Киноафиша Москвы

Фильм «Великий диктатор»

The Great Dictator (1940, США)

6.8
0:00 / 0:00
0:00

Великий диктатор (англ.)

Смотреть трейлер

Антифашистская комедия Чарли Чаплина

Великий комик играет две роли: еврея-парикмахера и диктатора Томении Аденоида Хинкеля.

Отзывы пользователей о фильме «Великий диктатор»

Фото Konstantin Bashenko
отзывы:
9
оценок:
10
рейтинг:
23
9

Надо понимать, что съемки начались в конце тридцатых, когда Гитлер и Муссолини только начинали свое кровавое шествие. Германия еще не напала на СССР. А США, хоть и понимали всю опасность фашистского движения в Европе, не вступали с ним в расприи. Так, Чаплин показал американского переводчика речи Хинкеля, который достаточно не точно, по заготовленной ранее бумажке, переводит речь диктатора. Зрителю это несоответствие ясно сразу.
Исходя из этого, можно понять гениальность картины. Фильм-предсказание, со множеством истин, принятых миром только через несколько десятилетий.
Конечно, Чарльз Чаплин был одним из пионеров комедии. Гением монтажа. Но для меня эта его работа — самая главная. Она была смелой, опасной и очень нужной.
Увы, ни Гитлер, ни Муссолини, не слышали заключительной речи Чаплина в этом фильме. А она могла бы спасти миллионы жизней.
Так-же очень рекомендую сравнить игру актера, исполняющего Муссолини и документальные записи с этим диктатором. Поразительное сходство.

Фото Евгений Шмуклер
отзывы:
88
оценок:
88
рейтинг:
190
9

Milestone

Несколько слов об авторе
Обсуждение фильма «Великий диктатор» невозможно без разговора о его авторе - Чарльзе Спенсере Чаплине, более известном как Чарли. Уместно напомнить, что фигура Чарли Чаплина в истории кино исключительна. Чарли Чаплин, это своего рода "неуместный артефакт", — высшая ценность в археологии, когда свойства находки немыслимы для времени, с которым её соотносят. Чарли Чаплин, это один из немногих людей эпохи Возрождения, которые родились на три века позже своего времени. Сценарист, режиссёр, продюсер, неизменный исполнитель главных ролей в своих фильмах, публике наиболее известный именно в этом качестве. И кроме этого, что несколько менее известно — композитор и исполнитель музыки для своих фильмов. На ум невольно приходит Леонардо да Винчи, который тоже "везде поспел".

Ближе к делу

Чаплин узнал от знакомых о том, что в Третьем Рейхе евреям приходится плохо. Вторая Мировая едва успела начаться, как он сел писать сценарий будущего фильма, который и создал в 1938-1939 годах. «Великий диктатор» — первый фильм Чаплина с полноценным звуком. Здесь заметим, что до этого Чаплин принадлежал к числу общепризнанных корифеев киноискусства, которые отказывались признать место звука в кино. Именно на этом фильме автор, видимо понял, что хочет обратиться к зрителю напрямую, как никогда до этого. Не намекать, а произнести нечто важное, прямо и недвусмысленно.

Синопсис

Действие начинается во время Первой Мировой войны в войсках некой державы Томания. Солдат, похожий на еврейскую версию Швейка, в результате стечения обстоятельств оказывается в самолёте, пилот которого ранен, и спасает себя и пилота. Сам при жёсткой посадке получает травму, в результате которой теряет память и следующие 20 лет находится в больнице, не имея представления о том, что происходит во внешнем мире.

Пока он заключён в больницу и вообще не в себе, в Томании к власти приходит Аденоид Хинкель, который любит громить евреев и хочет захватить весь мир. Не имеющий имени солдат, в мирной жизни - цирюльник, выходит наконец из больницы, возвращается в свою парикмахерскую и пытается заново построить свою жизнь. Он вскоре сталкивается с тем, что за время его отсутствия жизнь успела измениться до неузнаваемости. Однажды он встречается с когда-то спасённым им пилотом, затевающим заговор против Хинкеля. При всём этом, оказывается, что мирный и не очень умный цирюльник поход на верховного повелителя страны как брат-близнец. В результате разнообразных перипетий когда-то солдат, а теперь цирюдьник оказывается на высокой трибуне, принимаемый всем народом за диктатора. И на этой трибуне он произносит речь, в последствии признанную одним из величайших монологов в истории.

