Фильм

Фильм Осень

1974, СССР, Россия, IMDb: 7.2

6.7
7.2
Осень – афиша
Предоставлено пользователем: Никифор Богданов
1/7

В глухой деревне поселяются двое. Они любят друг друга, но он женат на другой, а она пока боится принять ответственное решение. Это мешает им в полной мере насладиться счастьем.

СтранаСССР, Россия
Продолжительность1 час 33 минуты
Дата выхода18 сентября 1974
Дата выхода в России25 апреля 1976
Возрастное ограничение0+
9«Осень – пора безжалостная».

В 1974 году Александр Смирнов, режиссер известного, горячо принятого партией и народом прекрасного фильма «Белорусский вокзал» начал снимать свою вторую ленту по собственному же литературному сценарию «Рябина – ягода нежная». В главных ролях Наталья Рудная и Леонид Кулагин.

Про фильм.

Фильм «Осень» – не самый популярный советский кинофильм и все же возможно, многие его видели. Это, на мой взгляд, один из лучших фильмов о взрослой любви – просто о любви, без рассуждений о долге, дружбе, службе, обществе, морали.
Илья и Саша познакомились еще в детстве. К двадцати годам они решили пожениться. Но в последний момент Саша передумала: ей хотелось чего-то необыкновенного, от жизни, от любви.
Прошло 10 лет. Саша неудачно вышла замуж и вскоре ушла от мужа. Илья, прожив в браке 7 лет, тоже глубоко несчастен. Они случайно встречаются и решают, наплевав на все условности, сбежать на восемь дней «на край света», где бы они были только вдвоем.
Но теперь им по тридцать и им так не просто любить друг друга, быть вместе.
Фильм отличается от традиционной стилистики советских фильмов про любовь. Здесь нет песен, вообще нет привычной легкости, радости, молодости, смеха. Нет и обязательной производственно-бытовой тематики.
Смирнов вырывает героев из привычной реальности, они находятся в почти полной изоляции, где ничто не отвлекает их от их отношений, где нельзя спрятаться за мелкими делами и заботами, где любовь – единственное содержание повседневной жизни.
А вся обстановка, кажется, совсем не про любовь. Поздняя осень, блеклые краски, непривлекательный деревенский быт. Неласковая, неприветливая северная природа заставляет героев ежиться от холода и будто еще плотнее заворачиваться в свои души.
Сюжет скуп на события. Кажется, в фильме почти ничего не происходит, зрители вместе с Сашей и Ильей погружаются в тишину и неподвижность. Слов мало, звуки – только монотонный шум дождя, щебет птиц, шелест листьев и прекрасная музыка Альфреда Шнитке. И все же, весь фильм – как натянутая струна, «воздух заряжен электричеством», все бури и невзгоды – в душах героев. «Отчаиваясь, впадая в неверие, доходя до истерической мольбы, до озлобления, рвутся они друг к другу».
Режиссер Сергей Герасимов назвал главных героев фильма «отчужденными людьми». Они хотят любви, но каждый – по своим правилам. Для Саши любовь – нечто всеобъемлющее, заполняющее всю жизнь, ей хочется страстей, чтобы любимый человек мог глотку за нее перегрызть. Илья же очень спокойный и даже чересчур рациональный человек. Он никак не может уйти от жены, а когда та спрашивает его напрямую о любовнице – врет ей.
В зрелой любви этих двух людей нет романтики, нежности, бережности – они жестки и почти жестоки друг к другу. Они как два дикообраза, о которых рассуждала героиня другого советского фильма про любовь «Влюблен по собственному желанию»: «…им холодно и страшно.. они жмутся к друг другу и колят друг друга своими иглами». Андрей Смирнов говорил: «Ведь я снял фильм просто о том, как тяжело одному человеку пробиться к душе другого».

И вот общественное мненье.
Фильм, можно сказать, нашумел. В газеты посыпались письма следующего толка: «Дорогая редакция! Пишет вам коллектив сотрудников детского сада города Луховицы. Хочется поделиться с вами впечатлениями о недавно просмотренной кинокартине «Осень». Мы удивлены и возмущены увиденным на экране. Известно, что советский фильм должен воспитывать все прекрасное, пропагандировать коммунистическую мораль. Но, увы, в этом фильме, кроме красот природы, восхищаться нечем. Невоспитанность, грубость, низкая культура его героев, неумение трудиться и отдыхать – вот что отличает их. А во что превратили любовь – это прекрасное возвышенное чувство?! То, что мы увидели на экране, это не любовь, а упрощенное опошленное чувство. Такую любовь мы не понимаем…».
Кинематографисты хваля, в целом, литературный сценарий, говорили, что это провал. Что не удались центральные партии, что картина не приглашает к соучастию, что не вышло в ней истории любви. Секретарь правления Союза кинематографистов Алексей Караганов высказывался в интервью: «Психологическая анатомия любви людей, изолированных от реальностей многосложной жизни, мешает яркому раскрытию характеров, экранному выражению убеждающего нравственного урока». Актеров обвиняли в неубедительности, их персонажей в недостаточной тонкости и эмоциональности. Известный советский киновед, секретарь правления Союза кинематографистов СССР, директор Центральной студии Василий Иванович Соловьев замечал: «Если бы узнать, как из такого положения выходят люди духовно богатые, тонкие».
А фильм ругали за чрезмерную вульгарность и чуть ли не порнографичность. «Что ты, голой бабы не видел?» – вопрошал Сергей Герасимов на заседании в Союзе кинематографистов». Критики негодовали: «Что же касается фильма «Осень», то здесь все эти раздевания, назойливое мелькание полуголого тела, появление в исподнем в самые неподходящие моменты, ничего, кроме раздражения и отвращения, не вызывают. И уж совершенно не оправданы никакими художественными и эстетическими задачами».
Смирнов оправдывался, что в новом кинофильме он продолжил традиции «Белорусского вокзала»: «Конечно, в утверждении добра и любви, без которых жизнь невозможна, счастливая улыбка любимой, как в новом фильме, или такая знакомая и давно забытая рука друга, как в «Белорусском вокзале», могут помочь человеку стать чище, лучше, прекрасней. Ведь цель кинематографа – глубже и полнее показать нашего современника». «Я давно хотел сделать фильм о любви. Человек не может быть духовно богатым, если он беден в любви. У моего героя оказывается достаточно мужества, чтобы понять это и переделать себя. Вопрос о воспитании чувств – очень тонкий и важный. Необходимо как можно чаще говорить о нем с экрана, с подмостков сцены, со страниц книг».
Впрочем, едкие замечания журналистов иногда довольно точно описывали сюжет: «На протяжении полутора часов герои фильма пытаются выяснить, на самом ли деле они любят друг друга. Взаимные упреки перемежаются пылкими клятвами и плотскими утехами. Накал страстей возрастает с каждым прожитым в деревне днем. Найденное было вчера компромиссное решение, умиротворившее обоих, на следующий день вдруг исчезает в тумане, который герои (с помощью авторов) старательно напускают на свои отношения». В общем примерно это и происходит в фильме.

***
Но есть в нем и непередаваемая поэзия; в том, как рассказывает деревенская баба Дуся, в исполнении молодой Натальи Гундаревой, о своей семейной жизни; как Саша готовит Илье завтрак под открытым небом; как герой Джигарханяна заботится о своей совсем не ласковой жене и двух сыновьях; в том, как читает стихи о России в прокуренной пивной, полной народа, Илья.
И вот эта трудно уловимая поэзия трудной любви, без всяких внешних примесей, оказывается главной в фильме и в жизни героев, которые, покорежив себя, таких взрослых и непреклонных, все же смогли прорваться к друг другу.

8 февраля 2012
9

Настроение и драматизм - сродни "Утиной охоте", той, что экранизирована как "Отпуск в сентябре" с Олегом Далем в главной роли.
Здесь Гундарева - как и всегда, естественна настолько, что не видится актрисой: жительница деревни, куда приехала съемочная группа. Наталья Рудная женственна и страстна, Леонид Кулагин - этакий Чайльд Гарольд и повзрослевший Онегин в одном флаконе, так и не закрытом крышкой и не взболтанном...

Едва ли не сильнейший фильм Андрея Смирнова. К показу был запрещен долгие годы. Стоит посмотреть. И потом посмотреть как минимум еще раз

27 апреля 2009
9

Фильм о Любви! Сильной, настоящей, последней... Два уже не очень молодых человека любят друг друга, но... он не свободен, хотя понимает, что живёт с женой скорее по инерции, она... она свободна и потому ей немного страшно проститься со своими привычками закоренелой "холостячки", независимой, сильной, самостоятельной. Взяв кратковременный отпуск они едут в глухую деревню немного отдохнуть и побыть вдвоём. Здесь, вдали от своей привычной жизни, они вдруг начинают осознавать, что не всё так однозначно в их отношениях, что на самом деле, несмотря на необыкновенное притяжение, они всё ещё не очень хорошо знают друг друга. Постепенно, изо дня в день открывая что-то новое друг в друге, они начинают сомневаться в своих чувствах. Возвращение в город ставит всё на свои места. Любовь, та самая последняя и единственная, связывает их снова, теперь уже, наверное, навсегда! Фильм очень откровенный и искренний!

14 ноября 2010
7

Он женат, но не любит жену. Она была замужем, но недавно развелась. Когда то он был влюблен в нее, даже были какие-то отношения, но она испугалась, захотела нагуляться и вот уже почти 30 лет и никакого будущего.
Желая сбежать от прежнего мира они едут на север (видимо куда-то в Карелию) на неделю отдохнуть и попытаться понять как им дальше жить. Ссорятся, мирятся, любят друг друга. От себя ведь не убежишь! А осень приходит ни у кого не спросив
Андрей Смирнов снял очень камерный фильм про то, что иначе не получается вообще ничего. Это не чья то вина, просто жизнь она всегда такая, а не только когда маленький.
Спустя еще 30 лет его дочь - Дуня Смирнова снимет свою «Связь» примерно на ту же самую тему...
Осень, дожди и никакого света в конце туннеля. Не удивительно, что фильм положили на полку!

23 июля 2015
Все отзывы
Читайте также
10 спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
10
спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
10 спектаклей на Большом детском фестивале в октябре
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость