Фильм

Фильм Трон в крови

Kumonosu-jô, Япония, 1957

7.2
8.1
Трон в крови – афиша
© Toho Company
1/15

Историческая драма Акиры Куросавы

Честолюбивый воин Васидзу Такэтоки готов на любое преступление ради почетного царского титула.

СтранаЯпония
Продолжительность1 час 48 минут
Дата выхода15 января 1957
Возрастное ограничение16+

Самые ожидаемые события

Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого). Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.
7

Генералы Васидзу (Тосиро Мифуне) и Мики (Минору Тиаки), после удачно подавленного восстания, едут по Паучьему лесу в Паучий же соответственно замок к своему вассалу для того, чтобы получить заслуженную награду, о которой они, впрочем, не догадываются. Заблудившись, они натыкаются на странную старуху, которая пророчит им обоим повышение, а генералу Васидзу и вовсе трон всего государства, правда однажды тот передаст бразды правления сыну Мики. Не особо в это поверившие воины в этот же день убеждаются, что как минимум первая половина предсказания сбывается без нареканий. И, если Мики смиренно и честно продолжает править вверенным под его руководством фортом, то Васидзу испытывает муки сомнений, которые особо подстегивает его жена, утверждающая, что он должен убить своего господина и дать пророчеству свершиться. Васидзу идет ради этого на преступление, становится главным человеком в государстве и готовится передать полномочия сыну Мики, чтобы пророчество свершилось до конца. Однако у его жены на это собственные, коварные планы. Экранизация шекспировского «Макбета», перенесенная на японскую землю времен эпохи Сэнгоку.

«Трон в крови» иллюстрирует радикальную смену подхода к экранизациям в творчестве Акиры Куросавы. Если раньше он не всегда удачно старался просто перевести слова и события на японский лад, то в этот раз он полностью трансформировал историю, чтобы уложить ее в прошлое Японии, дабы выглядела она наиболее органично с учетом разности культурологических точек зрения по сравнению с шекспировскими темами, символами и визуальными образами. Разница между постановкой и оригиналом простирается гораздо дальше, чем разница в языке. Куросава демонстрирует мастерство по скрещиванию чужеродной литературы и традиционной культуры, истории. И демонстрирует на этот раз более чем удачно.

Впрочем, как раз тематика предательства, поднятая в «Макбете» Шекспиром как нельзя лучше соответствовала духу эпохи Сэнгоку, когда каждый был готов предать каждого ради крохотной политической выгоды, а убийства собственных вассалов и бунты происходили сплошь и рядом. От шекспировских диалогов осталась только небольшая речь Мифуне. Причем Куросава превратил шекспировских героев в настоящие дистилляты эмоций – ненависти, жадности, зависти, практически полностью убрав все мешающее подобному образу детали. То есть полностью отстранил эти эмоции от психологии человека, будто изучая их идеальную форму и поведение в той или иной ситуации, среде.

Другой задачей трансформации являлся перевод шекспировских тем в рамки буддистского мировоззрения. Для того, чтобы произвести подобную процедуру наиболее безболезненно как для источника, так и для зрителя, Куросава использовал традиции и приемы театра Но и заставлял своих актеров тщательно изучать соответствующие маски, чтобы как можно точнее в своей актерской игре повторять образы и эмоции, жесты и движения характерные для выразительности театра Но. При этом для формирования коллапса внутреннего мира Васидзу, Куросава прибегает к традициям и формам, принятым в конфуцианстве, наполняя внешний мир хаосом, туманом, дождем и ветром, бунтующими лошадьми и прочими проявления треснувшего мира.

Сам изобразительный почерк и визуальная эстетика картинки также наследует древним традициям Японии. Так, огромные ландшафты, наполненные пустынным небом и туманом, сквозь который мчится крохотная фигурка всадника или в углу торчит небольшой холм – все это создано в соответствии с изобразительными традициями, навеянные внутренними самоограничениями Дзен Буддизма. Таким образом где-то в этом фильме образ и значение, слово и картинка, при помощи различных культурологических приемов, характерных для национального японского колорита, окончательно становятся единым целым.

Кроме того «Трон в крови» ознаменовал новый этап и во многом предвосхитил тон более позднего периода творчества Куросавы. Отсутствие особых споров о морали, общий холодный настрой фильма, эмоциональная отстраненность – все это не было так уж характерно для фильмов первой половины 50-х. По большому счету, «Трон в крови» стал первым большим отходом от традиций «героического кино» Куросавы, хотя, конечно, это еще не «кино отчаяния». Слишком внушительные и управляемые образы несут все еще слишком акцентированное моральное значение.

26 сентября 2011
Все отзывы
Читайте также
36 лучших фильмов про самураев
36
лучших фильмов про самураев
36 лучших фильмов про самураев
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
8 действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
8
действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
8 действительно стоящих фильмов по комиксам Marvel
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11
фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость