Фильм

Фильм Живым или мертвым

Dead or Alive: Hanzaisha (1999, Япония), IMDb: 6.7

6.9
6.7
Предоставлено пользователем: Василь Рубель
1/3

Полицейский Йодзима не может заплатить за сложную операцию, необходимую его дочери. А парень, учащийся в колледже, узнает, что деньги за обучение, которые вносит его старший брат, имеют кровавое происхождение. При очередном налете на инкассаторскую машину пути преступников и полицейского пересекаются.

СтранаЯпония
ЖанрыБоевик
РежиссерТакаси Миикэ
Продолжительность1 час 45 минут
Дата выхода27 ноября 1999

Рецензия «Афиши» на фильм «Живым или мертвым»

Мужчина насилует другого в ярко освещенном сортире. Его убивают. Старик скользит десятидолларовой соломкой по кокаиновой дорожке длиной метров в тридцать. Его убивают. Толстяк всасывает в себя одну тарелку лапши за другой. Его убивают, и еще непереваренная лапша, выбитая из живота пулей, залепляет объектив камеры. За первые шесть минут, смонтированных в духе рекламного ролика к предстоящему фильму, "Живым или мертвым" открыто заявляет о своих ценностях: секс, кокаин, лапша. Их самих на экране будет не так уж много, но происхождение адреналина, как, впрочем, и кисло-сладкого жирного осадка, определяется безошибочно.

Кто повъедливей, разберется, что речь идет об уличном гангстере (Такеючи), вступившем в войну на два фронта с китайской мафией и якудзой за контроль над трафиком тайваньских наркотиков, и о копе (Аикава), выступающем против всех. Еще более внимательные отметят, что уличные гангстеры - это японцы, родившиеся в Китае, бездомные в обеих культурах, а Миике, как все романтики за последние 30 лет, отождествляется с вечными перемещенными лицами, чей ближайший родственник - Джонни Уокер, а адрес - налево от конца света. Знакомые с японским масскультом найдут здесь пародию на комиксы "манга" и мультфильмы "аниме", весь черный юмор которых в том, что там пачками ложатся нарисованные персонажи, а тут - живые люди. А настоящие киноманы возразят им, что Миике покушается на большее, чем комиксы, - на само кино с его комплексами и ложными условностями.

Все это хорошо, но необязательно. Такаси Миике (41 год) за 10 лет снял 45 фильмов (4,5 фильма в год). Арифметика простая: так не снимает никто. Даже Роджер Корман, снявший за 16 лет 55 (3,43 фильма в год), даже Фассбиндер, снявший за 15 лет 42 (2,8 фильма в год). Это не режиссер, а живая мануфактура кино, не человек, а двигатель внутреннего сгорания. От него наверняка летят искры и щепки. На его пути неизбежны проколы и недоделки (хотя "Живым или мертвым" к ним не относится). Он снимает лихорадочно, жадно. Что снимает не важно, лишь бы снимать, лишь бы двигалось. Может, благодаря таким маньякам и выживает кино.

1 сентября 2001
7

Один из самых сильных фильмов не только этого периода, но и вообще в творчестве Миике. После ряда удивительных по своей отвратности и убогости картин, вроде «Сильвер», режиссер возвращается к своим излюбленным темам в самой, что ни на есть, отточенной и мощной форме. Кстати, о форме. Начало картины уже стало практически классикой для современных японских якудза-боевиков в плане того, как можно с помощью монтажа и всего пары предложений рассказать всю завязку сюжета за несколько минут и при этом оказаться оригинальным, снимая по куче фильмов в год примерно на одну и ту же тематику.
Одновременно, под довольно энергичную музыку, показывается сразу пять историй. Три убийства, известие о них и прибытием полицейского на место преступления. У каждой истории есть начало, развитие и финал. Первые секунды зритель, на которого вывалили эту мощную нарезку кадров может почувствовать недоумение и путаницу, но к концу начала все кусочки выстраиваются и история начинается.
Еще одним интересным моментом картины является очевидное противопоставление не только двух антагонистов фильма, но и их социальных ячеек. В случае полицейского – это его семья, а в случае антагониста-якудза – его банда. Параллельно друг другу и основной теме столкновения двух сильных личностей, развиваются две мысли - «ячейка» бандитов на протяжении всего фильма от целостной и сбитой группы разваливается на куски посредством смертей и предательств, а «ячейка» полицейского сплачивается, впрочем, без особой надежды, как это видно из финала. Узнаваемы тут и привычные темы режиссера – взросление младшего брата главного бандюка посредством столкновения с насилием, а также тема расплаты за полицейскую коррупцию (прямо-таки очень ранний, чуть ли не video-период Миике).
Запоминается этот фильм еще и сценой с жестоким изнасилованием. Причем, не только самой сценой, которой тут, в силу прокатной направленности картины тут нет, а самим подходом в плане нарратива, когда нагероиненный якудза рассказывает, что делали с проституткой, в то время как она плавает полу-трупом в бассейне. Весьма жестокий момент, один из самых отталкивающих в японском кино (если не считать того, что выходило «исключительно на видео»).
Финал несколько удивляет своей фантасмагоричностью и даже фантастичностью. Однако тут нужно понять, что показываемое есть всего лишь метафора того, что при смерти человека уничтожается целый его мир.

11 сентября 2009
Все отзывы
Читайте также
Очень ностальгические дела: почему «Рик и Морти» и Stranger Things — самые популярные сериалы на планете?
Очень ностальгические дела: почему «Рик и Морти» и Stranger Things — самые популярные сериалы на планете?
Очень ностальгические дела: почему «Рик и Морти» и Stranger Things — самые популярные сериалы на планете?
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость