки, нет насилия и злобы, а вору нужны деньги только для того, чтобы расплатиться с бывшими работниками, потому что чувство вины не дает ему покоя.
Мы отдыхаем и верим в эту фантастику, потому что хотим перевернуть мир и стать чуть-чуть лучше.

Если отпустить атмосферу и обернуться к сюжетной линии, зритель увидит безработного, безымянного мужчину в незнакомом городе, когда все цели остались далеко позади, а впереди только суровое ожидание смерти. Что может быть хуже? В первые полчаса просмотра, основную тему фильма вполне можно обозначить как безысходность. Неожиданно и очень тривиально для сказочного сюжета, Неизвестный влюбляется и обретает смысл.
Факт потери памяти становится для героя дверью в новую жизнь, возможностью начать все с чистого листа.

Неслучайно и образы влюбленных столь не молоды и непосредственны – каждый из них – живое воплощение среднего человека, который и в сорок, и в пятьдесят, должен быть способным увидеть чудо, зацепиться и не отпускать его.

Нельзя не уделить внимание музыкальному сопровождению, которое даже не удается назвать фоном, потому как оно – важная и неотъемлемая часть вообще фильмов Каурисмяки. Можно упрекнуть режиссера в изрядной консервативности, когда большинство его работ сопровождает одна и та же группа – как актеров, так и музыкантов, но нельзя не оценить и талант, свойственный ему в подборе композиций к каждому эпизоду. Тексты песен говорят за героев, а мелодии погружают зрителя в необходимую атмосферу. Так, например, финальный эпизод сопровождает лиричная Anniki Tahti, поющая о знаковом «Монрепо» в Выборге, а то, что мы слышим в титрах – не что иное, как очередная работа финской группы Marko Haavisto & Poutahaukat под названием «Stay» («Don`t go away, what`s the use of going away?.. will be fine if you stay…»)

В общем, считаю кино определенно достойным просмотра, и не один раз.

0

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Николай