Киноафиша Москвы

Фильм «Забытые»

Los olvidados (1950, Мексика)

3.6
Кино: «Забытые»

Драма Луиса Бунюэля про трудных подростков

Хайбо сбегает из исправительной школы и становится главарем банды беспризорников.

Отзывы пользователей о фильме «Забытые»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
9

Мощнейший фильм Бунюэля о трагической и беспощадной судьбе беспризорников Мехико. «Забытые» - это дети, брошенные своими родителями на рынках столицы, которые вынуждены выживать в новых, тяжелых условиях лишений и злобы. Вроде паренька по кличке «Узкоглазый», которого отец забыл буквально недавно и тот не знает, что ему делать. Он прибивается к группе подростков, которыми руководит жестокий Хаибо, который, вопреки своему юному возрасту, уже побывал в колонии и выбрал преступный путь для всей своей дальнейшей жизни. Так он нападает и грабит не только сирых и убогих калек вместе со своей шайкой, но и своего ровесника, которого убивает ради горстки денег. Помогает ему Педро, паренек чуть помладше, на котором еще рано ставить крест. Педро сомневается, что путь криминала – то, что ему надо, однако в сложных условиях пыльных джунглей, где с мягкой душой не выжить, с протоптанного пути свернуть невозможно. Лучший фильм режиссера того периода.

Фильм просто подкупает уровнем жестокости и эмоциональности. В картине нет откровенно положительных персонажей, как это принято. Каждый из беспризорников – с одной стороны, жертва социального строя, который не может сделать из них людей, в результате чего они вынуждены превратиться в свору грязных и злых псов, а с другой стороны – они ожесточены до беспредела, и их нападения на калек простить никак нельзя. Более того, насилие доходит и до убийств – цена жизни простого подростка в этом мире не стоит больше нескольких песо. В этом отношении фильм несколько дискутирует с фильмом «Рим, открытый город». Только, в отличие от Росселини, Бунюэль не испытывает особо радужных надежд на будущее, придерживаясь скорее де сиковской «Шуши».

Стилистика фильма тоже, с одной стороны вроде бы подталкивает к сравнению с тем, что в то время было популярно в Италии, однако при пристальном взгляде становится понятно, что Бунюэль привнес сюда и частичку собственных пристрастий. Это чуть ли не единственный фильм, в котором так явно проявляются нотки сюрреалистического прошлого режиссера – достаточно посмотреть сон мальчика, где тому снится его мама. Или сцена, где Педро попадает в приют и, сражаясь за собственную свободу, палкой убивает куриц, а режиссер не пытается отвести камеру. Все это в некоторой степени переймут последователи сюрреалиста годы спустя.

Снять этот фильм Бунюэль решил после того, как прочитал в газете заметку, о найденном на свалке пареньке-беспризорнике. Режиссер решил представить, что и как привело его к подобному положению, после чего отправился ездить по нищим кварталам разных городов, собирая материал и погружаясь в атмосферу. После чего получил разрешение на съемки, но с некоторыми поправками, которые сделал продюсер. Он попросил режиссера полностью выбросить те странные кадры, которые тот планировал ввести в фильм, чтобы придать картине нотку странности и кошмара.

Снимал режиссер вообще очень тяжело, хоть и быстро, уложившись в 3 недели за какие-то гроши. Дело в том, что мексиканские киношники и кино в целом было настолько далеко от тематики, в которую нырял фильм, что у многих в группе материал вызывал негодование и отчуждение. Ушла парикмахерша, оставшаяся недовольной тем, как показана одна из матерей нищих детей, со словами, что ни одна мексиканская женщина так бы не поступила. Многие в лицо режиссеру выражали недовольство тем, что им, вместо очередной романтической виньетки про милые приключения дам с пышными волосами и мужчин с блестящими усами, приходится снимать этот мрак про оборванцев.

Ничего хорошего не принес фильм и во время проката, который длился ровным счетом четыре дня, после чего кинокритики, а также функционеры, решили снять фильм с экранов, ибо он не отвечал ожидаемым требованиям и политике кинематографа Мексики. Более того, прозвучали просьбы забанить Бунюэля и выдворить его в Европу, дабы не позорил честь прекрасной и безбедной страны. Кто-то пытался даже избить бедного режиссера, а многие, кто звал себя его друзьями, от автора отвернулись. А вот в Париже, куда Бунюэль вернулся с фильмом, спустя долгие годы изгнания, фильм был встречен с теплотой. Даже коммунисты, которые по началу искали какие-то недостатки в истории, после восторженной статьи советского режиссера и мастера кино Пудовкина, быстро сменили позицию на доброжелательную.

Конечно, официального запрета враги картины так и не добились, однако о «Забытых» просто перестали говорить. Так продолжалось почти год, пока фильм не выиграл приз за режиссуру в Каннах и один мексиканский поэт не спел тому оду, правда, немного не поняв, о чем же был фильм, но ситуация тут же кардинально изменилась. Фильм выпустили в повторный прокат, вручили кучу премий и мексиканцы, наконец, рассмотрели, что же снял для них испано-французский режиссер. Порой действительно требуется или время, или расстояние, чтобы понять – то, что кажется оскорблением, на самом деле является большим зеркалом. Как это все похоже на то на положение дел в кинематографе одной страны.

0

Галерея