Фильм

Фильм Мой друг Иван Лапшин

СССР, Россия, 1984

7.4
14 отзывов
100%
пользователей рекомендуют
7.5
Мой друг Иван Лапшин – афиша
1/4

Криминальная драма, в которой уже чувствуется поздний Герман с его физиологичностью, усиленным вторым планом, большим количеством деталей и что-то бормочущими себе под нос героями

Экранизация повести Юрия Германа о начальнике уголовного розыска провинциального городка Учанска Иване Лапшине (Андрей Болтнев), который ловит банду матерых преступников, параллельно ухаживая за актрисой-неудачницей (Нина Русланова) из местного драмтеатра, в то время как она сама влюблена в друга Лапшина — журналиста Ханина (Андрей Миронов). События в фильме датированы 1934 годом — временем сразу после убийства Кирова. Передать этот дух времени (через черно-белое изображение и разные оттенки серого, которые лишь изредка разбавляется цветной картинкой) для Алексея Германа было важнее и труднее всего. Впрочем, фильм не только с документальной дотошностью воссоздает облик той эпохи, но и, как заправский канатоходец, ловко балансирует на границе двух жанров: круто сваренного детектива и мелодрамы с менаж-а-труа. То есть, с одной стороны, в картине есть элегия бурных чувств (у которых, как известно, неистовый конец), а с другой — фантастически снятая сцена милицейского рейда с потасовкой-рубиловом в коридоре, как в «Сорвиголове». И в этом смысле, конечно, «Мой друг Иван Лапшин» — это наш «Французский связной», а не только характерный германовский физиологический эпос.

СтранаСССР, Россия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 40 минут
Дата выходаянварь 1985
Дата выхода в России20 сентября 2018
Возрастное ограничение12+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Мой друг Иван Лапшин»

9

Средь покосившихся заборов, пионерских санпостов и гипсовых дискоболов в тру­сах бригадир угрозыска (Болтнев) ловит банду дебилов-убийц и ищет взаимности у актрисы погорелого драмтеатра (Русланова).

Финальный гоп-захват поганых выползней станет таким же эталоном грязного милицейского боевика, каким был «Французский связной» для американского криминального жанра, — в остальном Герман останется верен старопитерской литературной традиции превращать ядреные детективы в новые заветы и энциклопедии русской жизни. Его фильм — сентиментальный марш по большим людям в кепках и ратиновых пальто, которые в хронике двигались чуть быстрее, а оттого казались еще энергичнее, чем были на деле. Породе неправильных великанов, грубой и спешной выделки бритоголовых гладиаторов, дерганых, культяпых, смертных детей богов, рабов и жар-птиц, успевавших одновременно тягать гири, добывать дрова, хором петь глупости и делать большую историю.

Все культовые фильмы вялых новейших времен были притчами о силе — братской, эльфийской, матричной и маклаудской. Резкое поправение прародины большевизма так и не развеяло шершавой магии первой из них — песни о дикой, доброй, жаркой и классовой силе начальника провинциальной опергруппы. Восторжествовавшее в реформенной России гадливо-чистоплюйское отношение к 30-м всякий раз спотыкалось именно об эту корявую оду нагану, шахматам, козьей ножке и львиному сердцу волкодава.

1 мая 2006
9Всё вместе. Все вместе

Историческая драма с элементами детектива и мелодрамы.
Фильм снят по повести "Лапшин" отца Германа - Юрия Павловича. У фильма большая предыстория. Первый сценарий картины, который назывался «Начальник опергруппы», был написан ещё в 1969 году. Съёмки по нему начались только в 1979 году. После начала съёмок сценарий переписали. Съёмочной группой проведена большая подготовительная работа по приданию фильму достоверности и реализма.
Главная цель фильма - передать дух эпохи 30-х годов. Действие фильма происходит в 1934 году в провинциальном городе Унчанске. Большая часть фильма была снята в городе Астрахани.
Главный герой фильма Иван Михайлович Лапшин (Андрей Болтнев) начальник уголовного розыска, призванный давить всякую мразь. В течение фильма он ловит реально существовавшую Соловьёвскую банду, убийц бессмысленных и беспощадных. "Какая там психология убийц, - говорит он, - душегубы". Убийцы вне закона, это Другие люди из криминального мира. Кроме убийц в фильме нет отрицательных персонажей. И мир коммуналок здесь не так пугающ. Все вместе, все одна большая семья. Фильм по-домашнему уютен. Там хочется жить. Ведь люди верят в большое светлое будущее, которое не зависит от денег и начальников. "Вычистим землю, посадим сад и ещё сами успеем погулять в этом саду".
Отличная игра актёров. Динамичная камера, чёрно-белая плёнка и использование тумана создают необычайно реальный эффект присутствия. Фильм дышит эпохой. Интересный многомерный сюжет и эффект полифонии. Отсутствие саундтрека компенсируется присутствием в кадре ярких сочных звуков. Колоритные персонажи. Классический любовный треугольник. И Андрей Миронов. Гениальный фильм.

26 июня 2012
9

Герман, как и многие другие служители муз, творил о детстве. Самая эфемерная пора, судьбоносная в жизни каждого и в какой-то момент надо осмыслить её, что уверенно идти в будущее. Толстой написал книгу. Шуман написал «Альбом о Детстве». Герман снял фильм.

Снято все это в завораживающем гиперреализме, просто не знаю, как можно добиться ТАКОЙ игры от актеров. Смотрится реальнее реальности, честное слово. Фильм очень автобиографичен, с комбинированной съемкой цветной камерой и ч/б, в целом «Мой друг Иван Лапшин» — кино не только отчаянно авторское, но, как не парадоксально, не «не для всех»

Я думаю, что фильм будет понятен и близок, если воспринимать творящиеся на экране действия, как память. Как-будто человеку залезли в черепную коробку и запечатлили на целлулоид, хаотичные воспоминания, образы…

Но самое интересное, что в итоге я увидел не только рассказчика, но и Эпоху. Людей. Жизнь. Время. Не важное, не судьбоносное в жизнях миллионов, просто отрезок времени с незнакомыми зрителю и близкими рассказчику героями.

Удивительный фильм.

25 марта 2008
9

Жизнь в Унчанске

Пересматривая в очередной раз эту картину (возможно, и любой другой фильм А. Германа-старшего), каждый раз, создаётся ощущение, что смотришь совершенно "другой фильм", при наличие знакомого сюжета. Вот эта история от имени человека, который вспоминает своё детство в 1930-х. Вот эта история начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых, снимающих " угол" в общей "коммуналке" у старухи Патрекеевны. Вот этот "поиск" бандита Соловьёва, отношения с местной актрисой, встреча с журналистом Ханиным. И весь этот "круговорот" сюжета, как точно заметили на первом просмотре фильма Элем Климов и Андрей Смирнов "что этот фильм смотреть невозможно", мотивируя эти слова тем, что это не фильм, а «броуновское движение». Режиссёра неоднократно упрекали в "очернении" действительности и "дегероизации" эпохи 1930-х годов. Критики фильма настаивали, что условия жизни и быт не могли быть такими жуткими, какими они отражены на экране. Картину порой относят к «антологии миниатюр», из которых соткан образ провинциального города и целой эпохи (сюжетные линии прерываются многочисленными микросюжетами). Как правильно замечает за кадром рассказчик: "мы всё тогда умели, всё могли". Сам Герман, наиболее точно и ясно высказывается о фильме: «Перед нами было два возможных пути — делать фильм приключенческий и делать фильм о любовном треугольнике. Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления — главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нём мы и делали фильм. Передать его — было нашей самой главной и самой трудной задачей». Примечателен выбор актёра на главную роль: Герман отмечал, что специально искал актёра на роль Лапшина «с печатью смерти на лице». Без личного соучастия, понимания, невозможно смотреть этот фильм: именно тогда, он раскрывается перед вами всеми " гранями". Герман создал картину о простых людях, простых ситуациях, направив на них большое, увеличительное стекло, выявив все их слабые и сильные стороны.

11 декабря 2017
9

Как удачно все эти размытости кадра (легкий, расслабляющий брак шосткинской пленки "Свема") сливаются с маревом городского мороза, с дымом буржуек, с парами дыхания одетых в шинели людей. Настроение подготовлено для явления мрачной сепии, этих выжимок времени, заставляющих поеживаться самого Аполлона, бога искусства и света. Интеллигентное ч/б в любой момент готово взять на себя привычную роль документалиста, но художник задумал иное, страшное, нечеловеческое дело. Вы видели, как на полуразрушенных старых фото способны странным образом проявляться призраки? В световых пятнах вдруг со всей очевидностью проступают лица давно умерших людей, и мы, не успев отвести глаза, отныне не знаем, куда от них деться. Довольно поймать один только взгляд из потустороннего мира, и жизнь вывернется наизнанку. Я чувствую, что Герман где-то со всем этим рядом. Его талант обернулся бы гениальностью, если бы обратился в сторону мистики, напрямую к играющей тьме. Его ведь там уже ждали, но силы небесные постановили: "Нет. Нам нужен Иван Лапшин".

31 октября 2017
9

Алексей Герман – чемпион по срокам производства кинокартин. Хорошо, если на один фильм у него уходили годы, а не десятилетия. Одна из причин – предельный педантизм в отношении к деталям. Такой педантизм вымер, поэтому фильмы Германа нужно рассматривать в культурном контексте, как музейные экспонаты. Подобное виртуозно-ремесленное качество картин современная продюсерская парадигма отрицает. Метод Голливуда: набросить на массу деталей сеть профильных специалистов. Технология даст качественно выполненную коллективную работу, но пройдет мимо авторского инсайта, электрического стержня, который в секунду может изогнуться дугой и вырваться в запредельный полет, в поток невыразимого знания-силы. Архимед кричал, чтобы помнили. В инсайте современного высокотехнологичного "творца" (в кино это, конечно, режиссер), задействована лишь какая-то часть от общего объема коллективно перевариваемого материала. Узкий специалист не занят художественным преломлением поставленных ему задач; ведь само художественное преломление не может случиться в "узком" месте, оно всегда есть результат симультанного захвата авторским сознанием всех без исключения пластов двигающегося произведения. Специалист ищет функцию, прагматику, а не символы и эстетику; к тому же он не настолько безумен, чтобы принять вызов со стороны материала, чтобы вообще его увидеть! Это не румяный вызов на дуэль, речь идет о полной, тотальной ликвидации личного жизненного пространства автора и способности человека принять ответственность за формирование новых, общих с произведением границ.

24 октября 2017
Все отзывы
Читайте также
15 советских и русских фильмов, изменивших мир
15
советских и русских фильмов, изменивших мир
15 советских и русских фильмов, изменивших мир
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие фильмы про Россию
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20
советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
20 советских киношедевров, которые должен увидеть каждый
30 гангстерских фильмов, изменивших мир
30
гангстерских фильмов, изменивших мир
30 гангстерских фильмов, изменивших мир
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость