Киноафиша Москвы

Фильм «Слово»

Ordet (1955, Дания)

5.5
Кино: «Слово»
Кино: «Слово»
  • 16+ 2 часа 6 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Актеры

Отзывы пользователей о фильме «Слово»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
506
9

Мощнейший акт кинематографического и драматургического творчества, повлиявший на развитие современного авторского кинематографа самым непосредственным образом. Ферма Боргенов переживает не самые лучшие свои времена. Они по-прежнему богаты, а их хозяйство, благодаря старому Моргену, в полном порядке. Однако эту семью вряд ли можно назвать счастливой. Единственная, кто счастлива по-настоящему, это беременная Ингер, невестка Моргена, жена старшего сына Миккела, который уже давно потерял веру. Йоханнес же, средний из Боргенов, веру приобрел. Но его мозг не смог выдержать подобного испытания и во время обучения богословию он сошел с ума и с тех пор ходит по дому, читает проповеди и цитирует Библию с видом, будто он – Иисус Христос, что вводит в смущение нового пастора. Несчастлив и младший Андерс, который влюблен в дочку портного, но не может быть с ней вместе потому, что ее отец и его отец – давние враги, принадлежащие разным христианским конфессиям. Но вот в семье случается настоящая трагедия – во время преждевременных родов умирает Ингер и вся семья пытается эту утрату пережить. Но даже тогда они и не подозревали, что для того, чтобы объединить человечество вновь, потребуется всего одно чудо. Всего одно Слово.

К 1952-му году Дрейер решил вернуться в кинематограф. Дело в том, что до этого, из-за военных трагедий, снимать на родине у него не получалось, а за рубежом получалось через раз – после «Двух человек», снятого в Швеции, Дрейер и вовсе впал в уныние. Но вот с ним подписал контракт датский кинематографический концерн Dagmar Bio, и режиссер доказал свою состоятельность и талант, закончив через два года после этого один из самых главных своих фильмов. В основе фильма лежит пьеса Кая Мунка, которую тот написал в 1932 году. Написал ее он отталкиваясь от собственного опыта и наблюдений, которые сделал за двадцать лет, в течение которых он был лютеранским священником на Ютландии, до тех пор, пока его не расстреляли фашисты в 1944 году за то, что он проповедовал против них. Пьесу уже экранизировали в 1943 году, но интерес та ранняя версия имеет исключительно исторический.

Снимал фильм Дрейер со всей привычной обстоятельностью и педантичностью. Кадр, будь то редкая натурная сцена или студийная съемка, выставлен идеально, хоть обставляй рамой и на стену вешай. Причем наполнение кадра скорее аскетичное – ничего лишнего, но все служит единственной цели – достижений максимального уровня визуального реализма. Стены, близки к допустимо идеальному цвету, но с неровной штукатуркой и грубыми углами. Интерьер точно воспроизводит элементы деревенского быта того времени, но подробностями совсем не мешает истории. Свет так, что сразу вспоминаешь, с каким восторгом многие специалисты отзываются о четкости и ясности цветов и контрастов в творчестве Дрейера. Диалоги скупо, но аккуратно расставлены по всему сценарию.

«Слово» содержит в себе много важных и серьезных посылов и тем. От весьма бытовых и личностных – религиозные и какие бы то ни было социальные разности семей не должны быть причиной стены между молодыми. До самых, что ни на есть, глобальных, касающихся веры. Йоханнес произносит, на самом деле, очень правильные и нужные речи, будучи еще в образе, скажем так, сошедшего с ума студента. «Вы верите в чудеса, которые Я сотворил две тысячи лет назад, но вы не верите в Меня». И с этим упреком невозможно спорить, ибо чуть ли не в соседнем доме два человека ломают судьбы своих семей только из-за того, что по-разному трактуют те или иные строки Писания. Конечно, эти слова воспринимать серьезно до финала фильма сложно – говорит их тот, кого считают сумасшедшим и даже пастор несколько раз порывается его заткнуть, но в конечном итоге от этого даже страшней, ведь он исключительно прав.

По сути, «Слово» Дрейера на полвека опередило целую волну магического реализма в авторском кинематографе, ставшего популярным в первые десятилетия 21-го века. Суровый, аскетический реализм визуального ряда этой ленты, поставленной по пьесе Кая Мунка, создает настолько бетонную и твердую основу для всей истории, что когда происходит что-то, не вписывающееся в установленную систему координат, эффект производит просто феноменально потрясающий. Заключительные кадры фильма можно смело относить к лучшим моментам истории мирового кино, как в эмоциональном, так и в драматическом отношении. По счастливым стечениям обстоятельств, фильм был признан как массовым зрителем, так и критиками сразу после его выхода в прокат. А уж премия Венецианского фестиваля звучит тем минимумом, что могло позволить себе человечество, чтобы отблагодарить режиссера, который снял этот бессмертный фильм.

1

Галерея