Фильм

Фильм Новые времена

Modern Times (1936, США), IMDb: 8.5

7.3
8.5
Предоставлено пользователем: Zeka Samedova
1/11

Антитехнологическая комедия Чарли Чаплина

О том, как маленький бродяга сражается со всем миром.

СтранаСША
ЖанрыКомедия
РежиссерЧарли Чаплин
Продолжительность1 час 27 минут
Дата выхода5 февраля 1936
Возрастное ограничение0+

Рецензия «Афиши» на фильм «Новые времена»

9

Бродяга (Чаплин) устроился работать на фабрику, но ненадолго: стальные челюсти Великой депрессии скоро сомкнутся на его хребте. В процессе борьбы за выживание он встретит любовь своей жизни — красавицу, сиротку, воровку (Годдар).

Чаплин задумал этот фильм в начале 1930-х, а закончил только через пять лет. Под «новыми временами» он имел в виду Великую депрессию — социальный подтекст тут действительно четче, чем в других его фильмах, — но вдруг, будто помимо воли автора, речь зашла не только об экономическом кризисе. Бывший Бродяга по-прежнему жалок и одинок, но теперь он утратил главную ценность: былую независимость. Он принужден вписаться в чудовищный социум, в буквальном смысле слова стать винтиком государственной машины. Технологический Молох пережевывает и выплевывает каждого, лишая его право на одиночество: даже безработным, на уличной ли манифестации, в тюрьме ли, ты под контролем, под надзором, под колпаком. Кафкианский конвейер настигает героев повсюду, днем и ночью — им остается только бежать, раз за разом, без надежды его обогнать. Для Чаплина таким конвейером, вероятно, был сам кинематограф, принуждавший проститься с родным немым и снять наконец-то свой первый talkie; он даже написал для «новых времен» сценарий с репликами, но не смог заставить себя озвучить их. Согласно легенде, он потерял в последний момент текст песни, которую в финале должен спеть Бродяга, — и сымпровизировал ту обаятельную абракадабру, которая осталась в фильме. В этой околесице уже слышится бормотание сошедшей с ума истории, которая на таком же птичьем языке заговорила через считаные годы от лица героя следующего чаплинского шедевра — великого диктатора Аденоида Хинкеля.

9 октября 2013
7

Фильм удивил опять же очень тонким сочетанием комедийного и драматического - даже условный современный клон Чаплина во времена 4D вряд ли смог бы повторить те шедевральные работы немой эры. Хотя, почему уж такой немой? А как всегда прекрасная музыка? Уже за неё "Новые времена" невозможно переоценить. Из виденных мной работ режиссёра не показался лучшим или худшим: он просто является продолжением оригинального сериала про маленького человека, придуманного Чаплиным-сценаристом. Ну и порадовал открытый романтический финал: как ни крути - не оставляет герой Чаплина зрителя равнодушным, и очень уж хочется верить в то, что у него всё наладится.

11 августа 2010
9

Маленький Бродяга в поисках работы и счастья

Фильм названный лучшим фильмом за всю кинокарьеру Чаплина, и включенный, впоследствии в Национальный реестр фильмов США, явился не только очередным появлением Маленького Бродяги на экранах, но и следовал самому “духу” времени, в котором создавался - временам Великой Депрессии, но, при этом на фоне новой индустриальной эпохи и в Старом и в Новом Свете. Примечателен начальный эпизод картины, где вначале идёт стадо баранов в узком загоне, а следующий кадр - движение толпы заводских рабочих - простой, и одновременно эффектный “монтаж сравнения”, который бил прямо в зрителя. Работа на стальном заводе, представлялась Чаплину (и основным, рабочим массам) так: директор сидит рядом с монитором, и следит за работой своих подчинённых (и даже в туалете), отдавая высокому силачу приказы по подаче скорости конвейревов. Эпизод с машиной с едой, который позволял рабочему не прерываться от рабочего процесса, был подчерпнут из разговора с репортёром газеты, который рассказал ему о конвейерной системе — страшную историю о том, как крупная промышленность сманивает здоровых молодых фермеров, которые после четырёх-пяти лет работы на конвейере заболевают нервным расстройством. Встреча с безымянной девушкой (Полетт Годдар - будущая жена Чаплина, а впоследствии и Эриха Марии Ремарки) - дочерью одного из множества погибших безработных - отдельная, параллельная история о поисках пути двумя маленькими живыми людьми среди громадного бездушного мира машин и среди отупелых людей, подчинённых неосмысленным правилам и договорённостям. Полиция и их специальная машина - отдельная “фишка” картины, где попасться под наручники стражей порядка, можно ничего не делая - наступив на доску, обломок, которой, ударит о голову полицейского. Перед нами светлая, добрая, чистая притча о поисках счастья простых и одиноких людей, где всё понятно и без слов (именно так, и стоит воспринимать всё “творчество” Чаплина): сначала фильм был задуман звуковым, написаны диалоги, но Чаплин так и не смог представить себе говорящего Бродягу. Картина заканчивается известным, но оттого, не менее счастливым финалом: Девушка и Бродяга, укрепили свои сердца надеждой, улыбкой, и взявшись за руки пошли по пустынному утреннему шоссе к своей новой счастливой жизни.

26 марта 2018
5Бродяга заговорил

Шестая полнометражка сэра Ч. - не совсем получившееся прощание с "Великим Немым". "Новые времена" изначально снимали как звуковой фильм, но потом режиссер
решил, что бродяга может помолчать еще час. Поэтому озвучена только небольшая часть сцен, а первые слова "нищего коротышки" с экрана - милая и глупая песенка
незадолго до завершения картины, словно олицетворяющая суть немых комедий.

За полтора часа на зрителя выплескиваются, кажется, все возможные гэги из придуманных комиками, автоцитаты из ранних работ Чаплина рябят в глазах. Сумбурно отдаваемая дань эпохе расшатывает примитивный остов сценария - и кроме набора эпизодов перед нами ничего не остается. Причем каждый из этих эпизодов "где-то уже был", над каждой шуткой мы уже вроде бы смеялись. Новые времена требовали нового кино, великий режиссер понимал это, но, расставание с кино прежним было слишком сложным. И окончательное подведение черты под образом "маленького человека" отложилось до "Великого Диктатора", уже полностью звукового.

А в данном случае бродяжка подвёл своего создателя - на рубеже киноэпох он уже не мог смешить так, как прежде.

6 марта 2010
Все отзывы
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
Кинопремьеры недели: «Достать ножи», «Большая поэзия», «Холодное сердце-2» и «Атлантика»
Кинопремьеры недели: «Достать ножи», «Большая поэзия», «Холодное сердце-2» и «Атлантика»
Кинопремьеры недели: «Достать ножи», «Большая поэзия», «Холодное сердце-2» и «Атлантика»
29 кинопремьер ноября
29
кинопремьер ноября
29 кинопремьер ноября
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино