Киноафиша Москвы

Фильм «Семь самураев»

Shichinin no samurai (1954, Япония)

7.4
0:00 / 0:00
0:00

Семь самураев (без перевода)

Смотреть трейлер

Боевик Акиры Куросавы про воинов, защищающих урожай деревни от бандитов

Япония, вторая половина XVI века. Жители одной из деревень узнают, что на их деревню собирается напасть бродячая банда и забрать урожай риса. За помощью они обращаются к ронинам — самураям без хозяев, чтобы те их защитили.

Актеры

Режиссер фильма «Семь самураев»

Умер в 1998 году в возрасте 88 лет Фильмов: 27

Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого).

Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.

Отзывы пользователей о фильме «Семь самураев»

Фото beats-beast
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
9

«Семь Самураев», как и остальные фильмы Куросавы совершенно отличается от того, что выдает на-гора современное азиатское кинопроизводство. И отличается в лучшую сторону! Снято без какой-либо оглядки на западных любителей экзотики. Без хореографических боев, летающих на невидимых тросиках самураев, выскакивающих ниндзя и прочей эзотерики. Если бой, то молниеносный – «вжик!» самурайским мечом по животу и «досвидоc»!

Сама картинка смотрится так, что создается ощущение, будто фильм не просто про средние века, но и снимался непосредственно в то время. Впечатление как если смотришь документальное кино. Черно-белое действо только усиливает эффект магической притягательности. Происходящее кажется ожившей картинкой из японской графики. Ну и конечно, свойственная азиатам эстетика движения: сказал - сделал - замер - пауза..

«Семь Самураев» поглощает настолько, что неожиданно для себя начинаешь чувствовать запах костра, у которого греются самураи, вкус риса или влагу дождя. Но все же три с половиной часа, которые длится фильм, высидеть довольно сложно. И девчонки в зале начинают хихикать в том месте, где комичный герой Тосиро Мифуне погибает, сверкая голым задом. Хотя момент, в общем-то, героический, как и сам замечательный киноэпос.

8
Фото Евгений Шмуклер
отзывы:
89
оценок:
89
рейтинг:
191
9

1586 г. Япония. Бесхозная, т.е. никем не унаследованная после гибели хозяина-феодала деревня. Крестьяне случайно узнают, что после сбора ближайшего урожая к ним непременно наведается местная братва, бандиты-грабители-беспредельщики. По совету старейшины общины они посылают самых умных и энергичных в ближайший городок - нанять крышу из голодных ронинов - таких же бесхозных, как и сама деревня, самураев. С миру по нитке собирается команда из семи воинов. Они обстоятельно и последовательно укрепляют подступы к деревне, вооружают крестьян, дают им курс молодого бойца, наводят дисциплину. Урожай собран. Наступает день-М. На подступах к деревне замечают трёх разведчиков, убивают, узнав от одного из них дислокацию базы противника. Совершают туда рейд, убивают ещё несколько бандитов, сжигают их штаб, теряют при этом первого самурая из семи. На следующую ночь разъярённая банда приходит за добычей. Бой длится несколько дней. В конце - все бандиты убиты, из самураев в живых осталось трое. Крестьяне сажают рис.

Большую часть времени существования человечества как биологического вида (раз в сто большую, чем описанная история) общая численность людей не превышала миллиона экземпляров. Они не знали одежды, их язык был немногим богаче, чем у современных шимпанзе. Они редко доживали до 18. Женщины становились матерями около 12, умирали, потеряв перед этим все зубы годам к 17. Хотя в хороших землях случались и 50-летние мафусаилы.

Крестьяне, пославшие гонцов за помощью немногим отличались от тех людей, какими они были во времена Адама и Евы. Молодые выглядят чуть более яркими и сильными, поскольку однообразный монотонный труд из года в год не успел ещё окончательно затупить их восприятие, остановить мышление.

Ронины - бродяги-одиночки, посмышлёнее, им больше приходится импровизировать в жизни. Говорят, что народы, живущие охотой более проявляют силу характера и независимость, чем традиционные земледельцы, намертво привязанные к своим полям. Бандиты с другой стороны, - те же ронины, но сбившиеся в стаю.

Фильм о Японии, снятый японцем. Но отношения людей и само их внутренне устройство столь примитивны, что всё кажется очень понятным. Среди ронинов видны наиболее развитые личности. Старший из самураев, водящий пальцем по карте местности и выстраивающий стратегию обороны - вполне наш Серпилин, настоящий отец солдатам. За каждым из семёрки ощущается целая биография, и вы совсем не удивитесь, узнав, что Акира Куросава дейтвительно подробно придумал биографию каждого из этих воинов, описал детально их привычки и черты характера, даже так и не проявляющиеся в кадре, но чувствующиеся.

Конечно финальная битва происходит под проливным дождём, куда ж без этого, Куросава всё-таки. Едва ли режиссёр преднамеренно делал японский фильм адаптированным для восприятия западной публики, хотя он и стремился сделать его увлекательным, понятным. Однако у человека мира, задумавшего экранизацию "Идиота" ещё прежде прославившего его "Расёмон", впоследствии снявшего "На дне" по Горькому, "Телохранителя" - по Хэммету, которого у него будут потом "обратно" заимствовать и заимствовать европейцы и американцы - у него не могло получиться иначе. Закономерно, что творения Куросавы образуют мост взаимопроникновения между японской и европейской традициями. Кстати следует вспомнить, что Акира Куросава был одим из кумиров для Андрея Тарковского, и эти два гения однажды при встрече признались друг другу, что перед началом съёмок очередного своего нового фильма смотрят одни и те же фильмы друг друга. Тарковский - "Семь самураев", а Куросава - "Андрея Рублёва". Такой вот брудершафт на Олимпе.

4
Фото Алекс  Свитт
отзывы:
104
оценок:
109
рейтинг:
128
9

«100 лучших фильмов всех времён и народов».
«Семь самураев» (Япония, 1954).
Магическая сила цифры 7.

«Нет большей беды, чем недооценивать противника».

Лао-Цзы.


Здравствуйте. Меня зовут Акира Куросава. Сегодня я хотел бы поведать вам о своём великом фильме, под названием «Семь самураев»…

Так мог бы я начать свою статью, если бы, действительно, являлся этим знаменитым японским режиссёром. Однако я всего лишь маленький, простой любитель кинематографа (который просвещается, смотря классические картины, стараясь понять их, запомнить, ну и, конечно же, ухватить некое тайное послание зрителю), так, что лезть высоко, не буду. А хочется…

Хочется потому, что всё то, что я смотрел в старом, классическом кинематографе мне очень близко и понятно. Вот думал раньше, мол, я парень из XXI века, мне нравится качество плёнки, первоклассный звук, динамика, зрелищный экшн, красивые и харизматичные актёры, а значит, смотреть я буду только современные фильмы… А вот, посмотрел несколько классических лент, так и поразился: не цветная, потёртая плёнка, звук чуть хуже, присутствует даже какая-то наивность, а в целом - не уступают! И сценарий сильный (лихо закрученный), и актёры – то, что надо, и музыка, и съёмки!
«Да…», подумал я. «Любопытно. Любопытно и интересно». И стал смотреть...
Теперь я вижу, что эти великие, классические ленты (про которые твердят многие) – стоящее зрелище…

Да, вот, хотя бы, и сегодняшний пример – «Семь самураев», режиссёра Акиры Куросавы...
Тем, кто любит Японию, приключенческие фильмы и жанр аниме, данная картина может оказаться особенно близкой. Восточная культура, диалоги, характеры людей, обычаи и традиции – всё это бросается в глаза сразу. Для тех же, кто совсем ничего не знает об этом крае, следует пояснить…
Прежде всего, стоит отметить, что Акира Куросава для Японии, как национальный герой. Обладая безграничным талантом к киноискусству, он, начиная простым помощником при съёмочной группе, дорастает до уровня ассистента режиссёра, затем пишет первые сценарии, ну, а ещё чуть позже - становится сам у руля всего процесса…
Самое интересное, во всём этом было то, что режиссёр умел грамотно находить такие темы для своих фильмов, какие были бы близки народу, понятны и, в то же время, заставляли задуматься о жизни насущной…
Он рассказал нам о разных периодах из жизни Японии. Рассказал с интересом, подбирая толковых актёров, и тщательно прорабатывая детали сценария...
Ну и, такое серьёзное отношение к делу, не могло не заинтересовать также Европу, Америку. И Акира прославил свой край на весь мир. Сильно, не правда ли? Вроде бы, писал для своих, а оценить смогли все…

И с «Семью самураями» вышла та же история... Вот, что такое «Семь самураев»? Это художественная, драматическая, философско-приключенческая картина, рассказывающая нам о жизни крестьян XVI столетия, их проблемах с местными разбойниками (междоусобные войны, грабёж, насилие), и нанятых на защиту бедным работникам блуждающих самураев - ронинов (воинов, потерявших своих покровителей).
Всё. И мир оценил эту серьёзную историю. Ведь за те 203 минуты (3 часа и 23 минуты), что идёт фильм, господин Куросава постарался показать всё: быт крестьян, поиск самураев, стратегию, подготовки, конфликты, недопонимание, юмор, юношескую влюблённость, вылазки следопытов и… оборону деревни…

Честно скажу, меня потрясла эта картина. Подбор таких актёров, как Такаси Симура — Камбэй Симада (лидер самураев), Тисиро Мифунэ – Кикучио (седьмой участник отряда); логические и мудрые повороты сюжета; оборона деревни, а также неожиданная и интригующая концовка – способствовали тому, что я, со всей должной справедливостью, поставил этой картине высший балл на века.

Да… Сильно. Один парень веселил, лидер мудрости учил, юноша, своими действиями напоминал, что есть определённые правила и различия… И так далее… Сильно…

Сама цифра 7 тоже здесь неспроста. «Сильмарилион», 7 чудес света, «Белоснежка и семь гномов», 7 томов романа «Гарри Поттер», а в них — семь крестражей Волан-де-Морта, Джеймс Бонд – это агент 007, «Семь лет в Тибете», в азартных играх – 777 (это Госпожа Удача) и так далее…

Видится мне, что магия числа до сих пор не теряет свою силу. Недаром об этом говорит огромная популярность фильма, благодаря которому появились различные переделки этой истории.
Что ж… Это ещё раз подчёркивает силу японского кинематографа и безграничный талант режиссёра.

10 из 10.

Благодарю за внимание.


2
Фото zverushka
отзывы:
27
оценок:
47
рейтинг:
57
9

нет, дело не в экзотике.. дело в созданой атмосфере, "живых" персонажах и... очень много философского смысла, если зритель готов вдуматься.

очень интересен образ Кикучио, выходца из крестьян, желающего стать самураем: невежественный, но смелый, далекий от самурайской "доблести", но при этом жизненно адекватный и естественный, открытый...

великолепна общая зарисовка образа крестьян: под жалостью и убогостью скрывается то, что все у них на самом деле есть: и рис, и саке.. а в амбаре можно найти доспехи убитого ими самурая... но и они тоже жертвы тех же войн самураев, жгущих их деревни, что стали такими жалкими и подлыми...

если смотреть вдумчиво, повторюсь, - масса смысла, а в образах узнаваемы многие весьма современные индивиды.
отличное кино!

2
Фото Евгений Никулин
отзывы:
243
оценок:
248
рейтинг:
273
9

Фильм потрясающий. Учитывая в какие времена он снят. Ничего не приукрашено, все довольно натурально. Да это старый не HD не 3D черно-белый фильм без компьютерной графики, красивых боев, выстрелов и крови (даже цвет ее не отобразить), но снято гениально по запоминающейся атмосфере. Современные фильмы этим похвастаться, к сожалению чаще всего не могут. Не верил, но посмотрев убедился, что учится надо все таки у классиков кино, а не снимать ту несусветную хрень красивую технически, но провальную идейно и эмоционально.

1

Галерея