Что к чему

Чаплин, как уже сказано выше, узнал о преследованиях евреев в Германии от коллег. Тут уместно напомнить, что вопреки распространённому заблуждению, Чаплин сам никаким евреем не был. Время, когда создавался сценарий, известно как «Странная война». Немецкая операция «Морской лев» и битва за Британию с массовыми бомбардировками английских городов были впереди, так что во время написания сценария «Великого диктатора» Вторая Мировая ещё не успела стать для англичан по-настоящему личной проблемой. Однако, можно предположить, что почему-то она успела стать личной для самого Чаплина. Не только зрители, но и многие критики считают, что финальный монолог — прямое обращение автора к зрителю, и Чаплин здесь говорит от себя. Между прочим, можно предположить, что Чаплин вдруг понял лучше своих современников и сограждан, на пороге чего стоит человечество и Европа.

Здесь нельзя не вспомнить, что в США 1940 года, когда они не находились в состоянии войны с Рейхом, фильм был воспринят как минимум неоднозначно, хотя имел большой коммерческий успех. Власти США в это время ещё не собирались ссориться с Третьим Рейхом и Гитлером. Высказываются предположения, что именно финальный монолог Чаплина послужил причиной для сенатора Маккарти ненавидеть Чаплина и впоследствии добиться его высылки из США.

Заключение

Фильм «Великий диктатор» мог быть создан только до Холокоста. Он наглядно показывает, что англичанин 1940 года не может себе представить тех ужасов, которые уже начинают происходить, они оказались беспрецедентны. Жители Томании показаны несчастными, запутавшимися, порой бессильными что-либо изменить, но вполне человекообразными. В конце концов, автор заговора, приводящего в результате цирюльника на высшую трибуну - спасённый когда-то пилот Шульц, тоже житель Томании.

Парадокс «Великого диктатора» в том, что фильм, по замыслу — один из самых серьёзных, а может быть единственный настолько серьёзный фильм Чаплина, одновременно известен самыми потрясающе смешными сценами. Практически все сцены, в которых присутствуют Аденоид Хинкель и его собрат - «дигаттиче Бактерии — Бензино Наполони» (дуче Италии - Бенито Муссолини) — потрясающе смешны. Встреча на вокзале, сцена на подъёмных креслах чего стоят. Танец Хинкеля с земным шаром - незабываемая, классическая сцена.

Финальный монолог цирюльника, оказавшегося на месте диктатора — воспринимается как уникальный момент, когда Чаплин-бродяга снимает свою обычную комическую маску и смотрит зрителю в глаза сам по себе. И, один раз увидев, это забыть невозможно.

Фото Владимир Горский
отзывы:
14
оценок:
38
рейтинг:
11
9

Выискивая на пыльных полках киноархива что-нибудь великое, вневременное, эффектное, пройти мимо «Великого диктатора» было бы досадной оплошностью. Упорствуя, более 10-ти лет отказываясь переходить к полноценному звуковому кино, в 1940-ом году Чаплин все же заговорил с экрана. Заговорил так, что спустя более 70-ти лет его слова остаются актуальными, а сам фильм, по мнению многих экспертов и зрителей, стал лучшим в фильмографии маэстро. Это больше, чем просто кино — это искусство.

Изучая поверхностно творчество знаменитого создателя «Бродяжки», невозможно в полной мере проникнуться всей уникальностью этого выдающегося, феноменального человека. Чарльз Чаплин сам писал сценарии к своим фильмам, сам снимал, сам же снимался, монтировал, писал музыку и продюсировал. Разумеется, не всегда весь этот колоссальный объем работы он выполнял в том или ином фильме, но бывало. Фильмы Чаплина целиком и полностью его, и «Великого диктатора» уже с самого начала следует воспринимать как личную реакцию автора на события тех лет в Европе.

Нельзя не сказать о том, что создание картины было делом весьма рискованным и смелым. Позже автор признался, что если бы имел представление о настоящих ужасах, творившихся в немецких концлагерях, то отказался бы от затеи снимать фильм.

Пожалуй, Чаплин был одним из первых, кто разглядел жуткий потенциал фашизма, его всеохватывающую, остервенелую страсть к экспансии наравне с агрессивностью. И если сейчас создание комедии на тему холокоста будет причислено к моральному вандализму и кощунству, то в 1940-ом эта сатирическая зарисовка была воспринята как вызов общественности. Все возмущение и напряжение, накалявшее атмосферу мировой политики, нашло отражение в бессмертном полотне мастера.

Овеянный духом сатиры и иронии фильм, за комедийной маской которого скрывается тяжелая и гнетущая реальность происходящего. За образом эксцентричного и взбалмошного Аденойда Хинкеля очевиден зловещий призрак Гитлера. Совершенно понятно, что Бензино Напалони — лидер фашизма с Аппенинского полуострова, а за холодными лицами Херринга и Гарбича скрыты прообразы Геринга и Геббельса. Главного же героя еврея-цирюльника стоит воспринимать не как конкретно выдуманного персонажа. Скорее это собирательный образ людей, пострадавших от гонений и травли фашизма. К тому времени люди были запуганы, они устали бояться, и хотели лишь мира и спокойствия, кто бы мог подумать, что война затянется еще на несколько лет и примет мировые масштабы.

Безусловные художественные достоинства фильма были отмечены неоднократно. Сюжетная канва проста ровно настолько, насколько того требовал авторский замысел. Но что стоит отметить особенным образом — тонкие сатирические находки, которыми режиссер знатно обогатил картину. Будь то небольшое противостояние между Гитлером и Муссолини «кто выше сидит» или баловство Адольфа с глобусом — земным шаром, эдакая игра повелителя с целыми миром, где мир — лишь игрушка, средство воплощения фантазии. Неизменен и искрометный чаплиновский юмор — сцена с монеткой в пудинге обыграна блистательно и неповторимо.

И после всех перипетий, после смеха, разочарования, гнева, автор подводит зрителя к главному — финальной сцене, в которой устами парикмахера говорит сам Чаплин. Столь неожиданный, впечатляющий аккорд подытоживает двухчасовое действие картины особенно эффектным образом. Показательно, что про само явление фашизма там сказано критически мало, это и делает пятиминутную речь не временным откликом на конкретное явление, а бессмертным завещанием выдающегося мастера. Особенно интересно то обстоятельство, что подобный способ обращения к миру через своих героев Чаплин применит также в своем следующем фильме «Мсье Верду».

Документально подтверждено, что Адольф Гитлер был ознакомлен с фильмом «Великий диктатор». По утверждению очевидцев, он посмотрел его полностью. Чаплин говорил, что отдал бы все, чтобы узнать его реакцию. И не только он один. К несчастью, для всех это навсегда останется загадкой.

Фото Orange_Life
отзывы:
10
оценок:
75
рейтинг:
7
9

Чарлз Чаплин - восхищаюсь его игрой, особенно в этом фильме, не побоявшись негативной реакции, высмеял всю нелепость происходящего....
комик, который в конце поражает своей речью, затрагивающей душу каждого, кто смотрел этот фильм

Фото Short_story
отзывы:
234
оценок:
236
рейтинг:
186
9

За образом смешного бродяги, Чарльз Чаплин прятал сложного человека, наполненного желаниями, амбициями и противоречиями. Для него было мучительно важно не просто шутить, но поднимать насущные вопросы, отражать через свою комедию неестественность пороков внешнего мира. Он был одним из первых режиссеров, не только решившихся снять фильм про нацизм (и я не считаю здесь документальные ленты того-имя-которого-даже-не хочется-называть типа "Триумфа воли"), но сделать это в далекой от Европы Америке в жанре высмеивания фюрера. Его отговаривали, ему сулили банкротство и полный крах всей сложившейся карьеры. В конце концов этот фильм действительно стал началом конца его удачной жизни, потому что нарушать правила можно до определенного момента. Но он делал важные для себя вещи и всё это только добавляет ему величия. Кроме того, ценность этого фильма еще и в том, что это было первое звуковое кино Чаплина! Он так боялся, что бродяга умрет при первом произнесенном им слове, что боролся против звука всеми методами, но ведь решился! И это очень важно. Ведь, если бы не эта решимость, у нас бы не было его заключительной речи, ради которой в общем-то и стоит посмотреть это кино. В ней нет ни слова о нацизме, но каждое слово живо по сей день и несет истинное понимание того, как должна устраиваться наша жизнь (читайте в конце, смотрите в кино).

Честно говоря, сам фильм показался мне слабее "Малыша" или "Огней большого города", где, как мне кажется, было больше тонкого и трогательного Чаплиновского стиля. Эти фильмы могли с первого кадра захватить внимание и не отпускать его до последней слезы финала. А в "Великом диктаторе" много сцен откровенно скучных и предсказуемых. Они разбавляются гениальными фрагментами, но не создают ощущения цельного шедевра. И если бы не кульминация финальной речи, может быть и прошли бы совсем стороной. Но в совокупности с фактами борьбы, идеи и создания - это безусловно то кино, на которое стоит потратить 2 часа времени. И не забудьте сохранить куда-нибудь его речь, чтобы в моменты, когда вас захватывает высокомерие, ненависть или пустота, вы знали где прочитать человеческую молитву о главном, наравне с песней Imagine Джона Леннона.

Речь:
Простите, но я не хочу быть императором, это не моя цель. Я не хочу никем править и никого завоёвывать, я хочу всем помогать: евреям, обездоленным, чёрным и белым.

Мы все хотим помогать друг другу - так уж созданы люди. Мы хотим жить и радоваться счастью ближнего, а не его горю. Мы не хотим ненавидеть и презирать друг-друга. В этом мире хватит места для всех. Наша добрая земля плодородная - она легко прокормит нас всех. Жизнь может быть свободной и прекрасной, но мы сбились с верного пути. Алчность отравила души людей, разделила мир ненавистью, ввергла нас в страдания и кровопролития.

Мы все наращивали скорость, но заперли себя в темнице. Машины, которые дают изобилие, оставили нас в нужде. Наши знания превратили нас в циников, наша рассудительность сделала нас холодными и жестокими. Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Нам нужна человечность больше, чем машины и больше чем рассудительность, нам нужна доброта и мягкость. Без этих качеств жизнь превратится в одно насилие, и тогда все погибло.

Самолеты и радио сократили расстояния. Сама природа этих открытий требует от человека доброты, призывает ко всеобщему братству, к единению всех людей на земле. И даже сейчас мой голос достигает слуха миллионов во всем мире, миллионов отчаявшихся мужчин, женщин и маленьких детей, несчастных жертв той системы, которая заставляет пытать и заключать в тюрьму невиновных.

Тем, кто может услышать меня, я говорю: "Не отчаивайтесь!". Бедствие, которое нас постигло, порождено судорогами алчности - озлоблением людей, которые боятся прогресса человечества. Но и ненависть людская преходящая, диктаторы погибнут, а власть, которую они отняли у народа, вернется к народу. И до тех пор, пока люди умирают за нее, свобода не погибнет.

Солдаты! Не поддавайтесь этим тварям, которые презирают вас, делают вас рабами, управляют вашей жизнью, приказывают вам, что делать, о чем думать и как мыслить! Тем, кто муштрует вас, сажает вас на паек, обращается с вами, как со скотом, и использует вас, как пушечное мясо! Не поддавайтесь этим чудовищам, людям-машинам, с механическим умом и механическим сердцем! Вы не машины! Вы не скот! Вы - люди! В Вашем сердце есть любовь и человечность! Ненавидят лишь те, кого никто не любит, - лишь нелюди и нелюбимые!

Солдаты! Не боритесь за рабство, сражайтесь за свободу! Святой Лука говорил: «В душе каждого есть Царство Божие»! Не у одного! Не у отдельной группы, у всех людей, у всех вас! У всех есть власть! Власть, чтобы сделать открытие! Власть, чтобы сделать других счастливыми, сделать жизнь свободной и красивой, превратить жизнь в прекрасное приключение! Во имя демократии воспользуйтесь этой властью!

Объединяйтесь и сражайтесь за новый мир, справедливый, в котором у каждого будет возможность трудиться. Где у молодых будет будущее, а у пожилых стабильность! Обещая всё это к власти пришли негодяи, но они нам солгали, они не выполнили обещаний! Никогда не выполнят! Диктаторы порабощают людей, так будем же бороться, чтобы эти обещания исполнились! Чтобы мир стал свободным, чтобы не было национальных границ, не было жадности, ненависти и нетерпимости! Давайте бороться за разумный мир, в котором наука и прогресс будут залогами всеобщего счастья!

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить